Дело № 12-72/2019
РЕШЕНИЕ
г. Новороссийск 30 июля 2019 г.
Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Котовой В.А.
при секретаре Абрамян А.Э.,
с участием представителя заявителя ООО «Новоростехфлот» Куреевой И.Ф. по доверенности №28 от 15.07.2019 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Новоростехфлот» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Котельва Н.В. №0214/03/75-КНД/ПР/2019 от 13.05.2019г. о привлечении юридического лица ООО «Новоростехфлот» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
установил:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Котельва Н.В. №0214/03/75-КНД/ПР/2019от 13.05.2019 г. ООО «Новоростехфлот» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Представитель юридического лица ООО «Новоростехфлот» Бурханов Б.Е. подал на вышеуказанное постановление жалобу, в которой просит отменить постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Котельва Н.В. №0214/03/75-КНД/ПР/2019 от 13.05.2019 г., производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указал, что между ФГУП «ГВСУ № 4» и ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» заключен Договора субподряда №<адрес> от 10.06.2014 года на выполнение комплекса гидротехнических работ по устройству свайного основания, волногасящей призмы на объекте: «Западный мол с топливными причалами в Геопорту г. Новороссийска».
ООО «Новоростехфлот», проводя работы на основании договора субподряда, занимает только небольшую часть площадки строительства.
Согласно Договору, Общество проводит основную часть работ в акватории водного объекта, а именно: укладка гексабитов, отсыпка волногасящей призмы, формирование откоса, водолазные работы, устройство части верхнего строения причала. С этой целью на строящемся причале выделена небольшая площадка с твердым покрытием для складирования металлоконструкций, установлены модули складских помещений для временного хранения инвентаря, материалов.
Подъемный кран, находящийся на объекте во время осмотра, использовавшийся при производстве работ, работает на основе электропривода. В районе проведения работ по договору используются самоходные плавкраны. Конструкция дизельэлектростанции, находящейся на объекте во время проведения осмотра, представляет собой стационарную установку, погруженную в металлический поддон и полностью покрытую металлическим кожухом. Аварийный разлив нефтепродуктов полностью исключен.
Все бытовые помещения находятся за пределами непосредственной площадки строительства, у берега, выделены в отдельный блок модульных конструкций для размещения временных зданий и сооружений санитарно-бытового и административного назначения.
Представителями подрядной организации Спецстроя России проводится регулярный производственно-экологический контроль (мониторинг) состояния водного объекта и водно-биологических ресурсов в районе всего Объекта строительства в соответствии с утвержденной программой исследований и планом-графиком работ. Данные мониторинга, протоколы исследований прилагаются. По результатам мониторинга состояния Цемесской бухты в районе объекта строительства превышения предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ не выявлено.
Согласно п. 4.5.1.7 Проекта 68/19-12-ОВОС.1 сброс всех видов сточных вод в акваторию водного объекта не предусмотрен, в период производства работ нормативы НДС не устанавливаются, т.к. сброс в водные объекты не предусматривается согласно прилагаемым п. 4.5.1.7, п. 4.5.1.8, стр. 130 Проекта 68/19-12-ОВОС.1.
Кроме того, строительство Объекта проводит подрядная организация Спецстроя России. ООО «Новоростехфлот» занимает только часть строящегося причала, а именно периодически выделяемый, постоянно перемещающийся по мере выполнения работ небольшой участок строящегося причала, с целью полноценного выполнения гидротехнических работ, предусматриваемых договором субподряда, в котором не оговариваются функции обустройства к всей площадки строительства с целью выполнения природоохранных мероприятий, оговоренных в экспертном заключении государственной экологической экспертизы Объекта № 16-О от 16.05.2017 г. Обустройство части причала - объекта строительства ООО «Новоростехфлот» ливнёвками технологически невозможно.
При проведении гидротехнических работ на выделенной подрядчиком части участка строительства Объекта ООО «Новоростехфлот» строго руководствуется требованиями проектной документации и природоохранного законодательства Российской Федерации.
На момент проведения проверки - 03.04.2019 г., работы на объекте ООО «Новоростехфлот» не проводило, так как работы по Договору подряда приостановлены с 31 января 2019 г. в связи с нарушением подрядчиком договорных обязательств по поставке давальческого материала, о чем имеется соответствующая переписка и может быть подтверждено посредством направления официального запроса в ФГУП «ГВСУ №4».
В Постановлении №0214/03/75-КНД/ПР/2019 описывается состояние объекта, не соответствующее действительности. Бетонные работы не проводились, заправка техники на объекте не осуществлялась. Дизель-генераторная станция размещена в специальном металлическом кожухе, исключающем образование разливов топлива, не работала. Рукомойник на объекте отсутствует. Фотоматериалы, приложенные к Протоколу, фиксируют помимо объекта строительства ООО «Новоростехфлот» и другие неизвестные объекты.
Кроме того, деятельность, проводимая ООО «Новоростехфлот» до приостановки строительства на объекте, исключает образование каких-либо отходов, сброс загрязняющих веществ сточными водами в море исключен, что не было учтено при вынесении Постановления.
В Постановлении о назначении административного наказания №0214/03/75-КНД/ПР/2019 от 13.05.2019 г. нет указания на то, в чем конкретно выразилось правонарушение экологического законодательства, за нарушение которых ООО «Новоростехфлот» вменяется соответствующая статья КоАП РФ.
Кроме того, просил о восстановлении срока на обжалование, поскольку жалоба на постановление №0214/03/75-КНД/ПР/2019 от 13.05.2019 г. первоначально подана в Арбитражный суд Краснодарского края в пределах срока обжалования – 23.05.2019 г., однако определением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2019 г. в принятии жалобы на постановление №0214/03/75-КНД/ПР/2019 от 13.05.2019 г. отказано на основании п. 1 ч. 1 ст. 127.1 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ООО «Новоростехфлот» Куреева И.Ф. жалобу поддержала, просила отменить постановление №0214/03/75-КНД/ПР/2019 от 13.05.2019 г. по указанным в жалобе доводам, прекратить производство по делу по основаниям, изложенным выше, восстановить срок на его обжалование, указав, что работы на объекте: «Западный мол с топливными причалами в Геопорту г. Новороссийска» на момент проведения осмотра надзорным органом велись.
Представитель Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора по доверенности Котельва Н.В. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Выслушав представителя юридического лица, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Одновременно с жалобой на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Котельва Н.В. №0214/03/75-КНД/ПР/2019 от 13.05.2019г. директор ООО «Новоростехфлот» Бурханов Б.Е. обратился в суд с ходатайством о восстановлении срока на обжалование вышеназванного постановления.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на обжалование лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Статья 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регламентирует порядок реализации права на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 3 части 1 данной статьи, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Как следует из части 3 названной статьи, постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно материалам дела, первоначально заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении было подано в арбитражный суд. Оснований полагать, что данное заявление подано за пределами срока, установленного частью 1 статьи30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Арбитражным судом Краснодарского края отказано в принятии жалобы со ссылкой на правовые позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, касающиеся вопросов подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
ООО «Новоростехфлот» обратилось с жалобой в Ленинский районный суд г. Новороссийск на постановление от 13.05.2019 года в кратчайшие сроки после получения сведений о судебном акте арбитражного суда об отказе в принятии заявления, в связи с его не подведомственностью арбитражному суду.
Данные действия ООО «Новоростехфлот» позволяют сделать вывод о том, что оно добросовестно пользовалось правами, которыми наделено согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, и имело намерения реализовать право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах, ООО «Новоростехфлот» срок на обжалование постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Котельва Н.В. №0214/03/75-КНД/ПР/2019 от 13.05.2019 г. пропущен по уважительной причине, в связи с чем подлежит восстановлению.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г, негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Общие требования к охране водных объектов установлены ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ. Так, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом РФ и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Частью 1 ст.35 Водного Кодекса РФ определено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч.2 и ч.3 ст.35 Водного Кодекса РФ нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст.35 Водного Кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Статья 39 Водного кодекса РФ гласит, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:1) не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения (ч. 2).
В соответствии со ст. 60 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в том числе, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Судом из материалов дела об административном правонарушении в отношении ООО «Новоростехфлот» следует, что на основании приказа Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 20.02.2019 г. № 75-КНД в отношении Общества проведена плановая выездная проверка.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Новоростехфлот» осуществляется хозяйственная деятельность на объекте Шифр: 68/19-12 «Западный мол с топливными причалами в Геопорту г. Новороссийска», а именно гидротехнические и строительно-монтажные работы, подводные и водолазные работы, работы по монтажу металлических конструкций, бетонные и железобетонные работы - объект HBOC строительно-монтажный участок по адресу: г. Новороссийск, ул. Сухумское шоссе, 47.
Согласно Программе производственного экологического контроля, утвержденной директором ООО «Новоростехфлот», определены Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду ООО «Новороситехфлот», в том числе строительно-монтажный участок «Геопорт», расположенный на территории Спецстроя России по адресу: г. Новороссийск, ул. Сухумское шоссе, 47.
При осмотре 04.03.2019 года территории установлено, что на объекте ведутся бетонные работы, размещены дизельгенераторы. осуществляется работа и заправка спецтехники. Также на территории строительного объекта организован самодельный рукомойник, сброс воды из которого без очистки осуществляется на территорию строительного объекта (гидротехнического сооружения). Строительный участок не оборудован сооружениями для сбора сточных вод, в том числе ливневых вод, а также сооружениями, препятствующими стоку в Черное море.
ООО «Новоростехфлот» отбор проб сточных вод для определения количеств загрязняющих веществ в 2018-2019 годах не производился, нормативы допустимых сбросов не рассчитывались.
Согласно Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год плата за сброс загрязняющих веществ за 2018 год не рассчитывалась, учет объема сточных вод и их качества не производился.
Из Программы производственного экологического контроля, утвержденной директором ООО «Новоростехфлот», следует, что объем сточных вод, образующихся в период строительства объектов, складывается из объемов хозяйственно-бытовых сточных вод (на береговой территории), льяльных (нефтесодержащих) сточных вод с судов и поверхностного стока с территории строительной площадки.
Водоотведение хозяйственно-бытовых и дождевых сточных вод осуществляется на локальные временные очистные сооружения, оборудованные на строительной площадке или в аккумулирующие емкости и биотуалеты с последующим их удалением спецтранспортом из района строительства.
Между тем, осмотром установлено, что строительный участок не оборудован сооружениями для сбора сточных вод, в том числе ливневых вод, а также сооружениями, препятствующими стоку в Черное море.
Таким образом, ООО «Новоростехфлот» осуществляло сброс загрязняющих веществ в составе ливневых сточных вод в отсутствие расчета нормативов допустимых сбросов производственного контроля в водный объект, что может повлечь его загрязнение.
Согласно части 4 статье 8.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (ред. от 06.02.2019), действовавшая в момент совершения административного правонарушения, нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 1 ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Анализируя вышеуказанные нормы права, суд приходит к выводу о том, что государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Котельва Н.В. полно, всесторонне и объективно исследовал в совокупности имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и пришел к обоснованному выводу о виновности ООО «Новоростехфлот» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Исследованным доказательствам дана верная правовая оценка, правильно, в соответствии с требованиями закона, определена мера административного наказания (в редакции на момент совершения административного правонарушения), учтен характер совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств.
В ходе производства по делу установлено, что ООО «Новоростехфлот» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 4 статьи 8.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (ред. от 06.02.2019), действовавшая в момент совершения административного правонарушения, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях юридического лица ООО «Новоростехфлот» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (ред. от 06.02.2019), действовавшая в момент совершения административного правонарушения, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену по делу постановления, не допущено.
Юридическому лицу ООО «Новоростехфлот» назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 4 статьи 8.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (ред. от 06.02.2019), действовавшая в момент совершения административного правонарушения, с учетом положений ст. ст. 4.1-4.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Таким образом, оснований для отмены постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Котельва Н.В. №0214/03/75-КНД/ПР/2019 от 13.05.2019г. о привлечении юридического лица ООО «Новоростехфлот» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (ред. от 06.02.2019), действовавшая в момент совершения административного правонарушения, не имеется, его следует оставить без изменений, а жалобу представителя юридического лица ООО «Новоростехфлот», – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд
решил:
Восстановить ООО «Новоростехфлот» срок на обжалование постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Котельва Н.В. №0214/03/75-КНД/ПР/2019 от 13.05.2019г. о привлечении юридического лица ООО «Новоростехфлот» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Котельва Н.В. №0214/03/75-КНД/ПР/2019 от 13.05.2019г. о привлечении юридического лица ООО «Новоростехфлот» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - оставить без изменения, а жалобу юридического лица ООО «Новоростехфлот» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Ленинского
районного суда г. Новороссийск В.А. Котова