Решение по делу № 33а-5495/2019 от 08.05.2019

Судья Сидорчук М.В.

Докладчик    Конева Ю.А.                     Дело № 33а-5495/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего                 Никитиной Г.Н.,     

судей     Коневой Ю.А., Кошелевой А.П.,

при секретаре     Солодовой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 04 июня 2019 года административное дело по апелляционной жалобе представителя Поскотиновой В.В., Титовца Н.С.Толмачева А.Е. на решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 27 февраля 2019 года, которым признан незаконным приказ Администрации Октябрьского района г.Новосибирска от 10.09.2018 года №1708-од, администрация Октябрьского района г.Новосибирска обязана включить Титовца Н. С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с 10.09.2018 года, в удовлетворении остальной части требований отказано.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Коневой Ю.А., объяснения представителя административного истца Степановой Л.С., судебная коллегия

    у с т а н о в и л а:

Поскотинова В.В. в интересах несовершеннолетнего Титовца Н.С. обратилась в суд с административным иском, просит признать незаконным приказ администрации Октябрьского района г.Новосибирска № 1708-од от 10.09.2018 г.; обязать администрацию включить Титовца Н.С. в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г.Новосибирска с даты 10.09.2018 г.; обязать администрацию восстановить право Титовца Н.С. на получение благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по достижении восемнадцатилетнего возраста в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований административный истец указала, что Поскотинова В.В. является попечителем своего несовершеннолетнего внука — Титовца Н. С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., оставшегося без попечения родителей. На основании приказа администрации Октябрьского района г.Новосибирска от 18.03.2004г. -од определено, что за Титовцом Н.С. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, с нарушением нормы жилой площади.

20.08.2018 года Поскотинова В.В. обратилась в администрацию Октябрьского района города Новосибирска с заявлением о постановке несовершеннолетнего Титовца Н.С. на учет для получения жилья как ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

По результатам рассмотрения заявления был издан приказ №1708-од от 10.09.2018 г. об отказе во включении несовершеннолетнего Титовца Н.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Административный истец не согласилась с указанным приказом, полагала, что он является незаконным и необоснованным, так как ссылка административного ответчика на то, что несовершеннолетний проживает в доме своего деда и обеспечен жильем, не может служить основанием для освобождения администрации Октябрьского района города Новосибирска от своих обязательств по обеспечению граждан жильем, так как не соответствует действительности, противоречит закону.

31.01.2019 г. администрацией Октябрьского района города Новосибирска был издан приказ №156-од о включении Титовца Н.С. в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. При этом, жизненные условия Титовца Н.С. с момента вынесения первого приказа не изменились, в связи с чем можно предположить, что, издав новый приказ, административный ответчик по факту признает незаконность ранее вынесенного приказа, однако в продолжение изначально выявленного нарушения ставит сироту на учет с 31.01.2019 г., что на пять месяцев позже предусмотренных законом сроков, следовательно, устранения нарушенного права не последовало. Невыполнение возложенных на административного ответчика обязанностей повлекло нарушение права Титовца Н.С. на получение жилья, что подлежит восстановлению.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились административные истцы Поскотинова В.В., Титовец Н.С.

В апелляционной жалобе их представителем Толмачевым А.Е. изложена просьба об изменении решения Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 27 февраля 2019 года в части отказа в удовлетворении требований об обязании администрации Октябрьского района города Новосибирска восстановить право Титовца Н. С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. на получение благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по достижении восемнадцатилетнего возраста, в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу, путём обязания администрации Октябрьского

района города Новосибирска восстановить право Титовца Н. С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на получение благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по достижении восемнадцатилетнего возраста, в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о преждевременности заявленных требований, а также о неподтверждении факта нарушения права ответчиком в части требований о возложении обязанности на администрацию Октябрьского района города Новосибирска восстановить право Титовца Н. С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. на получение благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по достижении восемнадцатилетнего возраста, в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Между тем, преждевременность заявленных требований суд не обосновывает, нормами не мотивирует, к позиции вышестоящих судов не обращается.

Кроме того, суд первой инстанции указав, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями граждан осуществляются от имени мэрии г. Новосибирска управлением по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска, проигнорировал требования абзаца 3 подпункта «г» пункта 2.50 приложения к Постановлению от 30.06.2015 № 4395, который непосредственно указывает на обязанность именно административного ответчика предоставления указанным лицам жилых помещений.

Проверив материалы дела в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является одновременное наличие двух условий: несоответствие принятого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого приказа администрации Октябрьского района и необходимости восстановления нарушенных прав истца путем указания даты, с которой лицо подлежит включению в список лиц на предоставление жилого помещения.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Новосибирске регулируются Законом Новосибирской области от 5.06.2013 г. № 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Кроме того, приказом Министерства социального развития Новосибирской области от 29.06.2015 № 583 утвержден Административный регламент предоставления органами местного самоуправления муниципальных образования Новосибирской области, осуществляющими отдельные государственные полномочия Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственной услуги по обеспечению граждан жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Из материалов дела следует, что приказом Главы администрации Октябрьского района города Новосибирска от 10.09.2018 № 1708-од Поскотиновой В.В., являющейся попечителем несовершеннолетнего внука Титовца Н.С., отказано во включении Титовца Н. С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что Титовцу Н.С. отказано в установлении факта невозможности проживания по адресу: <адрес>.

Приказом от 31.01.2019 № 156-од Главы администрации Октябрьского района города Новосибирска Титовец Н.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, документы Титова Н.С. переданы в отдел по жилищным вопросам для формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по району.

Суд первой инстанции, установив, что на момент издания приказа администрацией Октябрьского района г.Новосибирска от 10.09.2018 г. имелись основания для включения в соответствующий список, восстановил права Титовца Н.С. с 10 сентября 2018 г., в остальной части исковых требования отказал.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда о наличии оснований для включения Титовца Н.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Данные обстоятельства административным ответчиком администрацией Октябрьского района г.Новосибирска не оспариваются, требования о включении Титовца Н.С. в список с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком признаны (отзыв на л.д. 100, 101).

Апеллянтом оспаривается отказ суда в части восстановления прав Титовца Н.С., который должен быть реализован, по мнению апеллянта, путем возложения на администрацию Октябрьского района г.Новосибирска обязанности предоставить жилое помещение.

Судебная коллегия отмечает, что административным истцом требования о предоставлении жилого помещения не заявлены (уточнение на л.д. 93-96), способ восстановления права Титовца Н.С. на получение благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по достижении восемнадцатилетнего возраста, в течение месяца с момента вступления решения в законную силу не указан.

Исходя из заявленных требований к администрации Октябрьского района г.Новосибирска районным судом установлено нарушение прав несовершеннолетнего и восстановлены его права путем изменения даты включения в соответствующий список.

В соответствии с пунктом 52 статьи 1 Закона Новосибирской области от 10.12.2013 № 411-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образования Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе по предоставлению гражданам специализированных жилых помещений, наделяются органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области.

В целях осуществления отдельных государственных полномочий Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных органам местного самоуправления города Новосибирска мэрией города Новосибирска принято постановление мэрии города Новосибирска от 30.06.2015 № 4395 «Об осуществлении от имени мэрии города Новосибирска отдельных государственных полномочий Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных органам местного самоуправления города Новосибирска».

Раздел 2 приложения к постановлению мэрии города Новосибирска от 30.06.2015 № 4395 предусматривает перечень отдельных государственных полномочий Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных органам местного самоуправления города Новосибирска, осуществляемых от имени мэрии города Новосибирска администрациями районов (округа по районам) города Новосибирска. Предоставление гражданам, указанным в Федеральном законе № 159-ФЗ, благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений к полномочиям администраций района (округа) не отнесено.

Согласно разделу 3 приложения к постановлению мэрии города Новосибирска от 30.06.2015 № 4395 предоставление гражданам, указанным в Федеральном законе № 159-ФЗ, благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется от имени мэрии города Новосибирска управлением по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска.

С учетом изложенного, доводы апеллянта о возложении на администрацию Октябрьского района обязанностей по предоставлению Титовцу Н.С. жилого помещения не основаны на нормах права.

Таким образом, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права, при соблюдении требований процессуального законодательства.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 27 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Поскотиновой В.В., Титовца Н.С.Толмачева А.Е. – без удовлетворения.

Председательствующий                     Никитина Г.Н.

                                    Конева Ю.А.

                                    Кошелева А.П.

33а-5495/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Титовец Никита Сергеевич
Поскотинова Вера Владимировна
Ответчики
Администрация Октябрьского района г. Новосибирска
Другие
Степанова Любовь Сергеевна
Мэрия г. Новосибирска
Суд
Новосибирский областной суд
Судья
Конева Юлия Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
24.07.2020Судебное заседание
24.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2020Передано в экспедицию
04.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее