Судья Шуаев Д.А. Дело №к-189/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Махачкала 24 января 2022 года
Верховный Суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Пономаренко Д.В., при секретаре судебного заседания ФИО3, с участием прокурора ФИО4, защитника - адвоката ФИО5, рассмотрел в открытом судебном заседании материалы по апелляционному представлению помощника прокурора <адрес> ФИО7 на постановление Каспийского городского суда Республики Дагестан от <дата>, которым в отношении
ФИО1, <дата> года рождения, уроженца г. Махачкалы, гражданина РФ, ранее не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 228 УК РФ, отказано в удовлетворении ходатайства следователя СО ОМВД России по <адрес> ФИО6 об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и избрана мера пресечения в виде домашнего ареста на срок до <дата> включительно, с установлением, предусмотренных ст. 107 УПК РФ, определенных запретов и ограничений.
Изучив материалы дела, заслушав выступление прокурора, поддержавшего доводы апелляционного представления, мнение защитника - адвоката ФИО5, возражавшего против доводов апелляционного представления и полагавшего постановление суда оставить без изменения, суд
у с т а н о в и л:
<дата> СО ОМВД России по <адрес> возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.2 ст. 228 УК РФ, в отношении ФИО1
12 января 2022 года в соответствии со ст. ст. 91, 92 УПК РФ ФИО1 задержан в качестве подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 228 УК РФ.
Следователь СО ОМВД России по <адрес> ФИО6 с согласия руководителя следственного органа - Врио начальника СО ОМВД России по <адрес> обратился в суд с ходатайством об избрании ФИО1 меры пресечения в виде заключения под стражу.
Постановлением Каспийского городского суда Республики Дагестан от <дата> в удовлетворении ходатайства следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого ФИО1 отказано и избрана мера пресечения в виде домашнего ареста до <дата> включительно с установлением запретов и ограничений.
В апелляционном представлении помощник прокурора <адрес> ФИО7 выражает несогласие с постановлением суда, считает его принятым в нарушение требований ст. 7 УПК РФ, в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам.
Указывает, что судом приняты во внимание, что ФИО1 ранее к уголовной ответственности не привлекался, имеет постоянное место жительство, является студентом ДГУ, однако указанные выводы суда сами по себе они не могут служить достаточными основаниями для отказа в заключении ФИО1 под стражу на данном этапе расследования.
Кроме того, суд при принятии решения сослался на болезнь ФИО1 и перенесенную им лапарокопическую продольную резекцию желудка, не выяснив при этом наличие либо отсутствие каких-либо противопоказаний содержанию его под стражей в условиях следственного изолятора.
Допущенные нарушения и недостатки являются существенными, повлиявшими на принятие незаконного решения. Полагает необходимым предоставить органу следствия возможность на первоначальном этапе расследования беспрепятственно собирать доказательства по уголовному делу, возбуждённому за совершение преступления против здоровья населения и общественной нравственности. В настоящее время расследование уголовного дела не завершено, сбор доказательственной базы не завершён, мотив, побудивший совершить данное тяжкое преступление, не установлен.
Просит постановление суда отменить, ходатайство следователя вернуть на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.
Проверив представленные материалы, выслушав участников процесса и обсудив апелляционные доводы представления, суд апелляционной инстанции приходит к следующему заключению.
Судебное решение, в силу ч.4 ст. 7 УПК РФ, признается законным, обоснованным и мотивированным, когда оно основано на исследованных материалах с проверкой доводов, приведенных как в ходатайстве следователя, так и изложенных участниками процесса.
Согласно ч. 7.1 ст. 108 УПК РФ при отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу судья по собственной инициативе вправе при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, и с учетом обстоятельств, указанных в ст. 99 УПК РФ, избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого меру пресечения в виде залога или домашнего ареста.
Так, в силу ст. 97 УПК РФ мера пресечения избирается при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый или обвиняемый скроется от предварительного следствия или суда, может продолжать заниматься преступной деятельностью, угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
В соответствии со ст. 99 УПК РФ при решении вопроса о необходимости избрания либо продления меры пресечения и определения ее вида, при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, должны учитываться наряду с другими обстоятельствами и такие, как тяжесть преступления, которое инкриминируется подозреваемому (обвиняемому), сведения о его личности, его поведение и другие обстоятельства.
Согласно ч.1 ст. 107 УПК РФ домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении обвиняемого в полной или частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя или на иных законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля.
Избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу допускается только после проверки судом обоснованности подозрения в причастности лица к совершенному преступлению.
Отказывая в удовлетворении ходатайства органов следствия об избрании в отношении подозреваемого ФИО1 меры пресечения в виде заключения под стражу, суд в полном объеме проверил представленные материалы и с учетом конкретных обстоятельств дела, и данных о личности ФИО1, не нашел оснований для избрания ему в настоящее время меры пресечения в виде заключения под стражу.
Судебное решение принято в строгом соответствии с требованиями ст. ст. 97, 99, 107, 108 УПК РФ необходимыми для принятия решения об избрании данной меры пресечения и надлежащим образом мотивировано.
Суд пришел к выводу, что доводы следователя достаточного и убедительного подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли и по делу не усматривается наличие предусмотренных законом обстоятельств, свидетельствующих о невозможности применения иной меры пресечения, чем заключение ФИО1 под стражу.
Одновременно с этим, оценив представленные материалы, суд обоснованно пришел к выводу о наличии достаточных оснований для избрания ФИО1 меры пресечения в виде домашнего ареста, с учетом характера и обстоятельств инкриминируемого последнему преступления, предусмотренного ч.2 ст. 228 УК РФ, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 3-х лет.
Решение суда первой инстанции об избрании в отношении обвиняемого ФИО1 меры пресечения в виде домашнего ареста является мотивированным и обоснованным, в постановлении суда приведены конкретные фактические обстоятельства, на основании которых принято решение об избрании данной меры пресечения. Выводы суда основаны на представленных органом расследования материалах, которые были исследованы в ходе судебного заседания, в связи с чем не согласиться с выводами суда первой инстанции оснований не имеется.
При этом суд убедился в том, что следователем представлены достаточные данные, указывающие на событие преступления и обоснованность подозрения в причастности ФИО1 к его совершению.
Вместе с тем, необходимо отметить, что при решении вопроса о мере пресечения в компетенцию суда не входит оценка доказательств по делу, на данной стадии суд не вправе входить в обсуждение вопросов о доказанности либо недоказанности вины лица в инкриминируемом ему преступлении, об обоснованности предъявленного обвинения, допустимости доказательств и квалификации деяния, поскольку данные вопросы подлежат проверке при рассмотрении уголовного дела по существу.
Установленные судом ограничения и запреты соответствуют требованиям ст. 107 УПК РФ и п.п. 3-5 ч.6 ст. 105.1 УПК РФ, направлены на обеспечение интересов правосудия и по своему характеру отвечают принципам уголовного судопроизводства, обусловлены как характером и степенью общественной опасности инкриминируемого ФИО1 преступления, фактическими обстоятельствами дела, так и сведениями о его личности.
Избранная в отношении ФИО1 мера пресечения в виде домашнего ареста с учетом категории преступления и личности обвиняемого, а также других обстоятельств дела в наибольшей степени гарантирует обеспечение задач уголовного судопроизводства на данной стадии, охрану прав и законных интересов всех участников процесса.
Документов, свидетельствующих о наличии у ФИО1 заболеваний, препятствующих содержанию его в условиях домашнего ареста, в материалах дела не содержится, суду первой и апелляционной инстанции не представлено.
Как следует из представленных материалов, судебное разбирательство проведено с соблюдением принципов состязательности и равноправия сторон, сторонам обвинения и защиты были предоставлены равные возможности для реализации своих прав, при этом ограничений прав участников уголовного судопроизводства допущено не было.
Оснований для отмены обжалуемого постановления по доводам апелляционного представления суд апелляционной инстанции не находит.
Доводы апелляционного представления не нашли своего подтверждения, поскольку опровергаются материалами, представленными в обоснование ходатайства следователя и постановлением суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд
п о с т а н о в и л:
постановление Каспийского городского суда Республики Дагестан от <дата>, которым в отношении ФИО1, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 228 УК РФ,отказано в избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и избрана мера пресечения в виде домашнего ареста - оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное постановление вступает в законную силу с момента его провозглашения и может быть обжаловано в порядке выборочной кассации, предусмотренном статьями 401.10 - 401.12 УПК РФ, непосредственно в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.
Подозреваемый (обвиняемый) вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий: