Судья Минкина М.Т. Дело № 33а-4993/2020
УИД 24RS0035-01-2019-004139-19
3.189а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 мая 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Мирончика И.С.,
судей: Корниенко А.Н., Данцевой Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи: Ермоленко О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Красноярскому краю к Зарубенко Сергею Олеговичу о взыскании суммы налога и пени,
по апелляционной жалобе начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю Дашука А.Ю.
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 17 февраля 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №10 по Красноярскому краю в интересах государства к Зарубенко Сергею Олеговичу о взыскании суммы налога и пени – отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Межрайонная ИФНС России № 10 по Красноярскому краю обратилась в суд с иском к Зарубенко С.О. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 3195 рублей, пени за период с 02.12.2017 года по 10.12.2017 года в размере 7 рублей 91 копейка, недоимки по земельному налогу за 2016 год в размере 471 рубля и пени за период с 02.12.2017 года по 10.12.2017 года в сумме 1 рубль 17 копеек.
Требования мотивированы тем, что Зарубенко С.О. является собственником квартир и земельных участков. Возложенную на него обязанность по своевременной и в полном объеме уплате налога на имущество и земельного налога не исполняет. Требования об уплате налогов были направлены административному ответчику, однако в установленный в срок задолженность не уплачена, в связи с чем, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском и просил восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления, ссылаясь на большое количество должников перед бюджетом, большим объемом передаваемых документов, а так же необходимостью проверки сведений о задолженности по имущественным налогам и подготовки пакета документов для суда.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе начальник Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю Дашук А.Ю. просит отменить решение суда и настаивает на том, что срок обращения в суд пропущен по уважительной причине, а также, что уплата налогов и пени является конституционной обязанностью налогоплательщиков.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, начальник Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю Дашук А.Ю. просил рассмотреть дело без участия представителя налогового органа.
Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда первой инстанции на предмет законности и обоснованности в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статьям 357, 388, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации собственники транспортных средств, земельных участков, а также жилых помещений (квартира, комната) являются плательщиками соответственно транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании пункта 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, за Зарубенко С.О. зарегистрировано право собственности на: 1) земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером №; 2) земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № 3) квартиру по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № 4) квартиру по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, 5) квартиру по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
Налоговым органом налогоплательщику 31.07.2017 года было направлено уведомление № от 10.07.2017 года об уплате земельного налога в размере 471 руб. и налога на имущество физических лиц в размере 3195 руб. со сроком исполнения не позднее 01.12.2017 года.
Налоговым органом налогоплательщику 15.12.2017 года было направлено требование № об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 3195 руб., пени за период с 02.12.2017 г. по 10.12.2017 г. в размере 7,91 руб.; по земельному налогу за 2016 год в размере 471 руб., пени по земельному налогу за период с 02.12.2017 г. по 10.12.2017 г. в размере 1,17 руб. со сроком исполнения не позднее 05.02.2018 года.
В Минусинский городской суд Красноярского края административное исковое заявление МИФНС России № 10 по Красноярскому краю к Зарубенко С.О. о взыскании задолженности по налогам, в котором административный истец просит о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение с административным исковым заявлением, поступило 31.10.2019 года, то есть с пропуском процессуального срока по налогу на имущество физических лиц более чем на 1 год (налоговый орган обязан был обратиться в суд с заявлением о взыскании налога на имущество физических лиц за 2016 год в срок до 05.08.2018 года).
Установив перечисленные обстоятельства, суд первой инстанции при разрешении заявленных требований, учитывая вышеизложенные требования закона, обоснованно исходил из того, что административным истцом в части требований о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год пропущен процессуальный срок на обращение с административным иском, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ, при отсутствии правовых оснований для его восстановления.
Выводы суда в этой части являются законными, обоснованными, основанными на нормах закона. Оснований для восстановления пропущенного процессуального срока апелляционная инстанция также не усматривает.
Доводы жалобы о том, что в связи с большой загруженностью инспекции были массово просрочены сроки обращения в суд, во внимание не принимаются, так как данные доводы свидетельствуют о ненадлежащей организации работы в учреждении и ненадлежащем контроле соответствующих должностных лиц за деятельностью подчиненных им сотрудников, что основанием для восстановления срока не является. Налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Сама по себе большая загруженность сотрудников по своевременному оформлению документов для обращения в суд не относится к исключительным обстоятельствам, позволяющим восстановить налоговой инспекции срок для предъявления настоящего административного иска.
Изложенное позволяет судебной коллегии согласиться с правильностью вывода суда первой инстанции о пропуске административным истцом процессуального срока для обращения в суд с административным иском о взыскании недоимки и пени по налогу имущество физических лиц и отсутствием правовых оснований для его восстановления.
Вместе с тем, при обращении в суд с административным иском 31.10.2019 года сумма земельного налога и пени в отдельности не превысила 3000 рублей. Так как трехлетний срок исполнения требования № от 11.12.2017 г. с датой уплаты до 05 февраля 2018 г. на сумму 471 руб. (земельный налог за 2016 г. и пени в размере 1,17 руб.) еще не истек, то срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа не наступил и административные исковые требования в этой части подлежат оставлению без рассмотрения, что не было учтено судом первой инстанции.
Оснований учитывать общую сумму задолженности, числящуюся за Зарубенко С.О. и указанную в требовании № от 11.12.2017 года, не имеется, поскольку эта общая сумма недоимки приведена в требовании справочно и указывает на имеющуюся у налогоплательщика общую сумму задолженности по всем видам налогов.
Так, из анализа норм налогового законодательства следует, что под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного вида налога, по которым истек срок исполнения. Суммы различных видов налогов, даже если они включены в одно требование об уплате налогов, не подлежат суммированию, поскольку для разных видов налогов установлены различные правила, определяющие порядок и сроки их уплаты, а потому право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки за счет имущества физического лица по каждому из налогов возникает самостоятельно.
Таким образом, с учетом положения абз. 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что до истечения трех лет со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога и пеней налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании этих платежей лишь в случае, если общая сумма определенного вида налога и пеней превышает 3000 рублей.
При таком положении, оспариваемое решение в части требований о взыскании земельного налога за 2016 год, пени по указанному налогу за период с 02.12.2017 года по 10.12.2017 года подлежит отмене, заявленные требования административного иска в указанной части оставлению без рассмотрения, так как налоговым органом не соблюден досудебный порядок обращения в суд в части установленных для этого сроков и суммы недоимки по налогу, а также порядка, установленного п.3 ст. 48 НК РФ.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 17 февраля 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю о взыскании с Зарубенко Сергея Олеговича недоимки по земельному налогу за 2016 год в размере 471 рубля, пени по указанному налогу за период с 02.12.2017 года по 10.12.2017 год в размере 1 рубля 17 копеек. В этой части административное исковое заявление оставить без рассмотрения.
В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю Дашука А.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: