Решение по делу № 2-3181/2024 от 01.04.2024

УИД № 48RS0001-01-2024-002058-75 производство № 2-3181/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июня 2024 года                                 г.Липецк

Советский районный суд г.Липецка в составе:

председательствующего судьи Примаковой А.С.,

при секретаре Чумовицкой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сурковой Людмилы Павловны к администрации г. Липецка Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области о выплате компенсации за жилое помещение

У С Т А Н О В И Л:

Истец Суркова Л.П. обратилась с иском к Департаменту жилищно –коммунального хозяйства Администрации города Липецка о взыскании денежных средств за квартиру изымаемую для муниципальных нужд и взыскании судебных расходов. В обоснование требований указала, что ей на праве собственности принадлежит квартиры площадью 51,6 кв.м., расположенная п адресу: <адрес>, с кадастровым номером на основании договора купли продажи от 19 апреля 2021 года.

Постановлением администрации г.Липецка № 1198 от 08.07.2016 г. <адрес> был признан аварийным и в соответствии с адресной программой подлежал расселению.

Постановлением администрации г.Липецка №1352 от 02.05.2023 г. земельный участок с кадастровым номером 48:20:0035102:919, площадью 374 кв.м., расположенный под <адрес> подлежит изъятию.

Истцом был получен отчет ООО «РКК «Эксперт» №12545 от 11.10.2023 года о рыночной стоимости квартиры, которая составляет 3348 996 руб.

От ответчика истцом получена информация о выкупной стоимости квартиры в сумме 1730 000 руб., в соответствии с договором купли-продажи от 19.04.2021 года.

Истец не согласна с суммой выкупа 1730 000 рублей, так как ее рыночная стоимость определенная в отчете об оценке составляет 3348 996 руб., просит суд взыскать с ответчика указанную стоимость.

В судебном заседании истец Суркова Л.П. и ее представители Эсаулова Н.В., Иванова Е.О. поддержали исковые требования по изложенным в нем основаниям.

Дополнительно суду пояснила, что спорная квартиры была приобретена 19.04.2021 года по объявлению, при приобретении данной квартиры никто не говорил информации о том, что дом признан аварийным, в выписке ЕГРП отсутствовала данная информация, покупали у незнакомых людей, продавцы об аварийности дома ничего не сообщили. О том, что дом признан аварийным узнала в ходе проведения общих собраний в 2023 года.

Представитель ответчика администрации города Липецка по доверенности Горяинова О.А. иск не признала, поддержала письменный отзыв на исковое заявление.

Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени рассмотрения спора.

Третьи лица Ситникова Людмила Алексеевна, Шмелькова Елена Алексеевна, Долматова Евгения Алексеевна в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и документально подтверждено, что Суркова Л.П. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , на основании договора купли – продажи от 19 апреля 2021 года.

Согласно пункту 3 договора, цена вышеуказанной квартиры определена сторонами в размере 1 730 00 руб. Расчет производится в течении двух часов после подписания договора и подачи документов на государственную регистрацию.

В обоснование позиции о том, что истец приобретала для себя единственное жилье ею представлен договор купли продажи от 12.04.2021 года земельного участка и жилого дома    расположенного по адресу: <адрес> за 570 000 руб. земельный участок и 2000 000 руб. жилой дом.

Постановлением администрации города Липецка от 08.07.2016 № 1198 <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно пункту 3 данного постановления межведомственной комиссии г.Липецка по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным ( непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции поручено направить собственникам жилых помещений многоквартирного дома требования о сносе в срок до 22.06.2021.

Как усматривается из требования межведомственной комиссии г.Липецка по вопросам признания помещения жилым помещением. жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 12.11.2018 №2432 на имя Шмельковой Е.А., адресату, как собственнику жилого <адрес> в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу предложено в срок до 26.06.2021 совместно с другими собственниками произвести снос данного аварийного дома.

Постановлением администрации Липецкой области от 25.03.2019 №159 была утверждена областная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы", задачей которой определено переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

В приложении №2 к данной адресной программе определен Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 16.09.2016, в который под номером 143 включен и многоквартирный <адрес>, планируемая дата окончания переселения которого определена – 31.12.2023. При этом площадь, подлежащая расселению, указана 374,00 кв.м..

02.05.2023 администрацией города Липецка было издано Постановление                 № 1352 «Об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд», в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером , площадью 374 кв.м., разрешенное использование: для государственного жилищного фонда, для объектов жилой застройки, расположенный под многоквартирным домом <адрес>, а также жилые помещения по указанному адресу согласно приложению к настоящему постановлению, был изъят для муниципальных нужд в порядке, установленном действующим законодательством.

В приложении к данному Постановлению в перечне объектов недвижимости, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, подлежащих изъятию для муниципальных нужд города Липецка, под номером значится <адрес>, площадью 51,6 кв.м..

Истец в судебном заседании, поддерживая заявленные исковые требования, объяснила, что по заказу МУ «Управление капитального ремонта г.Липецка» был проведен отчет об оценке рыночной стоимости недвижимости №12545, согласно которому рыночная стоимость ее квартиры составляет – 3348 996 руб. С данной стоимостью квартиры она согласна, ее не оспаривает. Не согласна с возмещением ей стоимости в размере 1730 000 руб., поскольку в настоящее время за данные денежные средства она не сможет приобрести себе равноценное жилье, с учетом повышения стоимости жилья в городе Липецке. Кода совершала данную сделки, то не знала о том, что многоквартирный дом был признан аварийным, продавцы ей об этом не сообщили, из представленных документов не следовало о том. что дом признан аварийным.

Разрешая данный спор, возникший между сторонами, суд руководствуется нижеследующим.

В соответствии с положениями статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;….

6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.

Согласно пункту 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

Согласно пункту 49 данного Положения, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

В силу пункта 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Как уже было указано судом выше, Постановлением администрации города Липецка от 08.07.2016 № 1198 <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.

Поскольку, данный многоквартирный дом, признанный аварийным, собственниками расположенных в нем помещений не был снесен, у муниципалитета в силу возложенной действующим законодательством на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению условий для осуществления гражданами права на безопасность жилища, возникла обязанность осуществить изъятие для муниципальных нужд как земельного участка, на котором расположен указанный дом, так и каждого жилого помещения в указанном доме.

Порядок же такого изъятия определен частями 1 - 3, 5 – 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Согласно части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 27 декабря 2019 N 473-ФЗ, и действующей с 28 декабря 2019 года, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Частью 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.

Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В силу части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В соответствии с частью 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).

Статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

Из материалов дела усматривается, что на дату издания Постановления администрации г. Липецка №1198 от 08.07.2016 года <адрес> принадлежала Шмельковой Е.А., Долматовой Е.А.

Как следует из материалов дела, Шмелькова Е.А., Долматова Е.А. не реализовали свои правомочия по защите их жилищных прав любым из предусмотренных законодательством способов (получение равноценного возмещения, либо равнозначного жилого помещения), распорядившись принадлежащим им жилым помещением путем его продажи истцу.

Коль скоро, истица приобрела право собственности на квартиру 19.04.2021 года, то есть после введения в действие ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, то суд приходит к выводу об отсутствии у истца права требования предоставления ей компенсации по определению рыночной стоимости, а имеет право получить возмещение только в размере цены возмездной сделки – 1730 000 руб.

Поэтому заявленные ею исковые требования не подлежат удовлетворению.

Довод истца о том, что спорное жилое помещение является единственным жильем не является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Сурковой Людмилы Павловны к администрации города Липецка, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка о взыскании компенсации за жилое помещение, признанное аварийным и непригодным для проживания, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , в размере 3 348 996 рублей – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:                             А.С. Примакова

Мотивированное решение

изготовлено 04.07.2024 года.

2-3181/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Суркова Людмила Павловна
Ответчики
администрация г. Липецка
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка
Другие
Шмелькова Елена Алексеевна
Долматова Евгения Алексеевна
Эсаулова Наталья Викторовна
Ситникова Людмила Алексеевна
Суд
Советский районный суд г. Липецк
Судья
Примакова Анна Сергеевна
Дело на странице суда
sovetsud.lpk.sudrf.ru
01.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2024Передача материалов судье
08.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2024Подготовка дела (собеседование)
23.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2024Судебное заседание
18.06.2024Судебное заседание
27.06.2024Судебное заседание
04.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее