Решение по делу № 2-7509/2018 от 13.08.2018

Р Е Ш Е Н И Е

                       именем Российской Федерации

20 сентября 2018 года                                                   г.Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Прошкиной М.П.,

при секретаре Адашкине Д.А.,

с участием истца Царева В.В.,

представителя ответчика ГУ МВД России по Красноярскому краю Железняка И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Царева ВВ к ГУ МВД России по Красноярскому краю о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет,

У С Т А Н О В И Л:

Царев В.В. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Красноярскому краю о признании незаконным решения ответчика о прекращении выплаты истцу пенсии по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности на ответчика начислить и выплатить неполученную пенсию за период с момента прекращения её выплаты. Требования мотивированы тем, что истец с 1993 года по 2006 год проходил службу, в том числе с 1996 года в органах внутренних дел, был уволен на основании рапорта по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. В октябре 2017 года ответчик уведомил истца о прекращении выплаты ему пенсии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, по причине выявления отсутствия оснований для её назначения в связи с неправильным подсчетом стажа. Истец, не оспаривая правильности подсчета стажа, выявившего ошибку при назначении пенсии, послужившую основаниям для прекращения выплаты пенсии, полагает, что поскольку при назначении пенсии расчеты стажа производил именно орган, ответственный за подсчет стажа, а также с учетом того, что при прекращении выплаты пенсии не учтены длительность получения им пенсии, возраст истца, препятствующий ему вернуться на службу с целью приобретения необходимого стажа, действия ответчика являются незаконными.

В судебном заседании истец Царев В.В. на удовлетворении иска настаивал по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика ГУ МВД России по Красноярскому краю Железняк И.Н. возражал против удовлетворения иска, пояснив, что действия по прекращению выплаты пенсии произведены ответчиком в точном соответствии с требованиями закона. Также просил учесть, что истец с 2013 года имеет доход по месту работы.

Заслушав сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит требования иска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истец Царев В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год проходил службу в органах внутренних дел, исчисляемую льготно из расчета один месяц службы за два месяца службы, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в федеральных органах по контролю за оборотом наркотиков, засчитанную в льготном исчислении из расчета один месяц службы за два месяца службы. Таким образом, на дату увольнения истца со службы его выслуга лет составила в календарном исчислении 12 лет 2 месяца 8 дней, а в льготном исчислении – 18 лет 8 месяцев 26 дней.

При этом приказом начальника регионального управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ -л.с. капитан полиции Царев В.В. уволен с должности оперуполномоченного Норильского межрайонного отдела регионального управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Красноярскому краю с ДД.ММ.ГГГГ по п.3 ст.142 Положения правоохранительной службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ (по выслуге срока службы дающего право на получение пенсии) с выслугой лет 12 лет 2 месяца 6 дней в календарном исчислении и 20 лет 2 месяца 17 дней в льготном исчислении.

При проверке пенсионного дела Царева В.В. в 2017 году отделом пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Красноярскому краю выявлена ошибка допущенная кадровым подразделением регионального управления ФСКН РФ по Красноярскому краю при составлении расчета выслуги лет послужившего основанием для назначения пенсии: период службы по призыву в вооруженных силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неверно засчитан в льготном исчислении.

Указанные обстоятельства положены в основу Заключения начальника отдела пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Красноярскому краю, утвержденного заместителем начальника ГУ МВД России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, послужившего основанием о прекращении выплаты пенсии Цареву В.В. с ДД.ММ.ГГГГ, о чем до него было доведено письмом от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела пенсионного обслуживания.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 N 1-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина И., часть первая статьи 13 указанного Закона РФ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 7, 18, 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), при том, что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, - без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств - и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов.

При этом Конституционный суд указал, что по своему характеру стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел - это специальный стаж, приобретаемый именно в процессе службы. В качестве особого юридически значимого обстоятельства он подлежит учету в правоотношениях различной отраслевой принадлежности - как в отношениях по прохождению службы, так и в отношениях по социальному обеспечению уволенных со службы сотрудников. В частности, стаж службы продолжительностью 20 лет и более не только выступает условием, определяющим право на пенсию за выслугу лет лица, проходившего службу в органах внутренних дел, но и признается в качестве самостоятельного основания расторжения контракта и увольнения этого лица со службы (пункт 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт "в" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации). Соответственно, наличие стажа службы, дающего право на получение пенсии за выслугу лет, освобождает сотрудника от необходимости продолжения службы.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется пенсионными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые в силу статей 22 и 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" на основании представленных им документов, необходимых для назначения пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, оценивают фактические обстоятельства, обусловливающие возникновение у гражданина права на пенсионное обеспечение, соответствие представленных документов установленным законом требованиям, а также вправе проверить обоснованность их выдачи и достоверность содержащихся в них сведений.

В целях назначения сотруднику органов внутренних дел пенсии за выслугу лет стаж его службы (выслуга лет) исчисляется уполномоченными государством органами (кадровыми подразделениями и пенсионными органами по последнему месту службы) в порядке, установленном постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

Согласно утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 3 ноября 1993 года N 480 во исполнение названного постановления Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, которая действовала в период увольнения со службы заявителя по настоящему делу, оформление документов для назначения пенсии лицам, увольняемым со службы, производилось кадровыми аппаратами воинских частей, подразделений внутренних дел; для этого проверялись данные о прохождении службы, уточнялись и подтверждались периоды, подлежавшие зачету на льготных условиях, после чего составлялся расчет выслуги лет, который согласовывался с пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД и объявлялся лицу, оформляемому на пенсию; материалы о назначении пенсии представлялись кадровыми аппаратами в пенсионные органы на позднее 10 дней со дня увольнения военнослужащего или сотрудника со службы; выслуга лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях указывалась в приказе и объявлялась увольняемому со службы; на основании представленных кадровыми аппаратами документов пенсионным органом составлялось заключение о назначении пенсии, которое утверждалось руководителями ФЭУ (ФЭО) МВД, ГУВД, УВД; контроль за правильностью назначения, перерасчета и выплаты пенсий пенсионными органами осуществлялся Контрольно-ревизионным управлением и Финансово-экономическим управлением МВД России (пункты 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 2.7 и 4.1); правильность произведенного расчета выслуги увольняемого сотрудника проверялась руководителями отдела кадров и пенсионного органа и удостоверялась их подписями (приложение 2).

Таким образом, именно на основании действий уполномоченных органов, направленных на установление продолжительности стажа службы (выслуги лет), и подготовленных ими документов сотрудник органов внутренних дел получал (и в настоящее время получает) официальное подтверждение наличия или отсутствия у него права на пенсию за выслугу лет.

Соответственно, расторжение контракта и увольнение со службы в органах внутренних дел по выслуге лет на основании решений уполномоченных органов порождает у гражданина определенные законные ожидания относительно своевременного назначения пенсии за выслугу лет. В результате принятия пенсионным органом решения о назначении этому гражданину пенсии за выслугу лет он реализует свое субъективное право на пенсионное обеспечение, а у пенсионного органа возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему сумм пенсии на весь срок установления, т.е. применительно к пенсии за выслугу лет - пожизненно.

Из материалов дела следует, что при принятии решения о прекращении выплаты Цареву В.В. пенсии за выслугу лет, не были приняты во внимание ни добросовестность истца при назначении пенсии, поскольку отсутствует какая-либо вины истца в назначении пенсии за выслугу лет без законных оснований, ни продолжительности периодов прошедшего с момента ее назначения, и недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, а также значимости для истца пенсии в качестве источника дохода и иные заслуживающие внимание обстоятельства.

При таких обстоятельствах, учитывая, что прекращение выплаты пенсии было обусловлено ошибкой допущенной сотрудниками кадрового обеспечения органов внутренних дел, а также принимая во внимание добросовестность действий со стороны истца, значительный по продолжительности период получения гражданином пенсии (более 20 лет), достигнутый на момент прекращения выплаты возраст истца, с учетом особенностей приема на службу сотрудников органов внутренних дел, незначительность по продолжительности периода, недостающего до 20 лет выслуги, значимость для него выплат, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, суд приходит к выводу о том, что решение ответчика о прекращении выплаты пенсии является незаконным, в связи с чем требования истца, в том числе о возобновлении выплаты пенсии с момента прекращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Царева ВВ к ГУ МВД России по Красноярскому краю о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет удовлетворить.

Признать незаконными действия ГУ МВД России по Красноярскому краю по прекращению выплаты Цареву ВВ пенсии по выслуги лет с ДД.ММ.ГГГГ и обязать ГУ МВД России по Красноярскому краю возобновить Цареву ВВ выплату пенсии за выслугу лет.

Обязать ГУ МВД России по Красноярскому краю произвести начисление и выплату пенсии по выслуге лет Цареву ВВ с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

    Председательствующий: подпись.

Копия верна.

Судья:

2-7509/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Царев В.В.
Царев Владимир Владимирович
Ответчики
ГУ МВД РФ по Красноярскому краю
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Дело на сайте суда
centr.krk.sudrf.ru
13.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2018Передача материалов судье
17.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2018Судебное заседание
28.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2020Передача материалов судье
12.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее