№ 2-1395/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2017 года с. Кармаскалы
Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Давыдова С.А.
при секретаре Машницкой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Архангельского района Республики Башкортостан интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и ограничении доступа,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Архангельского района Республики Башкортостан в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и ограничении доступа, указывая, что в результате проведенной прокуратурой Архангельского района РБ проверки исполнения законодательства о информации, в ходе которой при мониторинге информации в сети «Интернет», проведенном на территории Архангельского района РБ по электронным адресам: http://ufa.vipmedspravka.ru/index-1.html/; http://ufa.medknizhku-spravku.ru/ spravka-formy-302-n/, выявлены сайты, на которых предлагаются услуги оформления и реализации медицинских справок и заключений в отсутствии потребителя соответствующей медицинской услуги. Прокурор Архангельского района РБ просит признать материал, размещенный по электронным адресам: http://ufa.vipmedspravka.ru/index-1.html/; http://ufa.medknizhku-spravku.ru/ spravka-formy-302-n, информацией, запрещенной к распространению на территории РФ. Включить материал, размещенный по электронным адресам: http://ufa.vipmedspravka.ru/index-1.html/; http://ufa.medknizhku-spravku.ru/ spravka-formy-302-n в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Прокурор Архангельского района Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии заявителя по заявленным требованиям.
Представитель заинтересованного лица – Управление Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по РБ, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя заинтересованного лица.
Изучив и оценив материалы дела, суд находит, что заявление подлежит удовлетворению.
Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государств.
Судом установлено, что прокуратурой Архангельского района РБ была проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети «Интернет» информации, содержащей сведения о продаже подложных документов.
В рамках проведения проверки был выявлен Интернет-сайт http://ufa.vipmedspravka.ru/index-1.html/; http://ufa.medknizhku-spravku.ru/ spravka-formy-302-n, на котором размещены сведения о продаже медицинских справок, посещение указанного Интернет-сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к доступу по кругу лиц, в том числе, в зависимости от возраста либо профессии.
Данные обстоятельства подтверждаются проведенным прокуратурой Архангельского района РБ осмотром сайта http://ufa.vipmedspravka.ru/index-1.html/; http://ufa.medknizhku-spravku.ru/ spravka-formy-302-n и размещенных вложений, находящихся в свободном доступе на сайте.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
В силу статьи 18 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медицинская услуга – это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Согласно п. 7 ст. 2 закона диагностика – это комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лаборатоных, инструментальных, патолого-атомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
Статьей 78 Закона установлено, что медицинская организация имеет право, в том числе выдавать рецепты на лекарственные препараты, справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.п. 7, 9, 12, 13 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 02.05.2012 № 441н, справки выдаются лечащим врачем или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
Медицинские заключения выдаются гражданам по результатам проведенных медицинских освидетельствований, медицинских осмотров, диспансеризаций, решений, принятых врачебной комиссией, а также иных случаях, когда законодательством РФ предусматривается наличие медицинского заключения.
Медицинские заключения выдаются на основании медицинского обседования гражданина, в том числе комиссионного, и содержат комплексную оценку состояния здоровья гражданина.
В соответствии с п. 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29.06.2011 № 624н, выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Статья 79 Закона к обязанностям медицинской организации относит в том числе ведение медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Размещенная информация предполагает получение (приобретение) гражданином любой медицинской справки за денежное вознаграждение без прохождения обязательного медицинского обследования.
Между тем, в ряде случаев для граждан желающих получить специальное права, такого как ношение, хранение охотничьего оружия и оружия самообороны, получение водительского удостоверения, реализации права на труд, где по отдельным профессиям имеются особые требования к состоянию здоровья работника, действующим законодательством предусмотрено обязательное предоставление гражданином при оформлении специальных прав – медицинских справок соответствующих форм, что в свою очередь предполагает прохождение ими медицинских осмотров, освидетельствований и т.д.
Выше указанные требования нормативных актов об обязании граждан предоставлять сведения о состоянии своего здоровья обусловлено необходимостью обеспечить безопасность самих граждан приобретающих специальное право или реализующих свое право на труд, как и безопасность общества в целом, поскольку предполагается исключение возможности гражданину, допустим, получить право на управление транспортным средством или трудоустройства, если по медицинским показаниям это ему противопоказано.
Так, согласно статье 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьей
В соответствии с Порядком проведения обязательных (при поступлении) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, являющегося приложением № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, прохождение медицинского осмотра предполагает, в частности, динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников. Предварительный осмотр является завершенным в случае осмотра лица, поступающего на работу, всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований.
Кроме того, обязанность проходить медицинские осмотры согласно статье 213 ТКРФ предписана работникам организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Также действующее законодательство предусматривает и иные случаи обязательного прохождения медицинских осмотров. В частности, такая обязанность вменяется кандидатам в водители транспортных средств и водителям транспортных средств (статья 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»), для получения лицензии на приобретение оружия (статья 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»), государственным и муниципальным служащим (положения Федерального закона от 27.04.2007 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») и др.
Таким образом, обязательное прохождение медицинского осмотра обусловлено важностью получения указанных сведений для того, чтобы человек стал участником тех или иных общественных отношений, имеющих высокую социальную значимость.
Наличие в свободном доступе на указанном сайте подобного рода предложений по получению за денежные средства медицинских документов нарушает права неопределенного круга лиц - потребителей информационных услуг и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан в случае получения медицинских документов - больничных листов - лицами, не имеющими законного права по состоянию здоровья на получение таких документов.
Как указано выше, на интернет-сайте с адресом http://ufa.vipmedspravka.ru/index-1.html/; http://ufa.medknizhku-spravku.ru/ spravka-formy-302-n предлагается услуга по покупке медицинских справок, без прохождения медицинского обследования; на сайте размещены прайс-лист, электронный бланк для оформления заказа и контактная информация; посещение указанного Интернет-сайта свободно для всех без исключения граждан. Размещенная на указанном сайте информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам по продаже документов об образовании и является рекламой.
В соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 9, 10, 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее -Федеральный закон №149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Ограничение доступа к информации возможно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов.
Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет») является в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в Российской Федерации, запрещенной.
Изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков, а также использование заведомо подложного документа являются уголовно наказуемыми деяниями, за которые предусмотрена уголовная ответственность статьей 327 УК РФ.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе» установлен запрет на рекламу товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
Вынесение соответствующего судебного акта в силу вышеуказанного положения закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.
Оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что информация, размещенная на указанном сайте подрывает авторитет Российской Федерации, кроме этого, выдача медицинских справок без имеющихся медицинских показаний наносит имущественный вред Российской Федерации, а также подрывает основы нравственности граждан России, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации, в связи с чем, подлежит ограничению, что является основанием для удовлетворения иска прокурора о признании указанной выше информации, содержащейся на Интернет-сайте http://ufa.vipmedspravka.ru/index-1.html/; http://ufa.medknizhku-spravku.ru/ spravka-formy-302-n запрещенной информацией.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Прокурора Архангельского района Республики Башкортостан интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и ограничении доступа – удовлетворить.
Признать материал, размещенный по электронным адресам: http://ufa.vipmedspravka.ru/index-1.html/; http://ufa.medknizhku-spravku.ru/ spravka-formy-302-n, информацией, запрещенной к распространению на территории РФ.
Включить материал, размещенный по электронным адресам: http://ufa.vipmedspravka.ru/index-1.html/; http://ufa.medknizhku-spravku.ru/ spravka-formy-302-n в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ, путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья С.А. Давыдов