Решение по делу № 8а-4403/2020 [88а-5573/2020] от 23.06.2020

Дело № 2а-2454/2019

      № 88а-5573/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток                                                                 12 августа 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Белой Татьяны Яковлевны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 14 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Белой Татьяны Яковлевны к администрации города Южно-Сахалинска, департаменту архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска о признании незаконным постановления от 26 ноября 2018 года № 3227-па «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «Индивидуальный жилой дом».

Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Белая Т.Я. обратилась в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области с вышеназванным административным исковым заявлением и просила отменить постановление администрации города Южно-Сахалинска от 26 ноября 2018 года № 2018 года № 3229-па «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «Индивидуальный жилой дом»; отменить постановление администрации города Южно-Сахалинска от 25 апреля 2014 года № 718-па «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания юго-восточного района города Южно-Сахалинска» в части установления красных линий на земельном участке, принадлежащем Белой Т.Я. на праве собственности.

В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, и расположенного на нём жилого дома. Данный участок имел вид разрешённого использования «индивидуальное садоводство». В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», её (Белой Т.Я.) участок, в настоящее время, расположен в зоне малоэтажной жилой застройки (Ж-2). В мае 2018 года через МФЦ города Южно-Сахалинска она (Белая Т.Я.) обратилась с заявлением об изменении вида разрешённого использования с индивидуального садоводства на вид использования, который соответствует зоне малоэтажной застройки (Ж-2). По полученной ею рекомендации, она изменила вид разрешённого использования на «многоквартирный жилой дом» и исправила ошибку в местоположении границ и площади земельного участка (его площадь составила 1000 кв.м). На её обращение о предоставлении разрешения на условно разрёшенный вид использования «индивидуальный жилой дом», постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 26 ноября 2018 года № 3229-па ей вновь отказано по причине несоответствия спорного земельного участка требованиям градостроительных норм, а также в связи с расположением участка в границах красных линий, установленных проектом планировки юго-восточного района, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 25 апреля 2014 года № 718-па. Полагает отказ в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «индивидуальный жилой дом» незаконным и нарушающим её право на пользование собственным земельным участком, поскольку спорный земельный участок попадает в границу территории жилой застройки Ж-2, а установление красных линий по сформированному и находящемуся в собственности гражданина земельному участку нормами земельного и градостроительного законодательства не предусмотрено.

Определением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 15 октября 2019 года принят отказ Белой Т.Я. от административного иска в части требований об отмене постановления администрации города Южно-Сахалинска от 25 апреля 2014 года № 718-па «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания юго-восточного района города Южно-Сахалинска» в части установления красных линий на земельном участке, принадлежащем Белой Т.Я. на праве собственности. Определение не оспаривалось, вступило в законную силу.

Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 15 октября 2019 года административные исковые требования Белой Т.Я. удовлетворены: признано незаконным постановление администрации города Южно-Сахалинска от 26 ноября 2018 года № 2018 года № 229-па «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «Индивидуальный жилой дом».

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 14 мая 2020 года решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 15 октября 2019 года отменено, принято новое решением, которым в удовлетворении административного искового заявления Белой Т.Я. отказано.

23 июня 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Белой Т.Я., поданная через Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области 5 июня 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 14 мая 2020 года, и оставлении в силе решения Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 15 октября 2019 года.

23 июля 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступили дополнения Белой Т.Я. к доводам кассационной жалобы.

В обоснование своей позиции заявитель указала на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, судом апелляционной инстанции нарушен принцип преюдиции, поскольку имеется вступившее в законную силу судебное постановление, которым установлено, что «в настоящее время не представляется возможным с достоверностью указать войдут ли в границы автомобильной дороги земельные участки административных истцов» (в том числе Белой Т.Я.). Согласно кадастровой выписки о земельном участке, сведений о том, что он находится в границах «красных линий» Государственный кадастр недвижимости не содержит. Ссылка на красные линии, как законные основания для отказа в разрешении на присвоение земельному участку условно-разрешённого вида использования, не основана на законе. Тем более, что объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке, возведен задолго до утверждения проекта красных линий. При этом, согласно Генеральному плану городского округа «Город Южно-Сахалинск» трассировка улицы Горького в районе пересечения с улицей Зимы проходит значительно западнее района, указанного в проекте планировки и межевания территории. Оспариваемым отказом нарушен принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта. Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешённому использованию и сходиться со сведениями, внесёнными в кадастр. Градостроительный регламент, установленный для территориальной зоны Ж-2 (малоэтажная жилая застройка) с установлением условно разрешённого использования (индивидуальный жилой дом) не лишает административного истца права на приведение к единому правовому статусу вида разрешенного использования объекта строительства – индивидуального жилого дома и вида разрешённого использования земельного участка.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 июля 2020 года кассационная жалоба Белой Т.Я. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнения к кассационной жалобе, письменные возражения администрации города Южно-Сахалинска, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Белой Т.Я. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешённого использования: многоквартирный жилой дом, адрес (местоположение) установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир юго-восточная часть города Южно-Сахалинск (район р. Зима), СТ «Вишневый сад-2», <адрес>.

29 августа 2018 года Белая Т.Я. обратилась в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «индивидуальный жилой дом» в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 28 сентября 2018 года № 2522-па назначено проведение публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «индивидуальный жилой дом» земельного участка с кадастровым номером , которые состоялись 18 октября 2018 года, по результатам составлен соответствующий протокол и подготовлено заключение о результатах публичных слушаний с рекомендацией о направлении проекта на утверждение мэру города Южно-Сахалинска, опубликованное в газете «Южно-Сахалинск» 8 ноября 2018 года.

Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 26 ноября 2018 года № 3229-па Белой Т.Я. отказано в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «Индивидуальный жилой дом» земельного участка с кадастровым номером со ссылкой на то, что он не соответствует требованиям градостроительных норм, а также в связи с расположением земельного участка в границах красных линий, установленных проектом планировки юго-восточного района, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 25 апреля 2014 года № 718-па «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания юго-восточного района города Южно-Сахалинска».

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ содержится перечень земельных участков, отнесённых градостроительным регламентом к указанным в данном пункте территориальным зонам земель населенных пунктов.

Согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешённые и вспомогательные виды разрешённого использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).

Статьей 39 Градостроительного кодекса РФ определён порядок предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, пунктом 1 которой предусмотрено, что лица, заинтересованные в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляют заявление о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования в комиссию.

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.

Вместе с тем действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, расположенные в границах территории общего пользования (пункт 2 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ).

По правилам пунктов 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами.

Красные линии отображаются на чертежах проекта планировки территории, проекта межевания территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ).

Действующий с 9 июня 2017 года Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (далее - Порядок), утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года № 742/пр, предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории (пункт 1.7 Порядка).

Из приведенных правовых норм следует, что красными линиями обозначаются не только существующие, но и планируемые границы территорий общего пользования, которые считаются установленными с момента утверждения проекта планировки территории.

Проанализировав материалы дела, суды установили, что земельный участок, в отношении которого Белая Т.Я. испрашивает разрешение на условно разрешённый вид использования, расположен в границах красный линий, установленных Проектом планировки и проектом межевания юго-восточного района города Южно-Сахалинска, утверждёнными постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 25 апреля 2014 года № 718-па.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ.

При этом, суд первой инстанции, удовлетворяя административные исковые требования Белой Т.Я., в своем решении указал, что оспариваемое постановление является неправомерным, поскольку не отвечает требованиям действующего законодательства и нарушает права административного истца на пользование и распоряжение земельного участка. Так, в оспариваемом постановлении не указано в чем конкретно выразилось несоответствие земельного участка градостроительным нормам, а расположение земельного участка в границах красных линий не является законной причиной отказа в удовлетворении заявления собственника объекта недвижимого имущества.

Суд апелляционной инстанций, отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Белой Т.Я., пришел к выводу, что принадлежащий Белой Т.Я. земельный участок находится в границах красных линий проектируемой территории, предназначенной для размещения автодороги улицы Горького, что препятствует изменению условно разрешённого вида использования земельного участка и не соответствует публичному интересу, связанному с развитием территории муниципального образования, а также указал, что красными линиями обозначаются не только существующие, но и планируемые граница территорий общего пользования, которые считаются установленными с момента утверждения проекта планировки территории. При этом судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции учитывает, что от требований о признании недействующими Проекта планировки и проекта межевания юго-восточного района города Южно-Сахалинска административный истец отказалась, и в этой части производство по делу прекращено определением суда.

Вопреки доводам кассационной жалобы оспариваемым отказом принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта не нарушен.

Ссылка в кассационной жалобе на апелляционное определение судебной     коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 16 января 2020 года, не имеет правового значения для разрешения настоящего административного дела.

Судебная коллегия по административным дела Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Несогласие Белой Т.Я. с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 14 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Белой Татьяны Яковлевны - без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи

8а-4403/2020 [88а-5573/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Белая Татьяна Яковлевна
Ответчики
Администрация города Южно-Сахалинска
Департамент землепользования города Южно-Сахалинска
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зайцева Оксана Анатольевна
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
12.08.2020Судебное заседание
12.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее