29RS0018-01-2023-001179-39
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 2-1365/2023 |
№ 88-2134/2024 |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург | 31 января 2024 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Черлановой Е.С.,
судей Белинской С.В. и Яроцкой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в интересах Российской Федерации к администрации г. Мурманска, комитету имущественных отношений г. Мурманска, Министерству имущественных отношений Мурманской области о возложении обязанности поставить на учет объект недвижимого имущества как бесхозяйного
по кассационной жалобе Комитета имущественных отношений г. Мурманска на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 17 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 11 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Яроцкой Н.В., объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия по гражданским делам ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска, действуя в интересах в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Мурманска о возложении обязанности поставить на учет объект недвижимого имущества как бесхозяйного.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой округа проведена проверка соблюдения порядка распоряжения муниципальным имуществом по результатам установлено, что 26.04.2021 КЖП администрации г. Мурманска обратился в КИО г. Мурманска с заявлением № о выявлении участка сети хозяйственно-бытовой канализации, от колодца КК-1 до врезки в колодец ГОУП «Мурманскводоканал» КК-8 (с расположенными на сети колодцами КК-1, КК-2, КК-3, КК-За, ЮС-4, КК-5, КК-6, КК-7), проходящего в районе многоквартирных домов №№, 47 по <адрес>, обладающего признаками бесхозяйного недвижимого имущества.
Приказом КИО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ отделу юридического и кадрового обеспечения Комитета имущественных отношений города Мурманска поручено провести мероприятия по установления признаков бесхозяйной недвижимой вещи в отношении объекта недвижимого имущества «Участок сети хозяйственнобытовой канализации, от колодца КК-1 до врезки в колодец ГОУП «Мурманскводоканал» КК-8 (с расположенными на сети колодцами КК-1, КК-2, КК-3, КК-За, КК-4, КК-5, КК-6, КК-7), проходящий в районе многоквартирных домов №№,47 по <адрес>».
При наличии у указанного объекта недвижимого имущества признаков бесхозяйной недвижимой вещи обеспечить постановку данного объекта недвижимого имущества на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области в качестве бесхозяйного.
Вместе с тем, до настоящего времени, т.е. свыше года, мероприятия по выявлению признаков бесхозяйной недвижимой вещи указанного выше объекта, Комитетом имущественных отношений не окончены. На учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области как бесхозяйный объект не поставлен.
Истец просил суд обязать администрацию города Мурманска в течение 3-х месяцев с даты вступления решения суда в законную силу осуществить постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области объекта недвижимого имущества «Участок сети хозяйственнобытовой канализации, от колодца КК-1 до врезки в колодец ГОУП «Мурманскводоканал» КК-8 (с расположенными на сети колодцами КК-1, КК-2, КК-3, КК-За, КК-4, КК-5, КК-6, КК-7), проходящий в районе многоквартирных домов №№ 43, 47 по <адрес>», как бесхозяйного объекта.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Комитет имущественных отношений города Мурманска, Министерство имущественных отношений Мурманской области.
Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 17 мая 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 11 октября 2023 г., на администрацию г. Мурманска в лице КИО г. Мурманска возложена обязанность в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу осуществить постановку объекта недвижимого имущества «Участок сети хозяйственно-бытовой канализации, от колодца КК-1 до врезки в колодец ГОУП «Мурманскводоканал» КК-8 (с расположенными на сети колодцами КК-1, КК-2, КК-3, КК-За, КК-4, КК-5, КК-6, КК-7), проходящий в районе многоквартирных домов №№ 43, 47 по <адрес>», как бесхозяйного объекта на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области.
В удовлетворении исковых требований к Министерству имущественных отношений Мурманской области судом отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда и апелляционного определения не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой округа проведена проверка соблюдения порядка распоряжения муниципальным имуществом, в ходе которой установлено, что Комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска обратился в Комитет имущественных отношений г. Мурманска с заявлением о выявлении участка сети хозяйственно-бытовой канализации, от колодца КК-1 до врезки в колодец ГОУП «Мурманскводоканал» КК-8 (с расположенными на сети колодцами КК-1, КК-2, КК-3, КК-За, КК-4, КК-5, КК-6, КК-7), проходящего в районе многоквартирных домов №№ 43,47 по <адрес>, общей протяженностью 130 п.м., обладающего признаками бесхозяйного недвижимого имущества.
29.04.2021 Комитетом имущественных отношений г. Мурманска издан приказ №575 о проведении мероприятий по установлению признаков бесхозяйной недвижимой вещи.
В соответствии с пунктом 1 Приказа отделу юридического и кадрового обеспечения Комитета имущественных отношений г. Мурманска поручено:
- провести мероприятий по установлению признаков бесхозяйной недвижимой вещи в отношении объекта недвижимого имущества: «Участок сети хозяйственно-бытовой канализации, от колодца КК-1 до врезки в колодец ГОУП «Мурманскводоканал» КК-8 (с расположенными на сети колодцами КК-1, КК-2, КК-3, КК-За, КК-4, КК-5, КК-6, КК-7), проходящий в районе многоквартирных домов №№ 43,47 по <адрес>» (п.п. 1.1);
- при наличии у объекта недвижимого имущества, указанного в п.п. 1.1 приказа, признаков бесхозяйной недвижимой вещи обеспечить постановку данного объекта недвижимого имущества на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по мурманской области в качестве бесхозяйного (п.п. 1.2);
- по истечении одного года со дня постановки на учет объекта недвижимого имущества, указанного в пункте 1.1 настоящего приказа, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на данный объект недвижимого имущества.
Согласно сведениям, представленным Министерством имущественных отношений Мурманской области и Межрегиональным Территориальным управлением Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия указанный объект в реестре федерального имущества и государственного имущества Мурманской области не учитывается.
По данным ГОБУ «Центр технической инвентаризации и пространственных данных Мурманской области» на указанный объект регистрация права собственности не производилась.
Из сведений, представленных ГОУП «Мурманскводоканал» следует, что спорный объект недвижимости на балансе предприятия не состоит, в хозяйственное ведение ГОУП «Мурманскводоканал» не передавался, предприятием не обслуживается.
Согласно сведениям, представленным Управлением Росреестра в Мурманской области, сведения об объекте недвижимости: участок сети хозяйственно-бытовой канализации, от колодца КК-1 до врезки в колодец ГОУП «Мурманскводоканал» КК-8 (с расположенными на сети колодцами КК-1, КК-2, КК-3, КК-За, КК-4, КК-5, КК-6, КК-7), проходящий в районе многоквартирных домов №№ 43,47 по <адрес> в <адрес>, в едином государственном реестре недвижимости отсутствует.
26.04.2021 комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска обратился в комитет имущественных отношений г. Мурманска с заявлением № о постановке на учет в качестве бесхозяйного с последующей передачей на содержание и обслуживание ГОУП
«Мурманскводоканал» в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по передаточному акту участка сети хозяйственно-бытовой канализации, от колодца КК-1 до врезки в колодец ГОУП «Мурманскводоканал» КК-8 (с расположенными на сети колодцами КК-1, КК-2, КК-3, КК-За, КК-4, КК-5, КК-6, КК-7), проходящего в районе многоквартирных домов №№ 43, 47 по <адрес>, общей протяженностью 130 п.м.
Между тем, мероприятия по выявлению признаков бесхозяйной недвижимой вещи указанного выше объекта, Комитетом имущественных отношений до настоящего времени не окончены, на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области как бесхозяйный объект недвижимости не поставлен.
Судом также установлено, что 23.04.2021 между администрацией г. Мурманска и ЕОУП «Мурманскводоканал» заключено соглашение о взаимодействии, предметом которого является определение порядка по вопросам выявления, передачи в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, оформления права собственности муниципального образования г. Мурманск на бесхозяйные объекты в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 2.1 Соглашения, стороны объединяют свои усилия и осуществляют взаимодействие по следующим основным направлениям: выявление бесхозяйных объектов; подготовка необходимых документов и постановка Бесхозяйных объектов на учет в органах, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; передача бесхозяйных объектов в эксплуатацию организации ВКХ; эксплуатация бесхозяйных объектов организацией ВКХ; своевременное обращение в суд с требованием о признании права собственности муниципального образования город Мурманск на бесхозяйные объекты по истечении года со дня постановки таких бесхозяйные объектов на учет в ЕГРН; своевременная государственная регистрация права собственности муниципального образования город Мурманск на основании решения суда, вынесенного в отношении бесхозяйных объектов.
В соответствии с п. 3.1 Соглашения, при выявлении бесхозяйного объекта уполномоченное структурное подразделение администрации - Комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска организует совместный осмотр бесхозяйных объектов с представителями организации ВКХ и управляющих компаний (при необходимости) в дни, установленные в организации ВКХ в качестве постоянных дней для осмотра и приема в эксплуатацию бесхозяйных объектов.
В ходе осмотра составляется акт обследования, в котором указывается фактическое состояние объекта, его индивидуализирующие характеристики (диаметр, материал) и конфигурация (условная схема прохождения участка сети).
По итогам осмотра комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска обращается в уполномоченное структурное подразделение администрации - комитет имущественных отношений г. Мурманска с заявлением о проведении мероприятий по установлению признаков бесхозяйной вещи в отношении бесхозяйного объекта, с приложением акта обследования.
Комитет имущественных отношений г. Мурманска на основании своего приказа проводит мероприятия по установлению признаков бесхозяйной вещи, результатом которых является признание вещи бесхозяйной, т.е. не имеющей собственника, организует изготовление технической документации на бесхозяйный объект и обеспечивает постановку на учет бесхозяйного объекта в органах, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, либо прекращение мероприятий в связи с выявлением собственника объекта.
В случае признания комитетом имущественных отношений г. Мурманска объекта бесхозяйным, на этапе подготовки документов, необходимых для постановки бесхозяйного объекта на учет в органах, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, комитет имущественных отношений г. Мурманска формирует перечень бесхозяйных объектов и направляет его в комитет жилищной политике администрации г. Мурманска с указанием контактных данных кадастрового инженера, который будет осуществлять изготовление технической документации.
Комитет имущественных отношений г. Мурманска не позднее 3 месяцев с момента истечения года со дня постановки на учет бесхозяйного объекта, обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такой объект в соответствии с действующим законодательством.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 3 и 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931, которым утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, устанавливающий в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходил из того, что органы местного самоуправления обязаны в соответствии с законом обращаться в Росреестр с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов, поскольку обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения.
Также суд исходил из того, что спорный участок системы водоснабжения не является государственной, муниципальной собственностью, на балансе организаций и предприятий не состоит, его собственник не определен, он ни за кем не закреплен, никто не следит за его технических состоянием, то есть является бесхозяйным, а Комитетом имущественных отношений г. Мурманска уже совершены необходимые действия по выявлению и постановке спорного объекта на учет в качестве бесхозяйного, за исключением предусмотренного действующим законодательством и Соглашением о взаимодействии оформления права собственности муниципального образования на такой объект.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для его отмены либо изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не противоречат правильно примененным нормам материального права и сделаны без нарушения норм процессуального права.
Применив положения ст. 94 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего в период возникновения спорного объекта и признававшего государство единым собственником всего государственного имущества, нормы Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР», определившего имущественный состав государственной и муниципальной собственности, Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», установившего организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пунктом 2 которого и Приложением 3 к Постановлению объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, были отнесены к муниципальной собственности, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что вышеприведенным нормативным регулированием спорный участок канализационной сети отнесен к муниципальной собственности.
Приняв во внимание, что перечень имущества, безвозмездно переданного на основании постановления Правительства Мурманской области от 12 апреля 2001 г. № 61-ПП из муниципальной собственности г. Мурманска в государственную собственность Мурманской области не содержит указания на спорный объект, а также учитывая, что спорный участок канализационной сети не может быть отнесен к единому неделимому объекту недвижимого имущества - единой канализационной сети города Мурманска, переданной в государственную собственность Мурманской области, суд апелляционной инстанции, руководствуясь Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931, утвердившим Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, сделал обоснованный вывод о том, что ответчик является лицом, обязанным в силу действующего законодательства осуществлять учет спорного имущества.
Судом апелляционной инстанции были проверены и отклонены, как необоснованные, доводы ответчика о фактической передаче спорного участка канализационной сети как объекта единой канализационной сети города Мурманска в государственную собственность Мурманской области. Суд учел, что право собственности на технологически связанные между собой инженерные сооружения канализационной сети, расположенные на территории г. Мурманска и предназначенные для его обслуживания, не регистрировалось как совокупность указанных объектов в целом, то есть как одна недвижимая вещь, а факт разделения единой водопроводной сети г. Мурманска на отдельные участки сетей подтверждается Постановлением Правительства Мурманской области от 12 апреля 2001 г. № 61-ПП, которым в государственную собственность Мурманской области переданы отдельные участки внутренней водопроводной и канализационной сети.
Все доводы и доказательства, приведенные ответчиками в обоснование своей позиции по делу, оценены судами двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 198, пунктов 5, 6 ч. 2 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные судами обстоятельства и мотивы, по которым отдано предпочтение одним доказательствам перед другими.
Обстоятельства и доводы, на которые ссылается ответчик в кассационной жалобе, уже являлись предметом тщательной проверки при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении суда и в апелляционном определении, оснований не согласиться с которой суд кассационной инстанции не находит.
Несогласие ответчика с выводами судов, иное толкование положений законодательства не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не являются основанием для отмены вступивших в законную силу судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 17 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 11 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи