Судья Моисеева М.А. дело № 33а-5240/2020 (дело № 2а-503/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Соболева В.М.,
судей Санжаровской Н.Ю., Попова В.В.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре Республики Коми 26 октября 2020 года административное дело по апелляционной жалобе Безлепкина В.А. на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 27 августа 2020 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми к Безлепкину В.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени.
Заслушав доклад судьи Попова В.В., объяснения представителя административного истца Колегова И.О., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми обратилась в суд с административным исковым заявлением к Безлепкину В.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017 года в размере 723 рубля и пени на данную недоимку за период с 30 мая 2018 года по 24 октября 2018 года и с 04 декабря 2018 года по 04 июля 2019 года в размере 33 рубля 76 копеек, недоимки за 2019 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 7 101 рубль 77 копеек, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01 января 2020 года по 12 января 2020 года в размере 17 рублей 75 копеек, недоимки за 2019 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1 665 рублей 48 копеек, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 01 января 2020 года по 12 января 2020 года в размере 4 рубля 16 копеек.
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми и административный ответчик Безлепкин В.А., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли.
Заинтересованное лицо ГУ-УПФР в Усть-Вымском районе Республики Коми, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняло, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 27 августа 2020 года с Безлепкина В.А., проживающего по адресу: <Адрес обезличен>, в доход бюджета взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017 года в размере 723 рубля и пени за период с 30 мая 2018 года по 24 октября 2018 года и с 04 декабря 2018 года по 04 июля 2019 года в сумме 33 рубля 76 копеек, недоимка за 2019 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 7101 рубль 77 копеек, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01 января 2020 года по 12 января 2020 года в размере 17 рублей 75 копеек, недоимка за 2019 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1665 рублей 48 копеек, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 01 января 2020 года по 12 января 2020 года в размере 4 рубля 16 копеек; с Безлепкина В.А. в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Усть-Вымский» взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.
В апелляционной жалобе Безлепкиным В.А. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Представитель административного истца Колегов И.О. в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения.
Административный ответчик Безлепкин В.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в судебном заседании не принял. В обращении, поданном в суд апелляционной инстанции в форме электронного документа, просил об отложении рассмотрения жалобы, в связи с нахождением на «больничном», без приложения подтверждающих документов.
Заинтересованное лицо ГУ-УПФР в Усть-Вымском районе Республики Коми, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняло, просили о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, извещенного заблаговременно о времени и месте рассмотрения жалобы, которым доводы жалобы изложены достаточно полно, при этом документов, подтверждающих уважительность причин неявки и невозможность его участия в судебном заседании, не представлено.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании положений статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу требований пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно статьям 399 и 400 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (часть 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса РФ). Порядок установления налоговой ставки определен статьей 406 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Статьёй 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная указанной статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В соответствии с частью 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах.
Из материалов дела следует, что на имя Безлепкина В.А. в 2016-2017 годах было зарегистрировано право долевой собственности на объект недвижимого имущества - <Адрес обезличен>, в размере ? доли в праве собственности, которое в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации являлось объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
При таких обстоятельствах, Безлепкин В.А. являлся плательщиком налога на имущество физических лиц.
Налоговым органом Безлепкину В.А. направлялись налоговые уведомления <Номер обезличен> от 26 марта 2018 года и <Номер обезличен> от 10 августа 2018 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год и 2017 год соответственно. При этом, налоговым органом было учтено владение собственником указанным имуществом в размере ? доли в праве собственности и периодов владения.
Поскольку в установленный налоговым органом срок ответчиком не были уплачены суммы указанного налога и страховых взносов, налоговым органом начислены пени, Безлепкину В.А. направлены требования об уплате налога на имущество физических лиц и пени <Номер обезличен> по состоянию на 25 октября 2018 года со сроком уплаты до 03 декабря 2018 года и <Номер обезличен> по состоянию на 05 июля 2019 года со сроком уплаты до 01 ноября 2019 года.
Указанные требования об уплате налогов и пени налогоплательщиком не были исполнены.
Согласно положениям статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации размер страховых вносов, уплачиваемых плательщиками, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации определяется в следующем порядке: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 29354 рубля за расчетный период 2019 года; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6 884 рубля за расчетный период 2019 года.
Как следует из выписки ЕГРИП от 02.07.2020 в период с 04 октября 2019 года по 21 февраля 2020 года Безлепкин В.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Приведенные сведения не содержат информации о наличии у индивидуального предпринимателя работников, в связи с чем, ответчик не относился к плательщикам, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
По информации МИФНС России № 5 по Республике Коми за период с 04.10.2019 Безлепкиным В.А. отчетность, связанная с предпринимательской деятельностью, не предоставлялась.
По сведениям ГУ-УПФР в Усть-Вымском районе Безлепкин В.А. учитывался в качестве индивидуального предпринимателя, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, поскольку не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В период осуществления предпринимательской деятельности с 04.10.2019 по 21.02.2020 отчетность, связанную с предпринимательской деятельностью, в пенсионный орган не предоставлял.
При таких обстоятельствах, административный ответчик применительно к положениям подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком страховых взносов, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Поскольку административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за 2019 год, налоговым органом в адрес Безлепкина В.А. направлено требование № 874 по состоянию на 13 января 2020 года, об уплате страховых взносов в общем размере 8767,25 рублей и пени в размере 21,91 рублей, со сроком уплаты недоимки по страховым взносам и пени до 05 февраля 2020 года.
Требование об уплате страховых взносов и пени налогоплательщиком не было исполнено.
По правилам, установленным абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, обращение налогового органа с заявлением в суд о взыскании суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов производится в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Шестимесячный срок необходимо исчислять со дня окончания срока, предоставленного ответчику для уплаты налогов и пени в требовании, когда общий размер недоимки по налогам на имущество физических лиц, по страховым взносам и пени превысил 3000 рублей, то есть с 05 февраля 2020 года.
До истечения указанного шестимесячного срока, начавшегося с 05 февраля 2020 года, 28 мая 2020 года налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Судебным приказом мирового судьи Айкинского судебного участка Усть-Вымского района от 29.05.2020 с Безлепкина В.А. взыскана недоимка по налогам, страховым взносам и пени в общем размере 9545,92 рублей.
Определением мирового судьи Айкинского судебного участка Усть-Вымского района от 23.06.2020 указанный судебный приказ в связи с поступившими от Безлепкина В.А. возражениями был отменен.
22.07.2020 налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Безлепкина В.А. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017 годы и пени, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование и пени, всего на общую сумму в размере 9545,92 рублей.
При таких обстоятельствах, административным истцом соблюдены положения абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, а также положения статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающие пределы срока предъявления налоговым органом требований в порядке искового производства, а именно не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведёнными нормами, установив, что Безлепкиным В.А. несвоевременно уплачивался налог на имущество физических лиц, не уплачивались страховые взносы на обязательное медицинское и на обязательное пенсионное страхование, при этом налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога, сроки обращения в суд за взысканием задолженности истцом не пропущены, пришёл к выводу об удовлетворении заявленных налоговым органом требований при наличии правовых основании для удержания с ответчика задолженности по пени в размере, предъявленном налоговым органом.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствует обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы жалобы о незаконности решения, поскольку он не является единственным плательщиком налога на имущество физических лиц, т.к. является долевым собственником недвижимого имущества в размере ? доли в праве собственности, основаны на ошибочном толковании норм материального права. В соответствии с налоговыми уведомлениями Безлепкину В.А. налог на имущество физических лиц рассчитан, исходя из владения указанным недвижимым имуществом в размере ? доли в праве собственности, учитывая конкретные периоды владения имуществом.
Доводы жалобы об отбывании Безлепкиным В.А. наказания в виде лишения свободы в период с 24.07.2017 по 27.03.2019, в связи с чем, по месту своего постоянного жительства и регистрации он не проживал, и налоговые уведомления и требования не получал, являются несостоятельными. Материалами дела подтверждено, что налоговым органом возложенная на нее обязанность была исполнена, все указанные выше налоговые уведомления и требования были своевременно направлены налогоплательщику по месту его постоянного жительства и регистрации.
Доводы жалобы об отсутствии у Безлепкина В.А. обязанности уплачивать страховые взносы в связи с отсутствием у него доходов от предпринимательской деятельности, также основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку действующее законодательство не предусматривает освобождение от уплаты страховых взносов в связи с получением индивидуальным предпринимателем доходов от своей деятельности. Налоговым органом и пенсионным органом Безлепкин В.А. учитывался в качестве индивидуального предпринимателя, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в связи с чем, обязан был только за себя уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, оспариваемое судебное решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 27 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Безлепкина В.А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: