РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2020 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Супруновой А.В. ,
с участием представителя административного истца Давыдова А.В. , действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3118/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области к Петрову С.С. о взыскании обязательных платежей и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 20 по Иркутской области обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Петрову С.С. , в котором просит взыскать с Петрову С.С. задолженность по налогам и сборам с физических лиц за 2018 год в общей сумме 13 058 рублей 29 копеек, в том числе налог на доходы физических лиц за 2018 год – 13 000 рублей, пени за 2018 год – 58 рублей 29 копеек.
В обоснование заявленного требования указано, что Петрову С.С. , ИНН № состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области в качестве налогоплательщика. Согласно карточке учета транспортных средств Петрову С.С. является собственником следующих транспортных средств: автомобили легковые, государственный регистрационный знак №, марка/модель Рено Дастер (RENAULT DUSTER), VIN №, год выпуска 2015, дата регистрации права собственности – ДД.ММ.ГГГГ; автомобили легковые, государственный регистрационный знак №/модель TOYOTA RAUM, VIN – отсутствует, год выпуска – 2007, дата регистрации права собственности – ДД.ММ.ГГГГ; автомобили легковые, государственный регистрационный знак №, марка/модель Рено Дастер (RENAULT DUSTER), VIN №, год выпуска – 2017, дата регистрации права собственности – ДД.ММ.ГГГГ. Общая сумма задолженности по транспортному налогу за 2018 год составляет 4 492 рубля (без учета пени). Согласно справке о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год № от ДД.ММ.ГГГГ, представленной в инспекцию ПАО СК «РОСГОССТРАХ», Петрову С.С. получен доход в размере 100 000 рублей, с которого не удержан НДФЛ в размере 13 000 рублей. Учитывая изложенное, сумма налога на доходы физических лиц в размере 13 000 рублей, не удержанного ПАО СК «РОСГОССТРАХ», передана на взыскание в налоговый орган. Налоговым органом с целью самостоятельного исполнения обязанности по уплате налога в бюджет ДД.ММ.ГГГГ почтовым отправлением в адрес налогоплательщика Петрову С.С. направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с тем, что в добровольном порядке задолженность не погашена, инспекцией в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени по транспортному налогу за 2018 год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 20 рублей 14 копеек и по налогу на доходы физических лиц за 2018 год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 58 рублей 29 копеек. Поскольку налогоплательщиком обязанность по уплате налогов в установленный законом срок не исполнена, ДД.ММ.ГГГГ в личном кабинете налогоплательщика размещено требование об уплате недоимки по налогу и соответствующих сумм пени от ДД.ММ.ГГГГ № на общую сумму 17 570 рублей 43 копейки за 2018 год (налог – 17 492 рубля, пени – 78 рублей 43 копейки) со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается скриншотом личного кабинета налогоплательщика. В связи с неисполнением Петрову С.С. требования от ДД.ММ.ГГГГ №, инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ №. Мировым судьей судебного участка № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ по делу № 2а-2221/2020 в отношении Петрову С.С. В связи с поступившими от Петрову С.С. возражениями мировым судьей судебного участка № <адрес> вынесено определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2а-2221/2020. Петрову С.С. ДД.ММ.ГГГГ произведена оплата транспортного налога за 2018 год в размере 4 512 рублей 14 копеек (налог – 4 492 рубля, пени – 20 рублей 14 копеек), тем самым сумма задолженности по требованию от ДД.ММ.ГГГГ № составила 13 058 рублей 29 копеек.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области Давыдова А.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленного требования настаивал в полном объеме по доводам и правовым основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Петрову С.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте заседания извещался надлежащим образом по имеющемуся в материалах административного дела адресу места жительства и регистрации, судебное извещение о судебном заседании, доставленное административному ответчику по адресу места жительства, не получил, судебная корреспонденция вернулась в адрес суда без вручения адресату с отметкой почтового отделения «возврат отправителю по иным обстоятельствам», что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80086753788316, сформированным официальным сайтом «Почта России».
В силу требований статей 101, 102 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), с учетом положений пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 63, 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика, уведомленного о дате, времени и месте судебного заседания по последнему известному месту жительства, не сообщившего об уважительных причинах своей неявки.
Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему выводу.
В статье 57 Конституции Российской Федерации, статье 3 и в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 НК РФ).
Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Таким образом, налоговые правоотношения - это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В пункте 2 статьи 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу требований пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно пункту 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
При этом в силу положений абзаца 4 пункта 4 статьи 31 НК РФ в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
Как следует из статьи 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пени и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ), является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты налогоплательщиком налога в установленные законом сроки для него наступают неблагоприятные последствия в виде обязанности уплаты пени (статья 75 НК РФ).
В соответствии с подпунктами 1, 7 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Как следует из пункта 6 статьи 208 НК РФ, к доходам от источников в Российской Федерации относятся вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (пункт 3 статьи 228 НК РФ).
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 229 НК РФ).
Согласно статье 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.
Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.
Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом;
документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета этих обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Судом установлено, что административный ответчик Петрову С.С. , ИНН №, состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области в качестве налогоплательщика.
В инспекцию представлена справка о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год № от ДД.ММ.ГГГГ, где налоговым агентом ПАО СК «РОСГОССТРАХ» (ИНН 7707067683) не удержана сумма налога на доходы физических лиц за 2018 год в размере 13 000 рублей, исходя из суммы полученного дохода (100 000 рублей х 13%).
ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес налогоплательщика Петрову С.С. посредством почтовой связи направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате, в том числе, налога на доходы физических лиц в сумме 13 000 рублей со сроком исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром почтовых отправлений № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, у Петрову С.С. возникла обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 13 000 рублей.
В связи с тем, что в установленный законом срок задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 год налогоплательщиком не погашена, инспекцией в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 58 рублей 29 копеек.
Поскольку обязанность по уплате налога на доходы физических лиц за 2018 год налогоплательщиком исполнена не была, налоговый орган предъявил требование от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому за Петрову С.С. числится недоимка, в том числе, по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в общей сумме 13 058 рублей 29 копеек, из которых 13 000 рублей – налог на доходы физических лиц за 2018 год, 58 рублей 29 копеек – пени по налогу за 2018 год, срок уплаты налога установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Данное требование было размещено налоговым органом в личном кабинете налогоплательщика Петрову С.С. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается скриншотом личного кабинета.
Как указывает административный истец, налогоплательщиком Петрову С.С. задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 год не оплачена до настоящего времени, что подтверждается скриншотами сведений из АИС Налог-3 ПРОМ.
Из материалов административного дела также следует, что по заявлению Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам мировым судьей судебного участка № 7 Кировского района г. Иркутска 14.04.2020 выдан судебный приказ по административному делу № 2а-2221/2020.
В связи с поступлением от Петрову С.С. возражений относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи судебного участка № 7 Кировского района г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный судебный приказ был отменен.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
С административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России № 20 по Иркутской области обратилась в суд посредством почтового отправления ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует почтовый штемпель на конверте, то есть в пределах шести месяцев со дня получения налоговым органом определения об отмене судебного приказа.
Анализируя изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций с налогоплательщика Петрову С.С. налоговым органом не пропущен.
При таких обстоятельствах суд находит требование Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области о взыскании с Петрову С.С. задолженности по налогам и сборам с физических лиц за 2018 год в общей сумме 13 058 рублей 29 копеек, в том числе налог на доходы физических лиц за 2018 год – 13 000 рублей, пени за 2018 год – 58 рублей 29 копеек, законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ, пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного ответчика в доход бюджета города Иркутска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 522 рубля 33 копейки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области - удовлетворить.
Взыскать с Петрову С.С. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: 664025, <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области задолженность по налогам и сборам с физических лиц за 2018 год в общей сумме 13 058 рублей 29 копеек, в том числе налог на доходы физических лиц за 2018 год – 13 000 рублей, пени за 2018 год – 58 рублей 29 копеек.
Взыскать с Петрову С.С. в бюджет города Иркутска государственную пошлину в размере 522 рубля 33 копейки.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Сучилина
Решение в окончательной форме принято 25.11.2020.