Дело № 2а-815/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Новосергиевка
17 июля 2019 года.
Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Васильева А.Ф.,
при секретаре Миморовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Судьбодаровский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области» о признании бездействия и понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Новосергиевского района Оренбургской области обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Судьбодаровский сельский совет Новосергиевского района» о признании бездействия и понуждении к совершению действий, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования Судьбодаровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования «Судьбодаровский сельсовет» имеется несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов на территории:
- земельный участок, площадь загрязнения <данные изъяты> кв. м., расположенного <данные изъяты> метров по правую сторону от автомобильной дороги общего пользования на юг в <данные изъяты> километрах от <адрес> (ТКО, строительный мусор).
Данный земельный участок не поставлен на кадастровый учет, относится к землям населенного пункта
При этом прокурор указал, что согласно ч.ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Частью 2 ст. 21 и частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 ст. 8 Закона Оренбургской области от 29.08.2005 № 2531/452-Ш-ОЗ (в ред. от 12.12.2016) «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения сельских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих сельских поселений.
Положениями совокупности действующих правовых норм установлено, что обязанность организовать сбор и вывоз бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции сельского поселения и в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность, в том числе и в части ликвидации несанкционированных свалок, несет именно данный орган местного самоуправления.
Наличие несанкционированной свалки свидетельствует, как указал прокурор, о бездействии ответчика в выполнении указанной обязанности, в том числе непринятии мер по организации земельного контроля на территории
муниципального образования.
Ссылаясь на изложенное в исковом заявлении, а также на положения ст. 39, КАС РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит:
1. Признать незаконным бездействие администрации МО
«Судьбодаровский сельсовет Новосергиевского района», выразившееся в
непринятии мер по организации земельного контроля на территории
муниципального образования.
2. Обязать администрацию МО «Судьбодаровский сельсовет
Новосергиевского района» в течение одного месяца со дня вступления решения
суда в законную силу организовать мероприятия по ликвидации свалки
коммунальных отходов:
- земельный участок, площадь загрязнения <данные изъяты> кв.м., расположенного <данные изъяты> метров по правую сторону от автомобильной дороги общего пользования на юг в <данные изъяты> км от <адрес> (ТКО, строительный мусор).
Представители истца и ответчика, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участие не принимали. Прокурор представил письменное заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя прокуратуры.
При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив доводы искового заявления, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
По данному делу определить круг лиц, чьи права и законные интересы нарушены, невозможно, поскольку указанные правоотношения, касающиеся права граждан на благоприятную окружающую среду, затрагивают интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 51 данного Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе, на почву.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Кроме того, предусмотренные Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 2.1. статьи 7) и Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (пункт 3 статьи 8) полномочия органов местного самоуправления сельсовета в области обращения с отходами не освобождают органы местного самоуправления от выполнения регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории села от бытовых и промышленных отходов.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления таких функций, ставшее причиной загрязнения территории сельского поселения, может являться основанием для возложения обязанности принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами. Такое толкование норм законодательства соответствует их конституционному смыслу, изложенному в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 г. № 26-П.
Образование твердых бытовых отходов на территории Судьбодаровского сельсовета свидетельствует о длительном и неоднократном сбросе таких отходов, которые при надлежащей организации земельного контроля должны были своевременно выявляться и пресекаться представителями администрации.
Доказательств принятия ответчиком каких-либо мер по выявлению и пресечению незаконных действий по сбросу отходов либо невозможности принятия таких мер, принятия каких-либо мер по организации вывоза и утилизации твердых отходов из места их несанкционированного размещения администрация муниципального образования «Судьбодаровский сельский совет Новосергиевского района» в материалы дела не представила.
Подтвержденное доказательствами наличие рассматриваемой несанкционированной свалки свидетельствует о ненадлежащем исполнении, выраженном в бездействии, администрацией МО «Судьбодаровский сельский совет» своих обязанностей по земельному контролю, по организации очистки территории села Судьбодаровка от мусора и отходов, в результате чего образовалась свалка мусора в неустановленном месте, создающая угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и причиняющая ущерб окружающей среде.
При установленных обстоятельств и с учетом вышеуказанных норм закона обязанность по ликвидации рассматриваемой свалки должна быть возложена на административного ответчика - администрацию муниципального образования «Судьбодаровский сельсовет Новосергиеского района».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 178-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Судьбодаровский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Судьбодаровский сельсовет Новосергиевского района», выразившееся в непринятии мер по организации земельного контроля на территории муниципального образования.
Обязать администрацию муниципального образования «Судьбодаровский сельсовет Новосергиевского района» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по ликвидации свалки
коммунальных отходов:
- земельный участок, площадь загрязнения <данные изъяты> кв.м., расположенный <данные изъяты> метров по правую сторону от автомобильной дороги общего пользования на юг в <данные изъяты> километрах от <адрес> (твердые коммунальные отходы, строительный мусор).
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в Оренбургский областной суд через суд, вынесший решение.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2019 года
Председательствующий: