Гражданское дело №
УИД: 68RS0№-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2023 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.В.
при секретаре ФИО3
с участием прокурора ФИО4, истца ФИО2, представителя ответчика по доверенности ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО1 и ФКУ СИЗО-1 УФИО1 по <адрес> о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-1 УФИО1 по <адрес> о компенсации морального вреда в размере 90 000 руб. В обоснование исковых требований истец привел, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ СИЗО-1 УФИО1 по <адрес> были нарушены условия его содержания под стражей в части отсутствия в камерах горячего водоснабжения и нахождения с лицами, употребляющими табачные изделия. В результате потребления им табака был причинен вред его здоровью, поскольку он был лишен возможности дышать чистым воздухом, его личные вещи были пропитаны табачным дымом, от чего он испытывал нравственные страдания и на коже появились красные пятна и воспаления.
Определением суда к участию в деле привлечены в качестве соответчика ФИО1, в качестве третьего лица - УФИО1 по <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН по <адрес> по доверенности ФИО5 исковые требования не признала, указав, что в ФКУ СИЗО-1 УФИО1 по <адрес> техническое и санитарное состояние жилых и бытовых помещений соответствует установленным требованиям. В учреждении созданы необходимые коммунальные и жилищно-бытовые условия для содержания спецконтингента. Техническое и санитарное состояние жилых и бытовых помещений соответствует установленным требованиям и нормам, согласно приказу Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», все камеры следственного изолятора обеспечены кипятильниками для подогрева и кипячения воды, оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, состоящий из окна воздуховода над дверью и оконного вентилятора УВО-2,5, оконным проемом для обеспечения необходимым уровнем освещенности и естественной вентиляции помещения. При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. За весь период пребывания ФИО2 в ФКУ СИЗО-1 обращений от него по вопросу размещения в камере с некурящими лицами в адрес администрации учреждения не поступало.
Представитель УФСИН по <адрес> и ФИО1 Д. Ю. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, показания специалиста ФИО6, заключение прокурора, изучив материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
По правилам ст.1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно п.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Условия и порядок содержания в следственных изоляторах регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В силу статей 15, 23 Федерального закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В соответствии со статьями 9 и 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы. Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1314, задачей ФИО1 является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы в силу предписаний статьи 99 УИК РФ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, регламентирующие и конкретизирующие вопросы деятельности исправительных учреждений, утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 295 (далее - Правила внутреннего распорядка).
В соответствии с п. 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-дсп (далее СП 17-02), здания ИУ и СУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».
Согласно пункту 20.5 Инструкции СП 17-02, подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
В соответствии с п. 19.2.1 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, (введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ), здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330,СП 31.13330,СП 32.13330,СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов.
Согласно п. 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям ИУ, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.
Судом установлено, что ФИО2 содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Судом также установлено, что в камерах, в которых содержался истец, отсутствовало горячее водоснабжение. Данное обстоятельство по существу ответчиком не оспаривалось.
Доказательств обеспечения ФИО2 горячей водой каждый день любым способом (например, обеспечением горячей водой путем доставки в камеру в определенное время, и т.д.) в суд не представлено.
При таком положении, разрешая указанный спор, суд, исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь нормами статей 151, 1069 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста ФИО1, исходит из установленного факта того, что истец в период сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН по <адрес> в ненадлежащих условиях, выразившихся в отсутствии горячего водоснабжения и надлежащего обеспечения горячей водой, что является достаточным для того, чтобы причинить ему страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, то есть причинить моральный вред.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из оценки характера и степени причиненных истцу нравственных страданий, обстоятельств дела, с учетом принципов разумности и справедливости и приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.
При этом наличие других нарушений, на которые ссылается истец, судом признано недоказанным. Обстоятельств, свидетельствующих о причинении вреда здоровью истца в период содержания под стражей вследствие нахождения с лицами, употребляющими табачные изделия, судом не установлено.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными ст. 33 настоящего Федерального закона.
Размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих (ст. 33 Федерального закона N 103-ФЗ).
Пунктом 4 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" установлено, что для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Вместе с тем УИК РФ не предусматривает раздельного содержания курящих и некурящих осужденных.
Положения ст. 33 Закона N 103-ФЗ не носят императивного характера, а ставят размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах курящих отдельно от некурящих в зависимость от имеющихся возможностей.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанность по доказыванию факта причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам возлагается на истца. Именно истец должен доказать наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями, бездействием государственного органа и имеющимся у истца имущественным и моральным вредом.
Как следует из оснований исковых требований о компенсации морального вреда в связи с причинением вреда здоровья, истец указывает на то, что в результате нахождения в камере с курящими лицами, на его коже появилась угревая сыпь и кожные высыпания.
Вместе допустимых и достоверных доказательств, подтверждающий факт причинения вреда здоровью истцом суду не представлено.
В судебном заседании судом обозревалась медицинская карта ФИО2, из которой следует, что в период нахождения истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН по <адрес> какие-либо жалобы на нарушения со стороны кожных покровов не поступали.
Более того, в период нахождения в ФКУ СИЗО-1 истец к администрации учреждения по вопросу содержания его в камере с курящими не обращался.
Кроме того, согласно камерной карточке на имя истца следует, что он является курящим лицом.
Об этом также свидетельствует обозреваемая в судебном заседании выписка из истории болезни№ филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-58 ФИО1, из которой следует, что истец употребляет 3-5 сигареты в день.
При отсутствии доказательств причинения истцу морального вреда правовых оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФИО1 за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда за ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФИО1 по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5000 рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 20.04.2023
Судья подпись Е.ФИО6
Верно: Судья -