Решение по делу № 2а-634/2022 от 15.03.2022

УИД 11RS0010-01-2022-000634-10

Дело № 2а-634/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Баудер Е.В.,

при секретаре судебного заседания Беляевой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи в г. Сыктывкаре 27 июля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Волгина Сергея Геннадьевича к Отделу полиции № 2 УМВД России по г. Сыктывкару о взыскании компенсации за нарушение условий содержания,

установил:

Волгин С.Г. обратился в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара с административным исковым заявлением к Отделу полиции № 2 УМВД России по г. Сыктывкару о взыскании компенсации за нарушение условий содержания.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 25.01.2021 он был задержан сотрудниками полиции в связи с совершением преступления по ст. 158 Уголовного кодекса РФ. В тот же день в 21 час 30 минут он был доставлен в Отдел полиции № 2 УМВД России по г. Сыктывкару, где подвергался бесчеловечному, унижающему обращению. Так, при доставлении истца 25.01.2021 в 21 час. 30 мин. с него сняли обувь, взамен тапочек не дали, истец помещен в камеру, находящуюся на первом этаже Отдела полиции № 2 УМВД России по г. Сыктывкару, где находился босиком, вынужден был передвигаться по холодному, грязному, бетонному полу в одних носка, испытывал холод, ноги сводило от холода. Камера представляла собой помещение не более 2 кв.м, с трех сторон – бетонные стены, измазанные окурками, с лицевой входной стороны запирающееся решеткой, поверх которой находилось пластиковое стекло. В камере отсутствовало освещение, как дневное, так и искусственное, окна, вентиляция, доступ к свежему воздуху отсутствовали. Истец задыхался, поскольку сотрудники курили в коридоре, расположенном возле камеры, где содержался истец, который не курит. На прогулку истца не выводили, в камере было очень мало места – не более 2 кв.м. На всю длину камеры расположен деревянный стеллаж, шириной 80 см, на котором истцу приходилось лежать, сидеть. Матрац и спальные принадлежности истцу не выдавали. Никаким питанием, питьевой водой истец обеспечен не был. Истец не был обеспечен адекватным посещением туалета, который в камере отсутствовал, а по требованию истца не выводили, в связи с чем он испытывал нужду, за все время пребывания в данном помещении истец посетил туалет всего два раза. Средства гигиены истцу не выдавали, отсутствовали нормальные санитарные условия, было грязно в камере. Истец полагает, что указанными действиями ответчика были нарушены его права на содержание в надлежащих условиях, он находился в бесчеловечных условиях, испытывал страх, унижения, поскольку данные действия совершались со стороны правоохранительных органов. Ссылаясь на изложенные основания, а так же на положения ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Волгин С.Г. просит признать факт содержания его в ненадлежащих условиях, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию за нарушение установленных условий содержания в размере 1 000000 руб.

Определением суда от 18.04.2022 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Сыктывкару.

По ходатайству административного истца, содержащегося в ФКУ Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Республике Коми, участие Волгина С.Г. в судебном заседании обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи соответствующего учреждения.

Волгин С.Г. в судебном заседании на иске настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указал, что с 25.01.2021 по 26.01.2021 он содержался в камере для задержанных Отдела полиции № 2 УМВД России по г. Сыктывкару. За весь период нахождения в камере он находился без обуви, в одних носках, что вызывало чувство холода, замерзания, питание и питьевая вода, постельные принадлежности, средства гигиены ему не предоставлялись, отсутствовали индивидуальное спальное место (имелся лишь деревянный короб на всю длину стены), место для приема пищи (стол), не обеспечивались свежий воздух, адекватное освещение, прогулка. В камере для задержанных было холодно, накурено. Бетонные полы и бетонные стены измазаны окурками, в камере было грязно. В туалет, который был не в надлежащем санитарном состоянии, его выводили после неоднократных просьб, в туалете также отсутствовали средства гигиены. Полагает, что такие условия содержания не соответствуют статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции РФ.

Представитель административного ответчика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Сыктывкару Чабанец А.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на требования истца, указал на пропуск истцом срока на обращение в суд с настоящими требованиями.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Конституция РФ как основной закон Российской Федерации в статье 2 провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства.

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2 статьи 21 Конституции РФ).

Такие основы обеспечения соблюдения прав и свобод человека провозглашены в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950 (статья 3 Конвенции).

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

Данный принцип нашел отражение в части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.

Частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Статьями 2, 17, 21 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены законодательством об административных правонарушениях, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами и представляют собой в том числе доставление, привод, конвоирование, перевод (направление) осужденного в иное исправительное учреждение, другое перемещение, например, к местам проведения следственных действий или судебных заседаний либо в медицинские организации, а также административное задержание, административный арест, дисциплинарный арест, помещение в специальное учреждение иностранного гражданина (лица без гражданства), подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел либо в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, задержание, заключение под стражу и содержание под стражей, арест, лишение свободы.

Данные меры осуществляются посредством принудительного помещения физических лиц, как правило, в предназначенные (отведенные) для этого учреждения, помещения органов государственной власти, их территориальных органов, структурных подразделений, иные места, исключающие возможность их самовольного оставления в результате распоряжения (действия) уполномоченных лиц (далее - места принудительного содержания), принудительного перемещения физических лиц в транспортных средствах.

Несмотря на различия оснований и порядка применения указанных выше мер, помещение в места принудительного содержания и перемещение физических лиц в транспортных средствах должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам (далее - лишенные свободы лица), которые обеспечиваются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации (в частности, Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, ратифицированным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 года N 4812-VIII, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ, Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 января 1987 года N 6416-XI), федеральными законами (например, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Федеральным законом от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее - УИК РФ) и иными нормативными правовыми актами.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Согласно абзацам 1, 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста").

Из материалов дела следует, что 25.01.2021 в отношении Волгина С.Г. должностным лицом Отдела полиции № 2 УМВД России по г. Сыктывкару был составлен протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. по ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которому 25.01.2021 в 21 час. 07 мин. Волгин С.Г., находясь в общественном месте возле дома по адресу ..., громко кричал, выражался грубой нецензурной бранью (безадресно), чем демонстративно нарушал общественный порядок, выражая явное неуважение к обществу. С протоколом Волгин С.Г. согласился, о чем собственноручно указал в графе «объяснения» протокола. В связи с совершением данного правонарушения Волгин С.Г. доставлен в Отдел полиции № 2 УМВД России по г. Сыктывкару в 21 час. 30 мин. 25.01.2021 и был задержан. В 21 час. 40 мин. Волгин С.Г. был водворен в камеру содержания задержанных. Указанные обстоятельства подтверждаются содержанием протокола об административном задержании от 25.01.2021, из которого также следует, что в 21 час. 50 мин. 26.01.2021 Волгин С.Г. передан в изолятор временного содержания.

Постановлением должностным лицом Отделу полиции № 2 УМВД России по г. Сыктывкару от 26.01.2021 Волгин С.Г. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Данное постановление истцом не обжаловалось.

Кроме того, постановлением судьи Эжвинского районного суда г.Сыктывкара от 28.01.2021 в отношении Волгина С.Г. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок 02 месяца, т.е. по 25 марта 2021 года. Согласно постановлению 26.01.2021 в 16 час. 45 мин. Волгин С.Г. задержан в порядке ст. 91, 92 УПК РФ по подозрению в совершении преступления. В тот же день ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Приговором Эжвинского районного суда г.Сыктывкара от 07.07.2021 Волгин С.Г. осужден по п. «г» ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок два года с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. В срок отбывания наказания засчитан, в том числе, период содержания под стражей с 25.01.2021 по 06.07.2021.

Как следует из содержания административного искового заявления, Волгиным С.Г. указывается на допущенные при его содержании в помещении для задержанных лиц нарушения условий санитарно-бытового и санитарно-гигиенического обеспечения, что, по мнению истца, является основанием для взыскания с ответчика в его пользу компенсации в порядке, предусмотренном ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В письменном отзыве на иск УМВД России по г. Сыктывкару указывает, что утверждение истца о том, что он находился в помещении дежурной части Отделу полиции № 2 УМВД России по г. Сыктывкару с 21.30 25.01.2021 до 22.00 26.01.2021, не соответствует действительности, поскольку согласно книге учета лиц, доставленных в дежурную часть отдела полиции №2 УМВД России по г. Сыктывкару, истец был доставлен 25.01.2021 в 21.30 с пометкой «до вытрезвления», а в 16.40 26.01.2021 был передан сотруднику отдела уголовного розыска. Таким образом, после 16.40 26.01,2021 в камере для административно задержанных истец не содержался.

В связи с тем, что при помещении в дежурную часть истец отказался вынимать шнурки из своей обуви, обувь была изъята, что не противоречит положения Приказа МВД России от 30.04.2012 N 389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан". Иная обувь истцу не предоставлялась, что предоставление другой обуви на замену законодательством не предусмотрено. После освобождения из камеры, обувь была возвращена истцу.

В книге доставленных зафиксирован отказ истца от питания (столбец № 8) в связи с чем, питание истцу не предоставлялось.

Относительно технического оснащения помещение, в котором содержался истец, соответствовало требованиям, приведенных в Приложении N 1 к Наставлению о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан «Правила оборудования служебных помещений, предназначенных для выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, доставленных в дежурные части территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Так, в соответствии с актами обследования технической укрепленности специальных помещений дежурных частей УМВД России по г. Сыктывкару от 20.09.2020 и 31.01.2021 в дежурной части отдела полиции № 2 имеются три специальных помещения для содержания задержанных лиц площадью 2,4x1,9м2 которые расположены в помещении дежурной части в непосредственной близости от рабочего места помощника оперативного дежурного дежурной части ОП №2 УМВД России по г. Сыктывкару, таким образом площадь камер соответствует требованиям законодательства. Согласно п. 4 Правил, помещение для задержанных сообщается с залом (комнатой) оперативного дежурного через отдельный коридор. Стены помещения для задержанных штукатурятся гладко и не должны примыкать к общему коридору. В стене каждого помещения для задержанных, обращенной в сторону комнаты оперативного дежурного, устраивается максимально возможной ширины проем высотой не менее 2 м, который заполняется решетчатой перегородкой с решетчатой дверью. Перегородка и дверь изготавливаются из листовой стали 60 х 12 мм с размером ячейки 200 х 200 мм, которые с внутренней стороны обшиваются прозрачным органическим стеклом толщиной не менее 5 мм. Согласно актам обследования технической укрепленности, три электрические лампы для освещения камер размещены в служебном помещении, предназначенном для выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, доставленных в дежурную часть, за пределами камер. Туалет для задержанных представляет собой совмещенный санузел. Вход расположен из коридора, справа от входа в дежурную часть. Посещение туалета осуществляется по требованию задержанных.

В соответствии с п. 1 Приказа МВД по Республике Коми от 28.10.2013 № 468 "Об ограничении курения табака на объектах системы МВД по Республике Коми" курение табака на рабочих местах, в помещениях административных, производственных и складских зданий, строениях и прилегающих к ним территориях, а также в салонах служебных автомобилей системы МВД по Республике Коми запрещено.

Приточно-вытяжная вентиляция, а так же, окна в камерах отсутствуют, в связи с чем регулярно проводится: проветривание помещений путем открытия входных дверей.

В связи с тем, что в период нахождения в отделе полиции №2 в отношении истца составлялся протокол об административном правонарушении и было рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено постановление, фактическое время нахождения в камере значительно меньше 19 часов 10 минут (с 21.30 до 16.40). Большую часть времени в камере истец провел в ночное время.

Ссылаясь на вышеизложенное, ответчик указывает, что все условия содержания истца в вышеуказанном помещении соблюдены, кроме того, истцом пропущен установленный ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок на обращение в суд с настоящим иском, а потому основания для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации в порядке, установленном ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.

Разрешая требования Волгина С.Г., суд приходит к выводу об отсутствия оснований для их удовлетворения, исходя из следующего.

Статьей 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за совершение мелкого хулиганства.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять, в том числе, должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях (в т.ч. по ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В силу ч. 3 ст. 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», на полицию возлагаются обязанности: пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции; документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия.

На основании п. 13 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», сотрудники полиции имеют право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина при невозможности решения данного вопроса на месте.

Как усматривается из материалов дела, в отношении Волгина С.Г. при указанных выше обстоятельствах составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, санкция которой влечет наложение наказания, в том числе, в виде административного ареста. Решение должностного лица о задержании Волгина С.Г., его доставлению в отдел полиции №2 УМВД России по г. Сыктывкару и помещению в камеру для административно задержанных не противоречит действующему законодательству, и истцом в рамках данного дела не оспаривается.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1, подпункту «в» пункта 3 и пункту 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, на деленных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из части 7 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих и о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении должно отвечать требованиям, предусмотренным статьёй 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящего Кодекса, а также дополнительно содержать:

1) в мотивировочной части:

а) сведения об условиях содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, о характере и продолжительности нарушения, об обстоятельствах, при которых нарушение допущено, и о его последствиях;

б) обоснование размера компенсации и наименование органа (учреждения), допустившего нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении;

в) мотивы, по которым присуждается компенсация или по которым отказано в ее присуждении;

2) в резолютивной части:

а) в случае отказа в присуждении компенсации - указание на это;

б) в случае присуждения компенсации - указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации.

В соответствии с приведенными положениями необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда, признаются недопустимыми судом по письменному ходатайству лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе (части 1 и 3 статьи 59, часть 2 статьи 61 КАС РФ).

В качестве доказательств согласно части 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы.

Порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определен Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 года N 627, в соответствии с которым: задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 2); специальные помещения оборудуются в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти (п. 3); задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205. В случае если предоставление горячей пищи невозможно, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по рационам, установленным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205. Указанные лица также имеют право получать предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания от родственников и других лиц (п. 4); перед отправлением задержанного лица в специальное помещение должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, организует (проводит) личный досмотр (обыск) и досмотр вещей задержанного лица (п. 6); за поведением задержанных лиц, находящихся в специальных помещениях, устанавливается наблюдение должностными лицами органа, в ведении которого находится специальное помещение (п. 10); задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах). Норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна (п. 11); выведение задержанных лиц из специального помещения для отправления естественных надобностей производится по их просьбе поочередно в сопровождении одного или более лиц из числа дежурного наряда органа, в ведении которого находится специальное помещение (п. 12); в отопительный сезон в специальных помещениях поддерживается температура не ниже +18 градусов по Цельсию. Специальные помещения освещаются с наступлением темного времени суток до рассвета (п. 13); задержанным лицам разрешается иметь при себе одежду, головной убор, обувь по сезону (в одном комплекте), носовые платки, а инвалидам - в том числе протезы или костыли (п. 14).

В Наставлении о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденного приказом МВД России от 30 апреля 2012 года N 389, в разделе 3 указаны обязанности оперативного дежурного перед размещением лиц, доставленных в дежурную часть, в помещения для задержанных, согласно которым доставленные лица, находящиеся при них вещи и документы подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом (пункт 9), в случае обнаружения у доставленных лиц при осуществлении личного досмотра предметов и вещей, запрещенных к хранению федеральным законом, сотрудниками полиции в установленном порядке принимается решение о привлечении указанных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10); у доставленных лиц изымаются предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления, а также продукты питания и предметы, не включенные в Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды, которые задержанные лица могут иметь при себе, хранить и получать в передачах (приложение N 4 к Наставлению), о чем делается отметка в протоколе личного досмотра или протоколе о задержании. Оперативный дежурный обязан обеспечить сохранность изъятых предметов и вещей до истечения срока задержания, после чего они возвращаются лицу, за исключением предметов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (до решения вопроса по существу) либо находящихся в розыске или изъятых из гражданского оборота, а также поддельных документов (пункт 11); оперативный дежурный обязан предоставить доставленному лицу в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возможность уведомить близкого родственника (родственника) или близкое лицо о факте его задержания и месте нахождения путем осуществления одного телефонного разговора либо, по просьбе данного лица, произвести указанные уведомления лично, за исключением случаев, которые предусмотрены частью 11 статьи 14 Федерального закона "О полиции" о факте уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица задержанного лица сделать отметку в протоколе о задержании (пункт 14); перед водворением в помещение для задержанных оперативный дежурный проводит опрос лица о наличии у него хронических заболеваний и жалоб на состояние здоровья. Результаты опроса заносятся в протокол о задержании (пункт 15); если доставленное лицо имеет видимые ранения, телесные повреждения или находится в состоянии, требующем срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью), а также в случае заявления с его стороны об ухудшении состояния здоровья (пункт 16.2).

В соответствии с Правилами оборудования служебных помещений для задержанных (Приложение N 2 к Наставлению о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан): количество помещений для задержанных определяется исходя из нормы санитарной площади для размещения задержанных лиц с учетом их среднесуточной наполняемости, но не менее трех помещений для задержанных. Норма санитарной площади в помещении для задержанных составляет 4 квадратных метра на одного человека (п. 1); задержанные лица содержатся под охраной сотрудников полиции в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью (п. 2); служебные помещения располагаются в помещениях дежурной части в непосредственной близости от рабочего места оперативного дежурного. В целях осуществления наблюдения могут использоваться аудио- и видеотехника (п. 3); помещение для задержанных сообщается с залом (комнатой) оперативного дежурного через отдельный коридор. Стены помещения для задержанных штукатурятся гладко и не должны примыкать к общему коридору. В стене каждого помещения для задержанных, обращенной в сторону комнаты оперативного дежурного, устраивается максимально возможной ширины проем высотой не менее 2 м, который заполняется решетчатой перегородкой с решетчатой дверью (п. 4); помещение для задержанных оборудуется приточно-вытяжной вентиляцией (п. 7); в помещении для задержанных устанавливаются скамьи (диваны), которые в ночное время могут быть использованы под спальные места, своим основанием должны быть соединены с полом, боковые поверхности обшиваются досками. Внутри помещения для задержанных не должно быть выступающих труб, креплений, а также предметов, которые могут быть использованы для нападения на сотрудников полиции, самоубийства доставленных лиц или причинения иного вреда себе и окружающим (п. 8); радиаторы отопления в помещении для задержанных защищаются кожухами из листового железа или решетками без острых выступов (п. 9); электропроводка в помещении для задержанных прокладывается скрыто под штукатуркой. Электрические лампы для освещения размещаются в нишах над дверью или на потолке и ограждаются металлическими решетками или сетками или небьющимся прозрачным материалом (п. 10).

Приложением N 4 к Наставлению о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан регламентирован Перечень продуктов питания, предметом первой необходимости, обуви, одежды, которые задержанные лица могут иметь при себе, хранить т получать в передачах, в который включены, в том числе: продукты питания, кроме требующих тепловой обработки, скоропортящихся с истекшим сроком хранения, алкогольной продукции; одежду (без поясных ремней, поясов, шнурков, подтяжек, галстуков и шарфов), головной убор, обувь (без шнурков и металлических набоек) - по сезону в одном комплекте; нательное белье - по сезону в одном комплекте; носки; платки носовые; предметы личной гигиены и туалетные принадлежности, в том числе туалетное мыло, туалетная бумага, зубная щетка, зубная паста, пластмассовые футляры для мыла и зубной щетки, кремы, расческа; постельное белье в одном комплекте (две простыни и наволочка), полотенце; столовые предметы (комплект пропиленовой посуды). Для хранения указанных предметов в одном из помещений дежурной части оборудуются шкафы или полки-ячейки.

Разрешая требования административного истца, суд, проанализировав указанные выше положения закона и общепризнанные нормы международного права, оценив представленные в дело доказательства, в их совокупности, приходит к выводу о том, что по настоящему административному делу совокупность правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных Волгиным С.Г. требований о взыскании компенсации, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлена.

По убеждению суда, стороной ответчика представлены доказательства того, что условия содержания Волгина С.Г. в спорный период в камере для задержанных соответствовали требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Так, из представленных стороной ответчика материалов следует, что поскольку при помещении в дежурную часть истец отказался вынимать шнурки из своей обуви, обувь была изъята, что не противоречит приведенным требованиям Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан. Отказ истца от питания зафиксирован в книге учета доставленных.

Доводы истца о несоответствии помещения, в котором он содержался в спорный период, приведенным выше требованиям Приказа МВД России от 30.04.2012 N 389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан", в том числе, относительно бытового оснащения, соблюдения температурного режима, а так же о не предоставлении истцу питьевой воды, доступа к свежему воздуху, не обеспечении права на посещение туалета, об отсутствии мест для сна, для приема пищи, освещения своего подтверждения не нашли.

Сведений о том, что Волгин С.Г. был намерен воспользоваться правом на уведомление близкого родственника (родственника) или близкого лица о факте его задержания путем осуществления телефонного звонка и правом на получение передачи, в том числе, содержащей продукты питания и предметы одежды, обуви, средств гигиены, однако ему было в этом отказано, в материалы дела не представлено, а истец на такие обстоятельства не ссылался. Доказательств того, что Волгин С.Г. предъявлял какие-либо требования относительно своего содержания и реализации прав на бытовое обеспечение в спорный период, в материалы дела не представлено. Сторона ответчика наличие предъявления истцом соответствующих требований (жалоб, претензий) отрицает.

Изложенное свидетельствует о необоснованности доводов административного истца о незаконности бездействия административного ответчика по заявленным истцом основаниям.

Также суд исходит из отсутствия каких-либо надлежащих доказательств причинения административному истцу вреда или пережитых страданий для подтверждения права на компенсацию в результате незаконных действий сотрудников полиции.

Разрешая заявленное стороной ответчика ходатайство о пропуске истцом срока на обращение в суд с настоящими исковыми требованиями, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Обстоятельства содержания Волгина С.Г. в спорном помещении Отдела полиции №2 УМВД России по г. Сыктывкару для задержанных, указываемые истцом в обоснование заявленных требований, имели место в период времени с 21 час. 30 мин. 25.01.2021 до 21 час. 50 мин. 26.01.2021, следовательно, в указанный период времени административному истцу было известно об условиях, в которых он содержался в период задержания в порядке, предусмотренном ст. 27.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Волгин С.Г. обратился с настоящим административным иском в суд только 10.03.2022, сдав исковое заявление с приложенными к нему документами в администрацию исправительного учреждения, т.е. за пределами установленного законом трехмесячного срока.

При этом, доводы истца о том, что о нарушении его прав при указанных в иске обстоятельствах ему стало известно в день, которым он датировал свое исковое заявление (т.е. 09.03.2022), суд находит необоснованными, поскольку они не подтверждены надлежащим доказательствами. Обстоятельств, которые могут служить основанием для признания причин пропуска истцом срока на обращение в суд с настоящими исковыми требованиями и восстановления процессуального срока, Волгиным С.Г. не приведено ни в судебном заседании, ни в письменном ходатайстве, поступившем в суд 07.07.2022, которое, в свою очередь, содержит по существу цитирование норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без приведении конкретных обстоятельств, касающихся непосредственно причин пропуска истцом установленного ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Волгина С.Г. к Отделу полиции № 2 УМВД России по г. Сыктывкару, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Сыктывкару о взыскании компенсации за нарушение условий содержания.

Руководствуясь статьями 175-180, 226-227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административные исковые требования Волгина Сергея Геннадьевича к Отделу полиции № 2 УМВД России по г. Сыктывкару, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Сыктывкару о взыскании компенсации за нарушение условий содержания оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 02.08.2022.

Судья Е.В.Баудер

2а-634/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Волгин Сергей Геннадьевич
Ответчики
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Сыктывкару
ОП № 2
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкар Республики Коми
Судья
Баудер Елена Вильгельмовна
Дело на странице суда
ejvasud.komi.sudrf.ru
15.03.2022Регистрация административного искового заявления
15.03.2022Передача материалов судье
18.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
18.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.04.2022Предварительное судебное заседание
06.05.2022Предварительное судебное заседание
18.05.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
02.06.2022Предварительное судебное заседание
17.06.2022Судебное заседание
26.07.2022Производство по делу возобновлено
27.07.2022Судебное заседание
02.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2022Дело оформлено
27.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее