Гражданское дело № 2-405/2019г.
(соед. с № 2-406/2019 по № 2-407/2019).
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
П. Ясногорск 20 июня 2019г.
Оловяннинский районный суд в составе председательствующего федерального судьи Оловяннинского районного суда Забайкальского края Радченко В.М.
При секретаре Каменскас А.А.
С участием помощника прокурора Оловяннинской районной прокуратуры Жаповой А.С.
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданские дела по искам заместителя прокурора Оловяннинского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ "Золотореченская СОШ, МБОУ «Оловяннинская СОШ №1", МБОУ «Оловяннинская СОШ № 235», администрации муниципального района « Оловяннинский район» об обязании восстановить целостность ограждения по всему периметру территории учреждения, суд
установил:
Прокуратурой района в ходе проверки исполнения законодательства направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях в МБОУ «Золотореченская СОШ», МБОУ «Оловяннинская СОШ №1", МБОУ «Оловяннинская СОШ № 235» установлены нарушения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности в образовательных организациях, в том числе Федерального закона от 06.03.2006 №35- ФЗ «О противодействии терроризму». МБОУ «Золотореченская СОШ» ограждена частично, отсутствует ограждение с боковых и передней стороны школы, отсутствуют центральные ворота; территория МБОУ «Оловяннинская СОШ №1» ограждена частично, отсутствует ограждение с северо-западной стороны, около хоккейной коробки; территория МБОУ «Оловяннинская СОШ № 235» также ограждена частично, отсутствует ограждение с юго-западной стороны, по улице Клубной и по всему периметру боковой и тыловой части школы, возможен въезд любого автотранспорта и нахождения на территории посторонних лиц, что в свою очередь приводит к доступу третьих лиц на территории образовательных учреждений.
Просят Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Золотореченская средняя общеобразовательная школа», Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оловяннинская средняя общеобразовательная школа №1», Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оловяннинская средняя общеобразовательная школа №235», в течение четырех месяцев, с момента поступления финансирования восстановить целостность ограждения по всему периметру территории перечисленных выше учреждений. Обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» профинансировать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Золотореченская средняя общеобразовательная школа», Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оловяннинская средняя общеобразовательная школа №1», Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оловяннинская средняя общеобразовательная школа №235», для восстановления целостности ограждения по периметру школу, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 20.06.2019 г. гражданские дела, по искам заместителя прокурора Оловяннинского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ "Золотореченская СОШ, МБОУ «Оловяннинская СОШ №1", МБОУ «Оловяннинская СОШ №235», администрации муниципального района « Оловяннинский район» об обязании восстановить целостность ограждения по всему периметру территории учреждения, соединены для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебном заседании помощник прокурора Оловяннинского района Жапова С.А. на требованиях настаивала, просил удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ «Золотореченская СОШ» в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени судебного заседания надлежащим образом извещены, представили пояснительную записку, согласно которой, строительство МБОУ «Золотореческая СОШ» осуществлялось с мая 2013 г. по февраль 2014 г., заказчиком при строительстве данного объекта была администрация МР Оловяннинский район, ограждение территории было заложено в смету при строительстве.
Представитель МБОУ «Оловяннинская СОШ №1», в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен, согласно имеющейся в материалах дела телефонограмме, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель МБОУ «Оловяннинская СОШ № 235», исковые требования не признал, просил в иске отказать, о чем направил телефонограмму.
Представитель администрации МР «Оловяннинский район» в судебном заседании участия не принимал, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд с учетом согласия прокурора, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование - помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
В силу с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона, образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральным законом от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу статьи 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. п. "а" и "б" п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ "О противодействии терроризму").
В соответствии п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 07.10.2017 г. N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", которое вступило в силу с 21.10.2017 г. и которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
В силу п. 17 Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 г. N 1235 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Приказом Федерального агентства по образованию от 1 сентября 2008 года N 1126 "О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования" установка периметрального ограждения отнесена к антитеррористическим мероприятиям.
В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором.
Соответственно, установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона.
Как следует из материалов дела, территория МБОУ «Золотореченская СОШ» ограждена частично, отсутствует ограждение с боковых и передней стороны школы, отсутствуют центральные ворота; территория МБОУ «Оловяннинская СОШ №1» ограждена частично, отсутствует ограждение с северо-западной стороны, около хоккейной коробки; территория МБОУ «Оловяннинская СОШ № 235» также ограждена частично, отсутствует ограждение с юго-западной стороны, по улице Клубной и по всему периметру боковой и тыловой части школы, возможен въезд любого автотранспорта и нахождения на территории посторонних лиц, что в свою очередь приводит к доступу третьих лиц на территории образовательных учреждений.
Прокуратурой района направлены представления об устранении нарушений, однако до настоящего времени ограждение не восстановлено.
Суд находит обоснованным довод истца о том, что отсутствие надлежащего ограждения может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей.
МБОУ "Золотореченская СОШ, МБОУ «Оловяннинская СОШ №1", МБОУ «Оловяннинская СОШ №235» являются бюджетным учреждением и не имеет денежных средств для выполнения работ по устранению выявленных нарушений.
В соответствии с ч. 6 ст. 22 Федерального закона "Об образовании" муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).
Учредителем МБОУ "Золотореченская СОШ, МБОУ «Оловяннинская СОШ №1", МБОУ «Оловяннинская СОШ №235», согласно Уставу общеобразовательных учреждений, является администрация муниципального района «Оловяннинский район».
Как следует из пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного выше Закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В правовой обеспеченности противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправлении.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных организаций, но и органов местного самоуправления.
С учетом приведенных норм права, суд приходит к выводу, что обязанность по финансированию расходов по устранению выявленных нарушений лежит на администрации МР «Оловяннинский район».
Частью 2 ст. 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает обоснованным заявленный срок исполнения решения суда истцом, поскольку данный срок отвечает требованиям разумности, справедливости и выполнимости.
В соответствии ст.103 ГПК РФ с ответчиков МБОУ "Золотореченская СОШ, МБОУ «Оловяннинская СОШ №1", МБОУ «Оловяннинская СОШ №235» не освобожденных от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в размере по 300 рублей с каждого в бюджет муниципального района «Оловяннинский район».
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Оловяннинского района удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Золотореченская средняя общеобразовательная школа», Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оловяннинская средняя общеобразовательная школа №1», Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оловяннинская средняя общеобразовательная школа №235», в течение четырех месяцев с момента поступления финансирования восстановить целостность ограждения по всему периметру территории образовательных учреждений.
Обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» профинансировать денежными средствами Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Золотореченская средняя общеобразовательная школа», Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оловяннинская средняя общеобразовательная школа №1», Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оловяннинская средняя общеобразовательная школа №235» для восстановления целостности ограждения по всему периметру территории образовательных учреждений, в течение 3 месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Золотореченская средняя общеобразовательная школа», Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Оловяннинская средняя общеобразовательная школа №1», Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Оловяннинская средняя общеобразовательная школа №235» в доход бюджета муниципального района «Оловяннинский район» государственную пошлину в размере по 300 рублей с каждого.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, либо апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Оловяннинский районный суд.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 20.06.2019 года.
Судья Радченко В.М.