Копия № 2- 7976/2022
УИД: 24RS0048-01-2022-003548-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2022 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Заверуха О.С.,
при секретаре – Погореловой И.К.,
с участием истца Кондратенко С.В.,
представителя ответчика – Ломакиной Д.В, доверенность от 17.02.2020г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кодратенко Светланы Викторовны к Муниципальному автономному образовательному учреждению «Средняя школа №151» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, возложении обязанности, взыскании среднего заработка за период незаконного отстранения от работы, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Кондратенко С.В. обратилась в суд с иском к МАОУ «Средняя школа №151» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, возложении обязанности, взыскании среднего заработка за период незаконного отстранения от работы, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что на основании трудового договора от 29.09.2021 года истец работает в МАОУ «Средняя школа №151» в должности учителя. Приказом от 14.12.2021 года она была отстранена от работы с 15.12.2021 года в связи с отказом работника от прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19. 29.11.2021 года истец получила уведомление от 23.11.2021 года о необходимости похождения вакцинации. Указанный приказ полагает незаконным, поскольку работодателем не предоставлено направление в медицинское учреждение для прохождения вакцинации, не предоставлено два дня с сохранением заработной платы при вакцинации при самостоятельном обращении в медицинское учреждение. Кроме того, истец имеет хронические заболевания, однако, в нарушение пп.3 п.3.11.7 Указа Губернатора Красноярского края от 10.11.2021 года №341-уг, она не была переведена на дистанционную работу. Также в указанном постановлении отсутствует указание на отстранение работника от работы без сохранения заработной платы. Кроме того, в уведомлении о необходимости вакцинации на Кондратенко С.В. возложена обязанность предоставить документ о медицинском отводе, однако такой документ содержит информацию, составляющую медицинскую тайну. Кондратенко С.В. отказа от вакцинации не давала, в адрес МАОУ СШ №151 направила претензию, ответ на которую получен не был. Внеплановая иммунизация граждан проводится при возникновении чрезвычайных ситуаций в очагах инфекционных болезней, на территории Красноярского края, режим чрезвычайной ситуации не вводился. На дату отстранения, со слов ответчика, охват вакцинированных составлял 93%. Ответчик не организовал проведение медицинского осмотра для прохождения вакцинации. С 30.11.2021 года по 13.12.2021 года Кондратенко С.В. находилась на амбулаторном лечении, в связи с чем, вакцинация возможна только по истечении 2-4 недель. Просит суд признать приказ об отстранении от работы от 14.12.2021 года незаконным, возложить на ответчика обязанность допустить к работе, включить период вынужденного прогула с 15.12.2021 года в трудовой стаж, необходимый для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска и расчета пособия по временной нетрудоспособности, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула в размере 120 887,54 руб., компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб., судебные расходы.
Истец Кондратенко С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя школа №151» – Ломакина Д.В, действующая на основании доверенности от 17.02.2020г., возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что отстранение от работы истца было принято законно и обоснованно.
Выслушав стороны, исследовав материалы, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ), законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом (статья 4).
В силу статьи 29 поименованного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Статьей 35 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Исходя из Перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715, в редакции Постановление Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66, коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (код по МКБ-10: В 34.2) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих. В связи с этим прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 №25н.
Положения п. 5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предоставляют гражданам право на отказ от профилактических прививок, в то же время установление правовых последствий их отсутствия в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда РФ (Определение от 21.11.2013 №1867-О).
Статьей 10 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на граждан возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обит
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок" (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2014 N 1469) к перечню работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, отнесены работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В силу ст. 8 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются Минздравом РФ.
Приказом Минздрава РФ от 21.03.2014 №125н, в редакции от 03.02.2021, действующей на момент возникновения спорных отношений, утвержден Национальный календарь профилактических прививок, определяющий состав профилактических прививок для каждой из категорий граждан, в который внесена прививка против коронавирусной инфекции и в категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации предусмотрены работники образовательных организаций.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет, в том числе отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.Предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 его статьи 5 правовых последствий отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, то установление указанного правила обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ граждане имеют право отказаться от профилактических прививок, однако на основании пункта 2 указанной статьи отсутствие профилактических прививок влечет за собой, в том числе, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Положения Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которым определены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации и общие правила осуществления образовательной деятельности, относят к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В силу пункта 3 части 4 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе, обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что основным видом деятельности МАОУ СШ №151 является 85.14 Образование среднее общее, дополнительными видами деятельности – 85.12 Образование начальное общее, 85.13 Образование основное общее, 85.41 Образование дополнительное детей и взрослых, 85.41.91 Деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления.
На основании трудового договора №№ от 29.09.2021 года и приказа о приеме на работу №№ от 29.09.2021 года Кондратенко С.В. была принята на работу в МАОУ СШ №151 на должность учителя с 29.09.20321 года.
По условиям трудового договора работнику был установлен должностной оклад с в размере 8 239 руб. в месяц, а также районный коэффициент 1,3, северная надбавка 30%, иные персональные и стимулирующие выплаты.
В соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка МАОУ СШ №151, утвержденных директором 18.09.2020 года, работник обязан, в том числе соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (п. 3.2.2).
Согласно должностной инструкции учителя, утвержденной директором МАОУ СШ №151 № 01.06.2017 года, в должностные обязанности учителя входит, в том числе обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса, выполнение правил по охране труда и пожарной безопасности (раздел II).
23.07.2021 Главным государственным санитарным врачом по Красноярскому краю издано постановление N 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям".
Подпунктом 1.1 пункта 1 указанного постановления N 43, с учетом внесенных 14.10.2021 изменений, предусмотрено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, с охватом не менее 80% от общей численности к 15.12.2021: работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, в том числе, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Также судом установлено и сторонами не отрицалось, что для обеспечения исполнения вышеуказанных требований, 29.11.2021 года Кондратенко С.В. было вручено уведомление от 23.11.2021 года о вакцинации против новой коронавирусной инфекции в срок до 15.12.2021 года, предоставлении сертификата о вакцинации, либо отказа от прививки в случае наличия медицинских противопоказаний, согласно которого в случае отказа от вакцинации отсутствие обязательных профилактических прививок влечет отстранение от работы без сохранения заработной платы.
14.12.2021 года Кондратенко С.В. ознакомлена с уведомлением от 13.12.2021 года о возможном отстранении от работы до выполнения обязательных профилактических прививок или до отмены периода эпиднеблагополучия.
Согласно акта №№ об отказе предоставить письменный отказ от вакцинации против новой коронавирусной инфекции CОVID-19 от 14.12.2021 года учитель Кондратенко С.В. устно сообщила об отказе от вакцинации против новой коронавирусной инфекции CОVID-19, письменный отказ от профилактической прививки в письменном виде предоставить отказалась.
Согласно приказа об отстранении от работы работника, отказавшегося от профилактических прививок №№ от 14.12.2021 года учитель Кондратенко С.В., отказавшийся от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции на период с 15.12.2021 года до выполнения обязательных профилактических прививок или до отмены периода эпиднеблагополучия без сохранения заработной платы.
С указанным приказом истец Кондратенко С.В. была ознакомлена 14.12.2021 года, что подтверждается подписью последней на самом приказе.
В связи с изданием Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю постановления от 12.05.2022 года №23 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю о проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям от 23.07.2021 года №43» приказом директора МАОУ СШ №151 Кондратенко С.В. была допущена к работе, главному бухгалтеру приказано производить начисление ей заработной платы в соответствии с табелем учета рабочего времени.
С данным приказом Кондратенко С.В. ознакомиться отказалась, о чем 13.05.2022 года составлен акт.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что у работодателя имелись основания для отстранения истца Кондратенко В.В. от работы, поскольку трудовая деятельность истца связана с работой в сфере образования, Кондратенко С.В. была уведомлена о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, последствиях в случае отказа от вакцинации, вместе с тем, истец от вакцинации отказалась, документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации, работодателю не представила, не представила таковых и в ходе рассмотрения настоящего дела.
Также суд учитывает, что МАОУ СШ №151 отнесено к педагогической организации, к осуществлению деятельности которыми законодательством установлены повышенные требования в части обеспечения охраны здоровья и труда педагогических работников, в том числе связанных с обеспечением безопасных условий обучения. Занимаемая истцом должность входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Каких-либо нарушений при издании оспариваемого приказа от 14.12.2021г. об отстранении истца работы ответчиком не допущено и судом не установлено, следовательно, оснований для удовлетворения требований о признаки указанного приказа незаконным, не имеется, как и не имеется оснований для взыскания с ответчика в пользу Кондратенко С.В. невыплаченной заработной платы за период отстранения от работы, так как данное требование является производным от основного требования о признании приказа от отстранении от работы незаконным, в удовлетворении которого отказано.
При этом, судом учитывается то, что вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан. Как указано в Разъяснениях Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных для стабилизации эпидситуации нужно обеспечить достижение следующих показателей: Должны быть устойчивы к новой инфекции не менее 80% списочного состава персонала. К ним относятся сотрудники, переболевшие и вакцинированные не более 6 мес. назад. Оставшийся 20 % сотрудников могут составлять те, у кого есть медицинские противопоказания к прививке и длительно отсутствующие работники. Таким образом, вакцинация сотрудников МАОУ СШ №151 не освобождает истца от необходимости проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции, что согласуется с изложенными нормативными актами в их единстве и взаимосвязи между собой, поэтому издание оспариваемого приказа и действия работодателя по отстранению ее от работы, как лица, не выполнившего возложенную на нее специальным Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» обязанность, в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства, являются законными и обоснованными. Также суд отмечает, что МАОУ СШ №151 не имело полномочий исключать кого-либо из работников из состава лиц, участвующих в вакцинации, поскольку постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23.07.2021г. № 43 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» устанавливалась ее обязательность для работников клиентских подразделений финансовых организаций. При этом действий по принудительной вакцинации ни главным санитарным врачом, ни ответчиком допущено не было.
Доводы истца о том, что оспариваемый приказ является незаконным ввиду того, что Кондратенко С.В. не предложена дистанционная работа, судом отклоняется, поскольку в силу действующего законодательства и разъяснений Министерства труда РФ перевод работника на дистанционный режим работы не является основанием для не прохождения указанным работником вакцинации против новой коронавирусной инфекции. При этом, судом учитывается то, что на дату судебного разбирательства истцом не представлен сертификат о вакцинации либо медицинское заключение о противопоказаниях к вакцинации.
С учетом вышеизложенного, суд отказывает Кондратенко С.В. в удовлетворении исковых требований к МАОУ СШ №151 о признании приказа №№ от 14.12.2021 об отстранении от работы незаконным, а также производных требований о взыскании заработной платы за время отстранения от работы, возложении обязанности включить период вынужденного прогула в трудовой стаж, необходимый для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска и расчета пособия по временной нетрудоспособности, компенсации морального вреда и судебных расходов.
Кроме того, не подлежат удовлетворению требования Кондратенко С.В. о возложении обязанности на ответчика допустить ее к выполнению трудовых обязанностей, поскольку приказом от 12.05.2022г. истец допущена к работе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░ №151» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 04.07.2022 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░