Дело № 2-16\2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«16» января 2019 г. Лазовский районный суд Приморского края
в составе: председательствующего Рыженко О.В.,
при секретаре Лукашенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лазовского района в защиту интересов Левша Натальи Владимировны к администрации Беневского сельского поселения, департаменту труда и социального развития Приморского края об установлении факта проживания, признании права на получение компенсационных выплат в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности включить в список пострадавших,
установил:
Прокурор Лазовского района в защиту интересов Левша Н.В. обратился в суд с иском к администрации Беневского сельского поселения об установлении факта проживания, признании права на получение компенсационных выплат в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности включить в список пострадавших, указав, что в результате проведённой проверки обращения Левша Н.В. по факту отказа во включении в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке было установлено, что Левша Н.В. на момент чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями на территории населённых пунктов Лазовского района Приморского края в августе 2018 года постоянно проживала по адресу: <адрес>, при обращении в администрацию Беневского сельского поселения с заявлением о включении в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке ей было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства. Факт причинения Левша Н.В. ущерба в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе 2018 года подтверждается актом обследования <адрес>.
Просит установить факт проживания Левша Н.В. в жилом доме, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе 2018 года, расположенном по адресу: <адрес>; признать за ней право на получение разовой материальной помощи, выплачиваемой за счёт средств резервного фонда администрации Приморского края в целях частичного покрытия расходов в размере 10, 0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке в соответствии с Постановлением администрации Приморского края от 15.05.2018 № 223-па «О создании и использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края» и возложить обязанность на администрацию Беневского сельского поселения включить её в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10,0 тыс. рублей в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке в соответствии с Постановлением администрации Приморского края от 15.05.2018 № 223-па «О создании и использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края».
В ходе производства по делу в качестве соответчика к участию в деле привлечён департамент труда и социального развития Приморского края.
В судебном заседании пом. прокурора Дзёмина О.Ю. просила пункт 2 заявленных требований изменить: признать за Левша Н.В. право на получение разовой материальной помощи за счёт средств финансового резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края в размере 10, 0 тыс. рублей в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке в соответствии с Постановлением администрации Приморского края от 15.05.2018 № 223-па «О создании и использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края», остальные требования поддержала в полном объёме.
В судебном заседании Левша Н.В. настаивала на удовлетворении иска и пояснила суду, что в 2010 году она с двумя детьми приехала в <адрес> из <адрес> на постоянное место жительства. Сначала проживали у её родителей, затем за средства материнского капитала она приобрела жилой дом по <адрес>, в котором она с детьми проживают по настоящее время. Дети учатся в средней школе <адрес>, она работает не официально. В период ЧС сильно затопило огород, семья осталась без овощей, сейчас им с овощами помогают неравнодушные люди. До ноября 2018 года она была прописана по месту жительства мужа в <адрес>, муж длительное время находился в местах лишения свободы и просил её не выписываться из квартиры, поэтому с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она оформляла регистрацию по месту пребывания в <адрес>, после ДД.ММ.ГГГГ хотела зарегистрироваться по месту своего жительства, так как у бывшего мужа появилась новая семья, но не успела, начались дожди. С 14 ноября 2018 года по месту своего жительства в <адрес> она имеет постоянную регистрацию.
Представитель ответчика в суд не прибыл, в поступившем ко дню рассмотрения дела заявлении глава администрации Беневского сельского поселения Козуля И.А. просила рассмотреть дело в своё отсутствие и указала об отсутствии возражений по заявленным требованиям.
Представитель ответчика департамента труда и социального развития Приморского края в суд не прибыл, о времени и месте судебного разбирательства уведомлён. Дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель третьего лица Отдела труда и социального развития по Лазовскому муниципальному району в суд не прибыл, о времени и месте судебного разбирательства надлежаще уведомлён, просил рассмотреть дело в своё отсутствие. В представленных возражениях не согласился с заявленными требованиями, полагая об отсутствии у Левша Н.В. регистрации по месту жительства.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании показала, что является жительницей <адрес>, с Левша Н.В. знакома с детства. В 2000 году она с семьёй снимала дом по <адрес>, когда по-соседству Левша за средства материнского капитала приобрела дом и стала проживать в нём со своими дочерьми. В 2011 она переехала с семьей на <адрес>, где проживает по настоящее время, Левша осталась проживать в своём доме, но в последнее наводнение сильно затопило её дом и огород, дом пошёл трещинами, в подвале до сих пор стоит вода, поэтому Левша с детьми вынуждены проживать у матери в <адрес>.
Суд, выслушав пом. прокурора Дзёмину О.Ю., Левша Н.В., свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии с п. 10 ч. 2 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение.
Согласно требованию ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.
Согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», на основании Устава Приморского края, Закона Приморского края от 02 декабря 1999 года № 74-КЗ «О защите населения на территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» администрация Приморского края Постановлением от 15 мая 2018 года № 223-па утвердила Положение о создании и использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края.
В соответствии с п. 6.1 данного Положения основанием для выделения средств из финансового резерва является правовой акт администрации Приморского края, принятый в соответствии с решением Комиссии, в котором указываются размер ассигнований и их пообъектное распределение или размер средств, выделяемых для оказания разовой материальной помощи в разрезе муниципальных образований, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, и размер почтовых расходов, необходимых для доставки разовой материальной помощи пострадавшим гражданам, или размер разовой материальной помощи (финансовой помощи) пострадавшим гражданам на основании судебных решений, или размер почтовых расходов, необходимых для доставки единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, единовременного пособия, в случае выделения средств Приморскому краю из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в том числе на основании судебных решений.
Согласно п.п. ж п. 6.2 Положения средства финансового резерва выделяются для частичного покрытия расходов на финансирование и проведение следующих мероприятий: оказание разовой материальной помощи пострадавшим гражданам Российской Федерации, местом жительства которых на дату введения решением Губернатора Приморского края режима чрезвычайной ситуации межмуниципального или регионального характера являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципальных образований Приморского края в границах зоны чрезвычайной ситуации, в том числе на основании судебных решений, в размере 10,0 тыс. рублей – в связи с утратой урожая на земельном участке (придомовом земельном участке; садовом земельном участке; огородном земельном участке; дачном земельном участке, предоставленном гражданину без права возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем; земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства), расположенном в границах территории муниципального образования Приморского края, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (сумма выплачивается на один земельный участок).
В соответствии с п. 7.4 данного Положения для обоснования выделения средств из финансового резерва для оказания разовой материальной помощи органы местного самоуправления муниципальных образований представляют в департамент труда и социального развития Приморского края через его территориальные отделы помимо иных документов, списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация, по форме согласно приложению № 5 к настоящему Положению.
Согласно п. 7.5.3 этого же положения формирование данного списка пострадавших граждан в отношении придомового земельного участка осуществляется на основании:
заявления о включении пострадавших граждан в список на оказание разовой материальной помощи по установленной форме;
актов обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местнрого самоуправления муниципальных образований, по установленной форме;
документов, подтвреждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства в жилых домах, имеющих придомовые земельные участки, расположенных на территории муниципальных образований Приморского края, оказавшихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
Общеизвестным является тот факт, что в результате выпадения обильных осадков в августе 2018 года произошел подъем уровня воды в реках Лазовского района, сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с выходом паводковых вод, подтоплением жилого сектора, разрушением дорожного полотна автодорог регионального значения. Режим чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории Лазовского муниципального района был введен постановлением главы Лазовского муниципального района от 04 сентября 2018 года № 599, границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах Беневского сельского поселения: <адрес>, в частности, <адрес>.
Согласно постановлению Губернатора Приморского края от 27.08.2018 № 43-пг «О введении на территории Приморского края режима чрезвычайной ситуации регионального харакетра (в ред. постановления Губернатора Приморского края от 06.09.2018 № 47-пг) Лазовский район 06 сентября 2018 года включён в зону чрезвычайной ситуации регионального характера.
Из представленных материалов следует, что на основании договора купли-продажи (жилого дома) от ДД.ММ.ГГГГ Левша Н.В. и её дочери ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеют в общей долевой собственности, доля в праве 1\3, жилой дом по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении Левша Н.В. была зарегистрирована по месту пребывания с 23 августа 2013 года по 20 августа 2018 года, с 14 ноября 2018 года имеет в указанном жилом помещении постоянную регистрацию.
05 сентября 2018 года Левша Н.В., проживающая в <адрес> обратилась к главе администрации муниципального образования с заявлением о включении пострадавших граждан в список на оказание разовой материальной помощи в размере 10,0 тыс рублей в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Согласно акту обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации паводка от 05 сентября 2018 года в присутствии Левша Н.В. осмотру подвергнут в связи с утратой урожая земельный участок расположенный в границах территории муниципального образования, на которой сложилась чрезвычайная ситуация по адресу: <адрес> установлено, что картофель и овощи затопило водой, заключение комиссии: урожай утрачен в результате чрезвычайной ситуации, размер разовой материальной помощи составляет 10, 0 тыс. рублей.
24 сентября 2018 года Левша Н.В. обратилась к прокурору Лазовского района в заявлением, в котором указала об отказе главы администрации в помощи в связи затоплением огорода, где пропали все овощи и картофель, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства.
Одним из обязательных условий для признания за гражданином разовой материальной помощи является установление факта постоянного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, при этом отсутствие регистрации по месту жительства на момент паводка не является основанием для отказа в выплате данной помощи.
Таким образом, обстоятельством, имеющем существенное значение для разрешения настоящего дела является установление факта проживания Левша Н.В. на момент паводка по адресу: <адрес>.
Имеющиеся в материалах дела документы, а именно: правоустанавливающие документы на жилой дом, сведения о составе семьи, свидетельство о регистрации по месту пребывания, справки ФАП <адрес>, справка МБОУ <данные изъяты> средняя общаобразовательная школа № <адрес>, акт обследования утраченного урожая от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Левша Н.В. указана как потерпевшая, обращение о включении в списки пострадавших граждан, пояснения свидетеля ФИО5 свидетельствуют о постоянном проживании истца с 2011 года в жилом доме по указанному адресу на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
Анализируя представленные доказательства, сомнений в том, что Левша Н.В. и её дочери постоянно проживали в жилом помещении, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации на дату введения режима чрезвычайной ситуации регионального характера, у суда отсутствуют, в связи с чем суд полагает признать Левша Н.В. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе 2018 года, признать за ней право на получение разовой материальной помощи в размере 10 000 рублей за утрату урожая, поскольку факт утраты урожая достоверно установлен в судебном заседании и подтверждён материалами дела.
Учитывая то, что согласно п. 7.5. списки пострадавших граждан, предусмотренные подпункта 4 пункта 7.4 Положения, формируются органами местного самоуправления муниципальных образований, то обязанность по включению Левша Н.В. в списки пострадавших, следует возложить на администрацию Беневского сельского поселения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 214 ГПК РФ, суд
решил:
Установить факт проживания Левша Натальи Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> в жилом доме, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе 2018 года, расположенном по адресу: <адрес>, на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
Признать за Левша Натальей Владимировной право на получение разовой материальной помощи за счёт средств финансового резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края в размере 10 000 рублей в связи с утратой урожая на земельном участке.
Обязать администрацию Беневского сельского поселения включить Левша Н.В. в списки граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи, выплачиваемой за счёт средств финансового резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края в целях частичного покрытия расходов в размере 10 000 рублей в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах зоны чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано сторонами в Приморский краевой суд через Лазовский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение суда изготовлено 21 января 2019 года.
Председательствующий О.В. Рыженко