Дело № 2-3378/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2018 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Данилина Е.М.,
при секретаре судебного заседания Ивановой О.С.,
с участием прокурора Афанасьевой Е.Г.,
истца Ксенофонтова О.В.,
представителя ответчика администрации Ленинского района г. Чебоксары Петровой Г.А.,
представителя ответчика администрации г. Чебоксары Крупяковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах Ксенофонтова Олега Владимировича к Администрации г. Чебоксары, Администрации Ленинского района г. Чебоксары об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Чебоксары обратился в суд в интересах Ксенофонтова Олега Владимировича к Администрации г. Чебоксары, Администрации Ленинского района г. Чебоксары с требованием признать за Ксенофонтовым О.В. право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; возложить на администрацию Ленинского района города Чебоксары обязанность включить Ксенофонтова О.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; возложить на администрацию г. Чебоксары обязанность предоставить Ксенофонтову О.В. благоустроенное жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обосновании иска указано, что прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары проведена проверка по обращению Ксенофонтова О.В., дата г.р., о нарушении жилищных прав, в ходе которой установлено, что он воспитывался в РГОУ ------ с дата, где находился на полном государственном обеспечении, далее он обучался в ------ -----, окончил его в дата году.
Сведения о правах на недвижимое имущество у Ксенофонтова О.В. отсутствуют.
В списке список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма Ксенофонтов О.В. не состоит. Материалы личного дела Ксенофонтова О.В. также не сохранились.
Согласно архивной выписке, предоставленной администрацией адрес Чувашской Республики в документах архивного фонда РГОУ Чурачикская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат имеются сведения об учебе Ксенофонтова О.В. - поступил в дата 1 класс из ------. По информации БОУ Чувашской Республики «------ Минобразования Чувашии, являющегося правопреемником Чурачикской школы-интерната, личные дела бывших воспитанников не передавались.
Также по информации ------ Ксенофонтов О.В. в соответствующем Списке в адрес не состоит.
Со слов Ксенофонтова О.В. он снимает комнату по адресу адрес, официально не работает, денежных средств для обращения за квалифицированной юридической помощью не имеет.
Согласно ответу от дата ----- администрации Ленинского района г.Чебоксары на соответствующий запрос прокуратуры района в архивах отдела охраны детства отсутствует какая-либо информация о выявлении и устройстве Ксенофонтова О.В. в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, с заявлением по вопросу обеспечения жилым помещением в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, в администрацию района Ксенофонтов О.В. не обращался.
Таким образом, информации об исполнении должностными лицами перечисленных организаций обязанности о закреплении за Ксенофотнтовым О.В. жилья не имеется.
дата Ксенофонтов О.В. обратился с соответствующим заявлением о постановке его в Список в администрацию Ленинского района г.Чебоксары, на что получил отказ от дата за ----- на основании достижения им на момент обращения возраста ------ лет.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения ст. 72 Конституции РФ, ст. 109.1, 50 ЖК РФ, а также ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просят возложить на администрацию г. Чебоксары, администрацию Ленинского района г. Чебоксары вышеуказанную обязанность.
В судебном заседании прокурор Афанасьева Е.Г., истец Ксенофонтов О.В. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчиков Крупякова А.В., Петрова Г.А. иск не признали, пояснив, что Истец до достижения им возраста 23 лет не стал на учет как сирота, нуждающийся в улучшении жилищных условий, нет оснований для постановки его на учет в настоящее время.
Представитель третьих лиц Министерства финансов ЧР, Минстроя Чувашии, администрации Цивильского района не явились.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон).
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Ксенофонтов О.В., дата г.р.Решением Ленинского районного народного суда Чувашской Автономной социалистической Республики от дата г.р., мать Ксенофонтова О.В. – ФИО8, отец – ФИО9 были лишены родительских прав. В период с дата по дата Ксенофонтов О.В. обучался в ------ ----- по очной форме обучения. Согласно ответу от дата № Н----- администрации адрес на соответствующий запрос прокуратуры района в архивах отдела охраны детства отсутствует какая-либо информация о выявлении и устройстве Ксенофонтова О.В. в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, с заявлением по вопросу обеспечения жилым помещением в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, в администрацию района Ксенофонтов О.В. не обращался. Сведений о наличии у Ксенофонтова О.В. прав на недвижимое имущество не имеется. В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Как установлено в ходе рассмотрения дела, Ксенофонтов О.В. почти всю свою несовершеннолетнюю жизнь не имел попечения родителей, которые были лишены родительских прав, когда ему было 5 лет, в отношении него и двух его братьев. Истец проживал и обучался в школах-интернатах, и соответственно относится к числу лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежали обеспечению жильем. Формальное отсутствие факта обращения его за постановкой на учет до достижения им возраста 23 лет само по себе не может исключить оснований для предоставления Ксенофонтову О.В. мер социальной поддержки, поскольку непринятие со стороны органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений своевременных мер по защите интересов оставшегося без попечения родителей ребенка не может быть поставлено в вину такому лицу и послужить основанием для дальнейшего отказа в защите его прав. Иное противоречило бы Конституции РФ, провозглашающей, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно п. 1 ст. 7 Закона ЧР от 06.02.2009 № 5 "Об опеке и попечительстве" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере переданных государственных полномочий Чувашской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних относится формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также установление невозможности проживания указанных лиц в ранее занимаемых ими жилых помещениях. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 1 Закона Чувашской Республики "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - специализированные жилые помещения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с частью 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 "О регулировании жилищных отношений". В соответствии с п. 2 ст. 23.1 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики. Постановлением Кабинета Министров ЧР от 25.07.2013 № 292 утвержден Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок) Пунктом 1.2 Порядка установлено, что предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 1 Закона Чувашской Республики "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями". С учетом приведенных правовых норм, обязанность по обеспечению истца жилым помещением законодательством возложена на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики, которой переданы государственные полномочия Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Аналогичная правовая позиция приведена в определении Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 20-КГПР15-11, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014. При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора. Руководствуясь ст. ст.194 -199, ГПК РФ,
решил:
Признать за Ксенофонтовым Олегом Владимировичем, дата г.р., право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Возложить на администрацию Ленинского района г. Чебоксары обязанность включить Ксенофонтова Олега Владимировича в список лиц, из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Возложить на администрацию города Чебоксары обязанность предоставить Ксенофонтову Олегу Владимировичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.М. Данилин