судья Тикаев И.Г.
номер дела в суде первой инстанции №2-1348/2021
УИД 05RS0021-01-2021-003253-46
номер дела в суде апелляционной инстанции № 33-696/2022 (33-8788/21)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 февраля 2022 года г.Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Сатыбалова С.К.,
судей Минтемировой З.А. и Биремовой А.А.,
при секретаре судебного заседания Гусейновой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика по доверенности Магомедова Р.А. на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 10 сентября 2021 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Абдурашидовой Муъминат Гасановны к Администрации городского округа «город Каспийск» об обязании предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, иным требованиям законодательства, находящееся в границах города Каспийск не ниже социальной нормы удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа «город Каспийск» во внеочередном порядке предоставить Абдурашидовой Муъминат Гасановне, <дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, иным требованиям законодательства, находящееся в границах города Каспийск не ниже социальной нормы».
Заслушав доклад судьи Минтемировой З.А., судебная коллегия
установила:
Абдурашидова М.Г. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа «город Каспийск» об обязании предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, иным требованиям законодательства, находящееся в границах города Каспийск, не ниже социальной нормы.
В обоснование требований указано, что она является сиротой, в связи с чем, ей полагается специализированное жилое помещение по договору социального найма. С учетом того, что она состоит на учёте в списке детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения вне очереди. На ее обращение получен ответ из Администрации городского округа «город Каспийск» от 22 сентября 2020 года, согласно которому Абдурашидова М.Г. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жильем в 2020 году состоит в очереди под номером №85, а в 2021 году состоит в очереди под номером №75. Полагает, что непредставление специализированного жилого помещения со стороны ответчика нарушает ее права, в связи с чем, истец обратилась в суд.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика по доверенности Магомедов М.Р.. Указывает, что согласно учетным данным Администрации г.Каспийск Абдурашидова М.Г. поставлена на учет в июле 2019 года и за период ее нахождения на учете ее очередность до момента обращения в суд уменьшилась с 87 до 75. Администрация г.Каспийска не оспаривает право истца на получения жилья, как лица, оставшегося без попечения родителей и намерено обеспечить реализацию ее прав, однако, полагает, что жилье она должна получить в порядке очередности по списку, составленному в зависимости от даты обращения и постановки на учет. В противном случае, будут нарушены права и интересы детей данной категории, вставших на учет ранее, и имею право, как и истец, на получение жилья. Просит отменить обжалуемое решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представители ответчика – Администрации г.Каспийск, и третьих лиц Министерства образования и науки Республики Дагестан, отдела опеки и попечительства Администрации ГО «город Каспийск», Прокуратуры г. Каспийск и Прокуратуры Республики Дагестан, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствует отчет об отслеживании почтового отправления, об уважительных причинах неявки не сообщили.
Принимая во внимание, что согласно ч. 1 ст. 327, ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка лиц, участвующих в деле, и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия полагала возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения истца Абдурашидовой М.Г., судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу статьи 1 Закона Республики Дагестан от 4 декабря 2008 года №57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
В силу требований ч.2 ст.4 указанного закона органы государственной власти Республики Дагестан обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, осуществлять контроль за их исполнением; формировать список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Республики Дагестан от 14 декабря 2020 года № 269 «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и формы отчета об осуществлении органом местного самоуправления переданных государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Министерство образования и науки Республики Дагестан определено уполномоченным органом, осуществляющим контроль за исполнением указанных государственных полномочий.
Согласно пунктам 4.58 и 4.8 Положения о Министерстве образования и науки Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 июля 2014 года № 350, данное министерство реализует государственную политику в области социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предусмотренных на эти цели.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Левашинского районного суда Республики Дагестан от 6 мая 2016 года установлен факт отсутствия родительского попечения со стороны родителей – отца ФИО1 и матери ФИО2 над несовершеннолетней Абдурашидовой М.Г. (л.д. 9-14).
Истец принята на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением в 2019 году и из ответов на обращения истца в адрес ответчика, следует, что в 2019 году она в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состояла под номером 87, а в 2000 году под номером 85 (л.д.7, 8)
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на Администрацию ГО «город Каспийск» обязанности предоставить Абдурашидовой М.Г. вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, иным требованиям законодательства, находящееся в границах города Каспийск не ниже социальной нормы.
Учитывая, что государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, установленные федеральным законодательством обязательства ответчиком не исполнены, право Абдурашидовой М.Г. на обеспечение жилым помещением на момент обращения в суд не реализовано и жилье ею не получено, судебная коллегия полагает законными и обоснованными указанные выводы суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что решением суда нарушаются права и свободы иных детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет более ранней датой и нуждающихся в жилых помещениях, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указанные доводы противоречат нормам права, которые предусматривают дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, поэтому с учетом изложенных обстоятельств не могут быть приняты во внимание.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 10 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 февраля 2022 года.