Судья Балухина В.Н. дело №33-5362/21 (2-119/2021)
УИД 22RS0029-01-2021-000170-07
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июля 2021 года город Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего судей при секретаре |
Варнавского В.М., Шторхуновой М.В., Сачкова А.Н., Сафронове Д.В., |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) на решение Кулундинского районного суда Алтайского края от 11 мая 2021 года по делу
по иску Руденко Александра Анатольевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) о признании права на досрочную пенсию.
Заслушав доклад судьи Варнавского В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением ГУ-УПФР в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) от 26 августа 2020 года №279 Руденко А.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого страхового стажа.
Ссылаясь на незаконность отказа пенсионного органа по включению периодов работы с 4 февраля 1992 года в должности водителя дрезины АС-1 и с 1 апреля 1999 года по 1 января 2004 года в должности помощника водителя автомотрисы АС в организациях железнодорожного транспорта в специальный стаж, истец обратился в суд с иском о признании незаконным вышеуказанного решения пенсионного органа, включении в специальный стаж спорные периоды работы и признании за ним право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с возложением на ответчика обязанности назначить и выплачивать Руденко А.А. пенсию со дня обращения с заявлением о назначении пенсии.
Решением Кулундинского районного суда Алтайского края от 11 мая 2021 года исковые требования Руденко А.А. удовлетворены.
Признано незаконным решение пенсионного фонда от 26 августа 2020 года №279 об отказе Руденко А.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости и возложена обязанность включить в специальный стаж работы с особыми условиями труда для назначения льготной пенсии периоды работы с 4 февраля 1992 года по 1 января 2004 года и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 18 мая 2020 года.
Оспаривая постановленный судебный акт, ответчик просит его отменить, исключив из льготного стажа периоды работы в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516. Отсутствует документальное подтверждение особых условий труда в период с 4 февраля 1992 года по 17 мая 1999 года. Занимаемая истцом должность в указанный период не соответствует Списку №2, доказательств особых условий труда в материалы дела не представлено.
С 1 по 15 января 2002 года, с 1 января 2003 года, с 1 по 2 октября 2003 года истец находился в отпуске без сохранения заработной платы.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит основания для его отмены в оспариваемой части, исходя из следующего.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 18 мая 2020 года Руденко А.А. 6 мая 1965 г.р., обратился в ГУ-УПФР в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) с заявлением №422554/20 о назначении страховой пенсии по старости п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от 26 августа 2020 года №279 Руденко А.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемых 12 лет 6 месяцев специального стажа.
Из решения следует, что стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» составил 11 лет 5 месяц 13 дней; продолжительность страхового стажа: 36 лет 7 месяцев 9 дней; ИПК – 109, 378 балла.
Дата регистрации Руденко А.А. в качестве застрахованного лица – 18 мая 1999 год.
В стаж не включены следующие периоды работы, являющиеся предметом спора при рассмотрении дела судом первой инстанции:
4 февраля 1992 года по 31 марта 1999 года в должности водителя дрезины АС-1 по 5 разряду в Кулундинской Дистанция пути;
с 1 апреля 1999 года по 1 января 2004 года в должности помощника водителя автомотрисы АС-1 4 разряда в Кулундинской Дистанция пути.
Разрешая спор, суд первой инстанции, приходя к выводу, что выполняемая истцом работа в должности водителя дрезины АС-1, помощника водителя автомотрисы АС-1 тождественна выполняемой работе машиниста, помощника машиниста автомотрисы, удовлетворил исковые требования истца, признав незаконным решение пенсионного органа и возложив на ответчика обязанность включить в специальный стаж спорные периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 18 мая 2020 года.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Право на страховую пенсию по старости, как предусмотрено ч.1 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях», имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список №2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», а также Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Пунктом 5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Подпунктом «г» п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. «д» ст.12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года №272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».
В абз.9 списка от 24 апреля 1992 года №272 предусмотрены «машинисты и помощники машинистов автомотрис и мотовозов».
В п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при подсчете специального стажа работы следует учитывать, работал ли истец по профессии (занимал ли должность), указанной (указанную) в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года №272, и была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтеров пути, бригадиров).
Установление для данной категории лиц льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается наиболее неблагоприятному воздействию различного рода факторов, к которым относится постоянная занятость в течение полного рабочего дня на текущем содержании, ремонте пути искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог именно с интенсивным движением поездов.
В соответствии с п.2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном данными Правилами, суммируются периоды работы с тяжелыми условиями труда (подп.2) и работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы (подп.5).
Согласно абз.3 п.3 этих же Правил при досрочном назначении гражданам пенсии по старости в порядке, предусмотренном Правилами, суммирование периодов работ с тяжелыми условиями труда с работами в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы осуществляется при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абз.1 подп.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, предусмотрено суммирование различных льготных периодов работ. При этом установлено, что к работе по подп.2 п.2 данных Правил (работе с тяжелыми условиями труда) производится суммирование периодов работ по подп.5 п.2 данных Правил (в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, и т.д.), только при досрочном назначении пенсии в соответствии с абз.1 подп.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ (п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Суммирование периодов работы имеет правовое значение только в том случае, если в результате продолжительность специального стажа составит не менее 12 лет 6 месяцев, установленных в абз.1 подп.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ.
Вопреки доводам жалобы факт работы истца по профессии (машинист и помощник машиниста автомотрис), указанной в Списке профессий рабочих локомотивных бригад ***, подтверждается записями в трудовой книжке, в том, числе об установлении разрядов машиниста АС-1, показаниями свидетелей <данные изъяты> которые в своей совокупности подтверждают тождественность выполняемой истцом работы в должности водителя дрезины АС-1, помощника водителя автомотрисы АС-1.
Судом обосновано обращено внимание на тот факт выполнение истцом работы на дрезине АС-1, учитывая, что машина АС-1 является автомотрисой служебной, свидетельствует о работе истца на автомотрисе как того требует абзац 9 Списка №272. Указанное обстоятельство и подтверждается показаниями допрошенных судом первой инстанции свидетелей.
Кроме того, в качестве доказательства тождественности выполняемой истцом работы в должности водителя дрезины АС-1, помощника водителя автомотрисы АС-1, обращает на себя внимание и тот факт, что проектом постановления Правительства Российской Федерации предлагалось внести изменения в Список №272 путем изложения абз.9 Списка №272 в следующей редакции «машинисты и помощники машинистов автомотрис, мотовозов и железнодорожно-строительных машин, водители и помощники водителей дрезин».
В заключении от 15 августа 2019 года №27101-СШ/Д26и об оценке регулирующего воздействия на указанный проект постановления Правительства Российской Федерации отмечено, что в настоящее время машинисты и помощники машинистов железнодорожно-строительных машин, водители и помощники водителей дрезины, машинисты и помощники машинистов мотовозов, машинисты и помощники машинистов автомотрис имеют аналогичные трудовые функции и осуществляют свою трудовую деятельность на рабочих местах с вредными условиями труда. Проектом акта предлагалось приравнять права отдельных работников железнодорожного транспорта (машинист и помощник машиниста железнодорожно-строительной машины, водитель и помощник водителя дрезины, машинист и помощник машиниста мотовоза, машинист и помощник машиниста автомотрисы) с аналогичными профессиями на досрочное назначение страховой пенсии. Предлагаемое регулирование было концептуально поддержано.
Несмотря на то, что в трудовой книжке имеется запись о трудоустройстве истца 4 февраля 1992 года в Кулундинскую дистанцию пути по должности водителя дрезины АС-1, о переводе 1 апреля 1999 года помощником водителя автомотрисы АС-1, а затем переводе 28 октября 2010 года на должность машинистом автомотрисы АС-1, 170 кВт, пенсионным органом зачтены периоды работы в качестве работника, занятого на железнодорожном транспорте с 1 января 2004 года по 4 января 2004 года, с 7 января 2004 года по 14 марта 2004 года и далее, в том числе вплоть до 27 октября 2010 года.
Вместе с тем, оспариваемое решение пенсионного органа не содержит оснований по которым спорные периоды работы, притом что, должность истца с 4 февраля 1992 года и после перевода 1 апреля 1999 года не изменялась, не включены в специальный стаж заявителя при досрочном назначении пенсии по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом сам факт работы истца в должности водителя дрезины АС-1, помощника водителя автомотрисы АС-1 ответчиком не оспаривается.
В связи с вышеизложенным у суда первой инстанции имелись основания для суммирования в соответствии Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 льготного периода работы истца (подп.5 п.2 данных Правил) к работе по подп.2 п.2 данных Правил (работе с тяжелыми условиями труда).
Вместе с тем, заслуживает внимание указание ответчика на то, что с 1 по 15 января 2002 года, с 1 января 2003 года, с 1 по 2 октября 2003 года Руденко А.А. находился в отпуске без сохранения заработной платы.
В соответствии с абз.2 п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Данное обстоятельство следует из решения пенсионного органа от 26 августа 2020 года №279 и подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица, сведениями о страховом стаже и страховых взносах застрахованного лица с 1 января 2002 года, представленными ответчиком.
Соответственно оснований для включения в специальный стаж истца периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы (с 1 по 15 января 2002 года, с 1 января 2003 года, с 1 по 2 октября 2003 года) не имелось.
В п.58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», разъяснено, что правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям (ч.6 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), например из-за нарушения судом первой инстанции порядка судебных прений, необоснованного освобождения лица, участвующего в деле, от уплаты государственной пошлины и т.п. Характер допущенных судом первой инстанции нарушений, а также вопрос о том, могли ли они привести к неправильному разрешению спора, оценивается судом апелляционной инстанции в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела и содержания доводов апелляционных жалобы, представления
Допущенные судом первой инстанции нарушения в части возложения на ответчика обязанности включить в специальный страховой стаж, в том числе периоды нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы к неправильному разрешению спора, учитывая, что их исключение не влечет необоснованность выводов суда о достаточности специального страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости, не являются основанием для отмены решения суда.
В данном случае незаконность пенсионного органа в части отказа во включении спорных периодов работы и возложение на ответчика обязанности по их включению, является по сути основанием иска.
Требования истца направлены на признание за ним права на назначение досрочной страховой пенсии по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Вместе с тем без включения в специальный стаж истца 18 дней нахождения в отпуске без сохранения заработной платы у истца имеется требуемый стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает возможным не отменяя и не изменяя решения суда, уточнить абзац 2 и 3 резолютивной части оспариваемого решения суда, исключив указание на незаконность не включения периодов работы период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы (с 1 по 15 января 2002 года, с 1 января 2003 года, с 1 по 2 октября 2003 года) и обязанность ответчика по их включению в специальный страховой стаж, принимая во внимание, что 1 января 2004 года включено ответчиком в специальный страховой стаж.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кулундинского районного суда Алтайского края от 11 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) – без удовлетворения.
Уточнить абзац 2 и 3 резолютивной части решения Кулундинского районного суда Алтайского края от 11 мая 2021 года, изложив их в следующей редакции:
«Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) от 26 августа 2020 года №279 Руденко А.А. в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы водителем дрезины АС-1 в Кулундинской Дистанции пути с 4 февраля 1992 года по 31 марта 1999 года, помощником водителя автомотрисы АС-1 в Кулундинской Дистанции пути с 1 апреля 1999 года по 31 декабря 2001 года, с 16 января 2002 года по 31 декабря 2002 года, с 2 января 2003 года по 30 сентября 2003 года, с 3 октября 2003 года по 31 декабря 2003 года.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) включить в специальный стаж Руденко Александра Анатольевича по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы водителем дрезины АС-1 в Кулундинской Дистанции пути с 4 февраля 1992 года по 31 марта 1999 года, помощником водителя автомотрисы АС-1 в Кулундинской Дистанции пути с 1 апреля 1999 года по 31 декабря 2001 года, с 16 января 2002 года по 31 декабря 2002 года, с 2 января 2003 года по 30 сентября 2003 года, с 3 октября 2003 года по 31 декабря 2003 года и назначить досрочную страховую пенсию по старости Руденко Александра Анатольевича п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 18 мая 2020 года».
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 июля 2021 года