Дело № 2-329/2022 *** |
*** *** |
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации |
|
16 февраля 2022 года город Кола Мурманской области
Кольский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Архипчук Н.П.,
при секретаре Чугай Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области к Рыбаковой Т.В. о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз твердых коммунальных отходов,
установил:
Администрация муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области обратилась в суд с иском к Рыбаковой Т.В. о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, указывая, что ответчик является собственником жилого дома, расположенного по адрес***, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ***, равно как и является собственником коммунальных отходов, образующихся в жилом доме в процессе потребления и удовлетворения личных и бытовых нужд. В адрес Администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши (далее - Администрация) *** поступило письмо Мурманского филиала АО «Ситиматик» об отсутствии у собственника жилого дома адрес*** контейнерной площадки и необходимости определения места для накопления ТКО. Принимая во внимание вышеуказанные положения законодательства Российской Федерации, адрес*** и муниципального правового акта, определяющего порядок согласования создания места накопления ТКО на территории городского поселения Мурмаши в адрес Рыбаковой Т.В. направлено уведомление от *** о необходимости в срок до *** обратиться в адрес Администрации с заявкой о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО. До настоящего времени Рыбакова Т.В. в Администрацию о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО не обращалась, контейнерная площадка не оборудована. Таким образом, накопление, сбор и вывоз твердых коммунальных отходов собственником таких отходов, т.е. ответчиком по настоящему делу, не организовано и не осуществляется, что является нарушением действующего законодательства Российской Федерации. На основании вышеизложенного просит обязать Рыбакову Т.В. в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать накопление, сбор и вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства, а именно, оборудовать контейнерную площадку, отвечающую требованиям, установить контейнер, заключить договор со специализированной организацией на вывод твердых коммунальных отходов.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о рассмотрении дела, просил о рассмотрении дела в их отсутствие, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик Рыбакова Т.В. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом о рассмотрении дела, мнения по иску не представила, о причинах неявки суду не сообщила.
Третье лицо АО «Ситиматик» в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом о рассмотрении дела.
При указанных обстоятельствах, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства в силу статьи 233 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.ст.14,15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Нормами ст. ст.4,22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.3 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии со ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании установлено, что ответчик Рыбакова Т.В. является собственником жилого дома, расположенного по адрес***, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ***, равно как и является собственником коммунальных отходов, образующихся в жилом доме в процессе потребления и удовлетворения личных и бытовых нужд.
*** в адрес Администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши поступило письмо Мурманского филиала АО «Ситиматик» об отсутствии у собственника жилого дома адрес*** контейнерной площадки и необходимости определения места для накопления ТКО.
*** истцом в адрес Рыбаковой Т.В. направлено уведомление о необходимости в срок до *** обратиться в адрес Администрации с заявкой о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО.
Однако до настоящего времени Рыбакова Т.В. в Администрацию о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО не обращалась, контейнерная площадка не оборудована.
Статья 1 ФЗ №89-ФЗ раскрывает понятие «твердые коммунальные отходы», под которыми понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ст.13.4 ФЗ №89-ФЗ накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пунктов 3,4 раздела 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 года №1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
В соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования регулируются вопросы, в том числе по содержанию территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями, а также порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.
Благоустройство территорий общего пользования (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) осуществляется лицами, ответственными за содержание территории.
Владельцы объектов индивидуального жилищного строительства и жилых домов блокированной застройки осуществляют по мере необходимости уборку (в том числе от снега) закрепленной и прилегающей территорий. Собственники, иные владельцы зданий, строений, сооружений, если иное не предусмотрено законом, обязаны в том числе производить складирование твердых и крупногабаритных отходов в контейнеры, установленные на специальных площадках домовладений или площадках временного хранения ТКО многоквартирных жилых домов в соответствии с утвержденной схемой размещения, а также обеспечить своевременный сбор и вывоз твердых коммунальных и крупногабаритных отходов в соответствии с установленным порядком.
Содержание и благоустройство территорий земельных участков включает в себя установку и содержание в чистоте и технически исправном состоянии контейнерных площадок, контейнеров для всех видов отходов, урн для мусора, скамеек, малых архитектурных форм, уборку, мойку и дезинфекцию мусороприемных камер, контейнеров (бункеров) и контейнерных площадок, сбор и вывоз твердых коммунальных, крупногабаритных и иных отходов.
Юридические лица и физические лица, в силу закона или договора принявшие на себя обязательства содержать территории, здания, строения, сооружения, обязаны обеспечить устройство площадок для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов и оборудовать их контейнерами (мусоросборниками) либо заключить договор на обращение с отходами с собственником контейнерной площадки или организацией, обслуживающей площадки для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов, в соответствии с законодательством Российской Федерации по согласованию с уполномоченным структурным подразделением Администрации, содержать площадки для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов и прилегающую к ним территорию в чистоте и порядке, очищать их от мусора незамедлительно после вывоза мусора, не допускать переполнение контейнеров (мусоросборников) отходами, принимать меры по предотвращению возгорания отходов в контейнерах (мусоросборниках), а в случае возгорания отходов своевременно принимать меры по тушению пожара в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществлять вывоз и размещение (утилизацию, переработку) отходов из мест сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, не допускать образования несанкционированных свалок на закрепленной и прилегающей территориях. Сбор твердых коммунальных отходов осуществляется в контейнеры, бункеры, размещенные в установленных местах, на оборудованных контейнерных площадках.
На территории и участках любого функционального назначения, где могут накапливаться твердые коммунальные отходы, мусорные контейнеры должны устанавливаться на специально оборудованные площадки. Исключение составляют мусорные контейнеры, оборудованные крышкой, колесами для транспортировки в количестве 4-х штук, адаптированные к подъемно-загрузочным устройствам мусоровозов ("евроконтейнеры").
Применительно к жилым зданиям для установки контейнеров должна быть оборудована контейнерная площадка.
Площадка для размещения контейнеров должна иметь водонепроницаемое бетонное или асфальтобетонное покрытие с возможностью стока талых и дождевых вод и глухое ограждение с трех сторон, высотой не менее 1,5 м., должна быть удобна для подъезда машин и производства погрузочно-разгрузочных работ. Ограждение контейнерной площадки должно выполняться из плотного (железобетонного, кирпичного, металлического) материала. Не допускается выполнение ограждения из решетчатого, сетчатого или гибкого материала. На контейнерной площадке должно быть оборудовано и обозначено специально отведенное место для крупногабаритных отходов. При наличии контейнеров (мусоросборников) для определенных групп коммунальных отходов, на контейнерной площадке должна быть оборудовано и обозначено специальное место для них. Расстояние от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и мест отдыха населения должно быть не менее 20м, и не более 100 м.
На контейнерных площадках должна быть информация о графике вывоза отходов и телефон предприятия, оказывающего услуги по вывозу отходов, информация предупреждающая владельцев автотранспорта о недопустимости загромождения подъезда специального автотранспорта разгружающего контейнеры.
Постановлением Правительства Мурманской области от 28.08.2019 № 397-ПП утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Мурманской области.
Согласно п.2.4. которого потребители осуществляют накопление ТКО, в том числе крупногабаритных отходов (далее - КТО), в местах (на площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенным с потребителями (далее - Договор) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления ТКО и реестрами таких площадок, определение и ведение которых осуществляют ОМС, а также в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Мурманской области, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 07.10.2016 N 492-ПП/10 (далее - Территориальная схема).
Порядок согласования создания мест накопления ТКО на территории муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района и ведения их реестра утвержден постановлением администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района от 04.12.2019 №465.
Согласно п. 2.1. Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования городское поселение Мурмаши, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения Мурмаши от 26.10.2017 № 352 (далее - Правила благоустройства), собственники земельных участков, зданий, строений и сооружений, торговых павильонов, организации и предприниматели, пользующиеся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме и (или) уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, обязаны обеспечивать, среди прочего, устройство и содержание контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов и другого мусора без переполнения контейнеров и захламления отходами прилегающей к контейнерной площадке территории, соблюдение режимов их уборки, мытья, дезинфекции, ремонта и покраски (для установки контейнеров должна быть оборудована площадка с бетонным или асфальтовым покрытием и отсеком для временного хранения крупногабаритного мусора, ограниченная бордюром и ограждениями либо зелеными насаждениями (кустарниками) с трех сторон и имеющая подъездной путь для специального транспорта; контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов должны иметь маркировку несмываемой краской в виде наименования владельца и быть оборудованы крышками либо ограждение контейнерных площадок должно препятствовать выдуванию отходов).
Пункт 3.10.18. Правил благоустройства устанавливает, что контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов (далее также - контейнерные площадки, мусоросборники) - специально оборудованные места, предназначенные для сбора твердых коммунальных отходов. Наличие контейнерных площадок, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, необходимо предусматривать в составе территорий и участков любого функционального назначения, где могут накапливаться отходы. Площадка должна быть снабжена информацией об организации, производящей разгрузку контейнеров, а также информацией, предостерегающей владельцев автотранспорта о недопустимости загромождения подъезда к контейнерам спецавтотранспорта. Контейнерные площадки должны быть предусмотрены в составе территорий и участков любого функционального назначения, где могут накапливаться коммунальные отходы. Контейнерные площадки должны быть совмещены с площадками для складирования отдельных групп коммунальных отходов, в том числе для складирования крупногабаритных отходов: упаковочные материалы; предметы домашней обстановки и обихода: бытовая техника, сантехническое оборудование, мебель; металлические и деревянные конструкции, отходы от ремонта жилых помещений, новогодние елки, иные отходы из жилых и нежилых помещений, размер которых не позволяет осуществлять их накопление в контейнерах.
Ответчиком доказательств, подтверждающих наличие на территории жилого дома специально оборудованных мест для сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления не представлено.
Между тем согласно п.3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидимиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объекта, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.10.2021г.№3, на территории городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
По результатам конкурсного отбора, проведенного в порядке, предусмотренном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881, и в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области от ***, заключенным с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, АО «Ситиматик» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области.
При таких обстоятельствах суд считает установленным, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территории ответчика не организован, в частности отсутствует контейнерная площадка, отвечающая требованиям СанПиН 2.3684-21 и СанПиН 2.1.2.2645-10; договор по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными не заключен.
Учитывая, что невыполнение ответчиком вышеуказанных требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды может повлечь за собой наступление негативных последствий, а также приводит к нарушению прав и законных интересов как жителей района, так и граждан посещающих район на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения и находит заявленный истцом срок разумным.
Поскольку при подаче искового заявления истец освобожден от уплаты государственной пошлины, согласно ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ она подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в доход бюджета в размере, установленном ст.333.19 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области к Рыбаковой Т.В. о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз твердых коммунальных отходов - удовлетворить.
Возложить на Рыбакову Т.В. обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать накопление, сбор и вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства, а именно, оборудовать контейнерную площадку, отвечающую требованиям, установить контейнер, заключить договор со специализированной организацией на вывод твердых коммунальных отходов.
Взыскать с Рыбаковой Т.В. в доход бюджета муниципального образования Кольский район Мурманской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
***
*** Судья Н.П. Архипчук