УИД 43RS0017-01-2021-003582-67
Дело №2-163/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 26 января 2022 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области
в составе председательствующего судьи Щелчковой Н.А.,
при секретаре Шибановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца –заместителя Кирово-Чепецкого городского прокурора ФИО3, представителя ответчика по доверенности ФИО4
гражданское дело №2-163/2022 по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Муниципального образования <адрес> о возложении обязанности оборудовать места (площадки) накопления ТКО,
установил:
Кирово-Чепецкий городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования <адрес> о возложении обязанности оборудовать места (площадки) накопления ТКО.
В обоснование указано, что в ходе проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления выявлены нарушения в деятельности ответчика, а именно установлено, что отсутствуют оборудованные в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства места накопления твердых коммунальных отходов на <адрес>. В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации МО «<адрес>» вносились представления по результатам которых нарушения не устранены.
С учетом уточнения исковых требований, просит суд обязать администрацию МО «<адрес>» оборудовать в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 места (площадки) накопления ТКО, расположенные на въезде в <адрес>, на пустыре напротив <адрес>, на въезде в д. <адрес>; включить места накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО и установить контейнер.
В судебном заседании представитель истца – заместитель Кирово-Чепецкого городского прокурора ФИО3 поддержала уточненные исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район <адрес> по доверенности ***
Представитель третьего лица АО «***» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил отзыв, в котором поддержал исковые требования прокурора, дело просил рассмотреть в его отсутствие.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Статьей 42 Конституции Российской Федерации данное право граждан гарантировано.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 13.4 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039 утверждены «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно пунктам 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Согласно письму Минприроды России от 07.03.2019 N 08-25-53/5268 «О приобретении контейнеров», контейнеры и бункеры могут приобретаться в том числе органами местного самоуправления.
Судом установлено что, на основании обращений ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, в результате которой выявлены нарушения в деятельности администрации МО «<адрес>», а именно установлено, что отсутствуют оборудованные в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства места накопления твердых коммунальных отходов на <адрес>.
В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район» вносились представления об устранении нарушений законодательства, которые рассмотрены, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что администрация МО «Кирово-Чепецкого муниципального района <адрес>» несет ответственность за организацию мест накопления ТКО и определения мест их расположения.
Кроме того, участие органов местного самоуправления в деятельности по накоплению ТКО в том числе может заключаться и в приобретении органами местного самоуправления контейнеров для установки в местах (площадках) накопления ТКО.
Следовательно, невыполнение требования по организации площадки для сбора ТКО и установке контейнера для сбора ТКО способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний, что нарушит конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
При указанных обстоятельствах, с учетом приведенных норм материального права, суд приходит к выводу, что бездействие администрации муниципального образования Кирово-Чепецкого муниципального района нарушает права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, находит уточненные исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора к администрации МО «Кирово-Чепецкого муниципального района <адрес>» подлежащими удовлетворению.
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исследованные в судебном заседании доказательства позволяют сделать вывод о разумности и достаточности срока исполнения решения суда – до <дата>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок до <дата> оборудовать в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 места (площадки) накопления ТКО, расположенные:
***
***
***
***
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» включить места накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО и установить контейнеры.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.
Председательствующий Н.А. Щелчкова
Мотивированное решение изготовлено 28 января 2022 года.