КОПИЯ
№ 2-1551/2023
24RS0056-01-2022-007226-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 ноября 2023 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Зерновой Е.Н.,
при секретаре Споткай Д.Е.,
с участием истца Конева М.Ю.,
представителя истца Максимова В.В., действующего в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ,
представителей ответчика Шениной А.В., Гончаровой С.В., действующих по доверенностям от 13.03.2023, 17.02.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Конева Михаила Юрьевича к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании действий незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Конев М.Ю. обратился в суд с иском (с учетом уточнений, произведенных в порядке ст. 39 ГПК РФ 06.04.2023) к КГКУ «УСЗН» о признании действий незаконными. Свои требования мотивировал тем, что истец, являясь <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ от ТО КГКУ «УСЗН» по Железнодорожному району г. Красноярска получил индивидуальную программу №№ разработанную с перечнем в количестве 26 социально–бытовых и социальном медицинских услуг. ДД.ММ.ГГГГ между КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Железнодорожный» и Коневым М.Ю. заключен договор №ДД.ММ.ГГГГ1 о предоставлении социальных услуг из указанного выше перечня. ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ИП Седлецкой М.И., входящей в реестр поставщиков социальных услуг, заключен договор на оказание социальных услуг, которые оказывались истцу бесплатно. В конце августа 2022 года истцу стало известно о том, что перечень социально–бытовых и социально–медицинских услуг сокращен до двух услуг. Из ответа, предоставленного ответчиком 19.09.2022, следует, что индивидуальная программа №№ от ДД.ММ.ГГГГ прекращена ДД.ММ.ГГГГ по причине ее пересмотра и составления социального сертификата, на основании поступившего ДД.ММ.ГГГГ от Конева М.Ю. заявления о предоставлении социального обслуживания. Однако с данным заявлением истец не обращался, полагает, что со стороны ответчика нарушено требование ФЗ-442 от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», которые выразилось в необоснованном сокращении социальных услуг. На основании изложенного, истец просит признать незаконными действия КГКУ «УСЗН», выразившиеся в виде сокращения с ДД.ММ.ГГГГ из индивидуальной программы социальных услуг.
В судебном заседании истец Конев М.Ю., представитель истца Максимов В.В., действующий в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, заявленные уточенные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему. Дополнительно суду пояснили, что в дату подачи заявления о якобы отказе истца от услуг, Коневв М.Ю. находился на стационарном лечении по поводу новой коронавирусной инфекции, обращаться с заявлениями не имел возможности, что подтвердила судебная почерковедческая экспертиза.
Представитель ответчика КГКУ «УСЗН» - Шенина А.В., Гончарова С.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление Конева М.Ю. в котором указано на то, что по заявлению Конева М.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ ТО КГКУ «УСЗН» по Железнодорожному району в г. Красноярске была разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ) от 22№, в которую были включены 19 социальных услуг. В связи с переходом на обслуживание по социальному сертификату в соответствии с ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципал услуг в социальной сфере», на основании заявления Конева М.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ исходя из потребности гражданина, ТО КГКУ «УСЗ Железнодорожному району в г. Красноярске был разработан социальный сертификат ДД.ММ.ГГГГ № (на две социальные услуги: помощь в приготовлении пищи (полуфабрикатов) влажная уборка (мытье) полов, жилого помещения (жилая комната, кухня, коридор, комната, туалет), связи с чем, ИППСУ от ДД.ММ.ГГГГ была прекращена. В течение периода с ДД.ММ.ГГГГ фактическая потребность Конева М.Ю. в социальных услугах не менялась, что подтверждается договором, заключенным между Коневым М.Ю. и КЦСОН. На основании заявления Конева М.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ в сертификат внесены изменения в перечень рекомендованных поставщиков включен поставщик ИП Седлецкая М.И.. Для выплаты субсидии за ДД.ММ.ГГГГ года от ИП Седлецкой М.И. ДД.ММ.ГГГГ в ТО КГКУ «УСЗН» по Железнодорожному району в г. Красноярске (по электронной почте) поступили документы, включающие акт о предоставленных социальных услугах Коневу М.Ю. за период с ДД.ММ.ГГГГ, содержащий услуги, не входящие в перечень услуг сертификата. ДД.ММ.ГГГГ в адрес КГКУ «УСЗН» поступило обращение с требованием Конева М.Ю. восстановить с декабря 2021 года в действующий сертификат перечень социальных услуг, содержащихся в ИППСУ от ДД.ММ.ГГГГ Коневу М.Ю. был направлен ответ о том, что изменения в сертификат вносятся на основании заявления получателя социальных услуг с даты его предоставления. Заявление о пересмотре сертификата от Конева М.Ю. поступило в ТО КГКУ «УСЗН» по Октябрьскому району в г. Красноярске ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого перечень сертификата был расширен в соответствии с потребностью получателя.
Третье лицо ИП Седлецкая М.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, ходатайств не представила. Ранее в материалы дела Седлецкой М.И. были представлены письменные пояснения по делу, в которых полагала требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению. Поскольку между ИП Седлецкой М.И. и Коневым М.Ю. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор №№ на оказание социальных услуг из списка согласованных социальной программы №ДД.ММ.ГГГГ, которые оказываются по настоящее время. Со стороны ответчика не перенесены социальные услуги на дому из согласованной Коневым М.Ю. индивидуальной программы №№ в индивидуальную программу / социальный сертификат, где ответчиком самостоятельно без уведомления Конева М.Ю. были исключены согласованные с ним социальные услуги.
В соответствии с положениями ч. 3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещённого в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
В этой связи, полагая, что третье лицо, не приняв мер к явке в судебное заседание, определил для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, рассмотрел дело в отсутствие неявившегося участника процесса, в силу ст. 167, ГПК РФ.
Заслушав истца и его представителя, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
С 1 января 2015 г. правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1 этого закона).
В ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе понятия получателя социальных услуг (гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги) и поставщика социальных услуг (юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание) (пункты 3 и 4 ст. 3 названного федерального закона).
В ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" установлено, что социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.
В ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" закреплены права получателей социальных услуг, в том числе право на получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг, право на защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации и право на участие в составлении индивидуальных программ.
Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, в частности полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности (п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Согласно частям 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" индивидуальная программа предоставления социальных услуг гражданину является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 данного федерального закона. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Частями 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу. Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги освобождает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.
В Красноярском крае организация оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере наряду с индивидуальной программой может использоваться социальный сертификат на получение соответствующих услуг в социальной сфере (ч. 1.1 ст. 16 Закона N 442-ФЗ; п. 7 ст. 2, ч. 1 ст. 28 Закона от 13.07.2020 N 189-ФЗ; Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 07.10.2020 N 2579-р).
Как следует из материалов дела, Конев М.Ю. родился ДД.ММ.ГГГГ, является одиноко <данные изъяты>
На основании заявления Конева М.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении социального обслуживания, в связи с частичной утратой возможности осуществлять самообслуживание, обеспечивать основные жизненные потребности в силу возраста и <данные изъяты>, истец признан нуждающимся в социальном обслуживании.
По заявлению Конева М.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ ТО КГКУ «УСЗН» по Железнодорожному району в г. Красноярске была разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, в которую были включены следующие социальные услуги:
покупка и доставка на дом продуктов питания;
помощь в приготовлении пищи (полуфабрикатов);
помывка получателя социальных услуг в ванной, в душе; туалет тела; умывание; уход за волосами; стрижка ногтей на руках; стрижка ногтей на ногах; помощь в уходе за зубами; смена постельного белья; смена нательного белья;
покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода;
привлечение иных лиц (служб) за счет средств получателя социальных услуг к уборке жилых помещений к уборке жилых помещений; очистка от пыли (без мытья) полов или стен, наружных поверхностей корпусной мебели, бытовой техники, подоконников, дверей; очистка от пыли ковров или ковровых дорожек, портьер, мягкой м пылесосом; влажная уборка (мытье) полов, жилого помещения (жилая комната, кухня, коридор, ванная комната туалет); мытье раковин, ванны, унитаза; вынос мусора в мусоропровод или в мусорный контейнер; мытье га зовой (электрической) плиты; мытье холодильника внутри и снаружи (без передвижения холодильника); чистка дорожек от снега для жилых домов, не имеющих общего имущества;
выполнение процедур, связанных с наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (в том числе измерение температуры артериального давления, контроль за приемом лекарств, назначенных врачом); покупка за счет средств получателя социальных услуг лекарстве препаратов и медицинских изделий (по заключению врачей), в том числе по льготному рецепту, и их доставка получателю социальных услуг;
осуществление посреднических действий между получателем социальных услуг и медицинскими организациями по телефону, через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет или личное обращение в медицинскую организацию в целях содействия в получении медицинской помощи в объеме Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском госпитализации, диспансеризации, медицинских осмотрах; сопровождение в медицинские организации совершеннолетнего гражданина.
ДД.ММ.ГГГГ Между Коневым М.Ю. и комплексным центром социального обслуживания «Железнодорожный» (далее - КЦСОН) был заключен договор о предоставлении социальных услуг №210/21 на оказание двух услуг: помощь в приготовлении пищи (полуфабрикатов) и влажная уборка (мытье) полов жилого помещения (жилая комната, кухня, коридор, ванная комната, туалет).
ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «УСЗ Железнодорожному району в г. Красноярске был разработан социальный сертификат №№ на две социальные услуги: помощь в приготовлении пищи (полуфабрикатов) и влажная уборка (мытье) полов, жилого помещения (жилая комната, кухня, коридор, комната, туалет).
Как следует из материалов дела, основанием для изменения набора социальных услуг послужило заявление Конева М.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ (с приложением).
На основании заявления Конева М.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ в социальный сертификат внесены изменения - в перечень рекомендованных поставщиков включен поставщик ИП Седлецкая М.И.
Для выплаты субсидии из краевого бюджета на оплату соглашений о возмещении затрат, связанных с оказанием государственных услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной услуги в социальной сфере ИП Седлецкая М.И. были представлены в территориальное отделение КГКУ «УСЗН» по Железнодорожному району в г. Красноярске документы, в том числе и акт о предоставленных социальных услугах Коневу М.Ю.:
- за июнь 2022 года: помощь в приготовлении пищи (полуфабрикатов); влажная уборка (мытье) полов, жилого помещения (жилая комната, кухня, коридор, ванная комната, туалет), подписанный Коневым М.Ю., служит подтверждением, что потребность получателя не изменилась.
- за июль 2022 года: покупка и доставка на дом продуктов питания; покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода; очистка от пыли (без мытья) полов или стен, наружных поверхностей корпусной мебели, бытовой техники, подоконников, дверей; очистка от пыли ковров или ковровых дорожек, портьер, мягкой м пылесосом; вынос мусора в мусоропровод или в мусорный контейнер; выполнение процедур, связанных с наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (в том числе измерение температуры артериального давления, контроль за приемом лекарств, назначенных врачом).
ДД.ММ.ГГГГ от Конева М.Ю. в адрес КГКУ «УСЗН» поступило обращение с требованием восстановить с ДД.ММ.ГГГГ года в действующий сертификат перечень социальных услуг, содержащихся в ИППСУ от ДД.ММ.ГГГГ, в ответ на которое ответчик ДД.ММ.ГГГГ разъяснил, что изменения в сертификат вносятся на основании заявления получателя социальных услуг с даты его предоставления.
ДД.ММ.ГГГГ от Конева М.Ю. в ТО КГКУ «УСЗН» по Октябрьскому районе в г. Красноярске поступило заявление, на основании которого перечень социального сертификата был расширен в соответствии с прежними потребностями получателя.
Из материалов дела также следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ Конев М.Ю. находился на стационарном лечении в КГБКУЗ «КМКБСМП им Н.С. Карповича» по поводу заболевания коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 средней тяжести, с сопутствующим диагнозом - осложненной двухсторонней полисегментарной пневмонией средней степени тяжести.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству стороны истца судом была назначена судебная почерковедческая экспертиза в ФБУ Красноярская ЛСЭ Минюста России.
Согласно выводов ФБУ Красноярская ЛСЭ Минюста России №№ подписи от имени Конева М.Ю. расположенные на оборотной стороне заявления о предоставлении социальных услуг от имени Конева М.Ю. ДД.ММ.ГГГГ, в приложении к заявлению о предоставлении социальных услуг от имени Конева М.Ю. без даты выполнены не самим Коневым М.Ю., а другим лицом (другими лицами) с подражанием какой-то подлинной подписи (подписям) Конева М.Ю..
Оснований ставить под сомнение выводы судебного экспертного заключения ФБУ Красноярская ЛСЭ Минюста России у суда не имеется, поскольку судебная экспертиза проведена экспертом, имеющим соответствующее образование и квалификацию, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в порядке установленном ст. 84 ГПК РФ, заключение составлено в соответствии с требованиями ст. 86 ГПК РФ.
Доказательств, отвечающих признакам допустимости и относимости того, что экспертиза проведена с нарушением установленного Законом порядка, сторонами суду не представлено. Оснований не доверять данному заключению у суда не имеется.
Таким образом, в ходе судебного заседания достоверно подвержен что Конев М.Ю. с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ социальных услуг, указанных в индивидуальной программе от ДД.ММ.ГГГГ не обращался, каких либо иных доказательств, свидетельствующих об отказе истца от спорных социальных услуг материалы дела не содержат и ответчик на них не ссылается.
При таких обстоятельствах односторонние действия ответчика по исключению спорных услуг из индивидуальной программы от 22.07.2020 и соответственно не включение их в социальный сертификат №№ является незаконным, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Конева Михаила Юрьевича (<данные изъяты>) удовлетворить.
Признать незаконными действия краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» (ИНН 2466276463), выразившиеся в сокращении из индивидуальной программы от ДД.ММ.ГГГГ предоставления социальных услуг Коневу Михаилу Юрьевичу (<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись) Е.Н. Зернова
Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2023 года.
Копия верна
Судья Е.Н. Зернова