Решение по делу № 2-275/2024 (2-2719/2023;) от 15.12.2023

УИД 50RS0004-01-2023-002943-08             2-275/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ЯНВАРЯ 2024 ГОДА

г. Волоколамск Московской области

Волоколамский городской суд Московской области в составе судьи Ошурко В.С.

при секретаре Тепляковой О.Н.,

с участием ответчика Великой Е.Г.,

    рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Московской области к Великой Е.Г. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка,

    У С Т А Н О В И Л:

Истец Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в суд с иском к Великой Е.Г., в котором просит взыскать плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка площадью 2728 кв.м с кадастровым номером в размере <данные изъяты>, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с уведомлением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об изменении на основании утвержденных ПЗЗ ВРИ земельного участка изменен ВРИ земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности Великой Е.Г., с ВРИ «для приусадебного хозяйства» на ВРИ «для индивидуального жилищного строительства». Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило соответствующее уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты> руб. в адрес Великой Е.Г., указанный в предоставленных Управлением Росреестра по Московской области документах. Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России, Уведомление было получено Великой Е.Г. ДД.ММ.ГГГГ. В связи с не поступлением в бюджет <адрес> платы за изменение ВРИ земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес Великой Е.Г. претензию от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России, претензия вернулась в Минмособлимущество ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени плата за изменение ВРИ земельного участка в бюджет Московской области не поступила.

Истец Министерство имущественных отношений Московской области о месте и времени слушания дела надлежащим образом извещено, в судебное заседание представитель не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Ответчик Великая Е.Г. исковые требования не признала, суду пояснила, что действительно обращалась с заявлением об изменении вида разрешенного использования своего земельного участка в связи с реконструкцией жилого дома, однако ей не было известно о платном характере данной услуги. Заявила о пропуске срока исковой давности.

Рассмотрев заявленные исковые требования, заслушав объяснения ответчика, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В силу положений пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В силу части 3 статьи 37 ГрК РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выбор предусматривающего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, осуществляется при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между установленной кадастровой стоимостью земельного участка и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.

Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен статьей 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 N 1190/57 "Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".

В соответствии с законодательством Московской области плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении ВРИ земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную) ведение личного подсобного хозяйства, ведение дачного хозяйства, ведение садоводства.

В соответствии с частью 9 статьи 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме в срок, установленный частью 16 указанной статьи.

Из материалов дела усматривается, что в связи с реконструкцией жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ответчик Великая Е.Г. ДД.ММ.ГГГГ обращалась в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 2 728 кв.м. по адресу <адрес> с кадастровым номером с «для приусадебного хозяйства» на «для индивидуального жилищного строительства». Государственная услуга была оказана. Данные обстоятельства подтверждаются уведомлением о уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям градостроительства и градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, выписками из ЕГРН, другими материалами дела. Таким образом, у ответчика возникла обязанность по внесению платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с пунктом 3 Порядка N 1190/57, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле: где: Р - размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; С - ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (%), установленная постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N 1190/57; КС1 - кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка; КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка; У - разница между кадастровыми стоимостями земельного участка во всех случаях изменения вида разрешенного использования, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, исчисляется по каждому случаю изменения вида разрешенного использования земельного участка отдельно;

Истец на основании указанных норм произвел расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, которая составила <данные изъяты> рублей.

Основания освобождения от платы за изменение вида разрешенного использования установлены в п. 3 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно данной норме указанная плата не взимается при условии, что вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования, приведенный в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом Московской области. Законом N 23/96-ОЗ (статья 5.2) приведен исчерпывающий перечень оснований для освобождения собственника земельного участка от внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.

Кроме оснований, установленных в п. 3 ст. 22 Федерального закона N 43-ФЗ, к основаниям освобождения также относятся случаи, если ВРИ земельного участка изменяется на вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию на земельном участке объекта капитального строительства, относящегося к видам объектов капитального строительства, имеющим важное социально-экономическое значение для развития Московской области и включенным в перечень, утвержденный Правительством Московской области.

В рассматриваемом случае, ни одно из оснований, установленных Федеральным законом от N 43-ФЗ и Законом N 23/96-ОЗ, не относится к случаю изменения вида разрешенного использования ответчиком.

Согласно п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

По данному делу установлено, что вид разрешенного использования земельного участка изменен на основании заявления об изменении вида разрешенного использования, а не установлении соответствия разрешенного использования, поскольку в материалы дела представлено решение администрации Волоколамского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ исх - об отказе в предоставлении Государственной услуги « Установление соответствия вида разрешенного использования земельных участков « в виду отказа Великой Е.Г. от заявления (отзыва заявления на предоставление услуги). Соответственно, вид разрешенного использования изменен на предусматривающий строительства, что в силу императивной нормы ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ обязывает ответчика внести соответствующую плату.

Суд не соглашается с доводами ответчика о пропуске истцом исковой давности при обращении в суд с данным иском, поскольку согласно части 16 статьи 5.1 Закона N 23/96-03 собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления, за исключением случая, предусмотренного частью 17 настоящей статьи.

В случае не внесения платы за изменение вида разрешенного использования собственником земельного участка в тридцатидневный срок с момента получения уведомления о размере платы уведомление считается утратившим силу.

Согласно ч.17 статьи 5.1 Закона N 23/96-03 в случае невнесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с предоставленной рассрочкой, уполномоченный орган Московской области обеспечивает защиту имущественных прав в судебном порядке.

Истцом в адрес ответчика направлено уведомление ДД.ММ.ГГГГ, получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. В виду не внесения платы истцом в адрес ответчика направлена претензия ДД.ММ.ГГГГ, которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд, с настоящим истцом истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока исковой давности.

Согласно ст. 106 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства имущественных отношений Московской области к Великой Е.Г. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка – удовлетворить.

Взыскать с Великой Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, паспорт: серия , проживающей по адресу: <адрес>,

в пользу Министерства имущественных отношений Московской области, ИНН 7725131814, плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца путем принесения апелляционной жалобы через Волоколамский городской суд Московской области.

СУДЬЯ:            подпись            В.С. ОШУРКО.

Мотивированное решение изготовлено 29.01.2024 года.

Судья: подпись

Копия верна.

Судья

2-275/2024 (2-2719/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство имущественных отношений Московской области
Ответчики
Великая Елена Геннадьевна
Другие
УФСГРКиК по МО
Суд
Волоколамский городской суд Московской области
Дело на странице суда
volokolamsk.mo.sudrf.ru
15.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
15.12.2023Передача материалов судье
15.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2024Судебное заседание
23.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее