Дело №2-1149/2022
24RS0035-01-2022-0001046-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 19 мая 2022 года
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шибановой Р.В.
при секретаре Араповой И.С.,
с участием процессуального истца помощника Минусинского межрайонного прокурора Морщакова М.А.,
представителя ответчика КГБУ СО «Минусинский психоневрологический интернат» Старченко А.В., действующей на основании доверенности № № от 04.04.2022 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Богдановой Светланы Владимировны к Краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Минусинский психоневрологический интернат» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Богдановой С.В. с иском к Краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Минусинский психоневрологический интернат» (далее по тексту КГБУ СО «Минусинский психоневрологический интернат») о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с июля по декабрь 2021 года в сумме 6538 руб.12 коп. Требования мотивированы тем, что Богданова С.В. состоит в трудовых отношениях с КГБУ СО «Минусинский психоневрологический интернат» в должности уборщика служебных помещений. Работодателем заработная плата Богдановой С.В. за отчетный период с января по декабрь 2021 года, а именно за период с июля по декабрь 2021 года начислялась с нарушением требований трудового законодательства. В соответствии с ч.3 ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, размер которого с 01.01.2021 года составляет 12 792 рубля. При этом в силу положений ст.50 ТК РФ районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате работников сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, то есть минимальный размер заработной платы с учетом установленных для данной местности 30% районного коэффициента и 30% северной надбавки и с 01.01.2021 равен 20 467 рублей 20 копеек, из расчета: 12792 рубля х 60%. При этом, работодатель производил доначисления заработной платы до МРОТ при суммировании доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, тогда как сумма таких доплат должна учитываться сверх МРОТ, поскольку является компенсационной. На основании изложенного, просит суд взыскать с ответчика в пользу Богдановой С.В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с июля по декабрь 2021 года в общей сумме 6538 руб.12 коп.
В судебном заседании процессуальный истец прокурор Морщаков М.А., поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Материальный истец Богданова С.В. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом.
Представитель ответчика КГБУ СО «Минусинский психоневрологический интернат» Старченко А.В., действующая на основании доверенности от 04.04.2022 года, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что расчет заработной платы производится работнику верно, истцу выплачивается заработная плата не ниже МРОТ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, предоставил отзыв на иск, полагал, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку Богдановой С.В. установлена доплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных в размере 25%, указанная доплата включается в МРОТ, заработная плата начисляется учреждением верно. Просил рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Материальный истец Богданова С.В. обратилась к прокурору с заявлением о защите её трудовых прав. (л.д.9). Таким образом, правомочие прокурора на предъявление в суд иска в интересах физического лица судом не ставится под сомнение.
В соответствии с ч.1 ст.129 ТК РФ в состав заработной платы, помимо вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включаются также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть первая) для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (часть вторая); размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем (часть третья) и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть четвертая).
Согласно ст.60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
В силу ст.151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 ТК РФ).
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию правовым социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 1, часть 1; статья 7; статья 37, часть 3).
В силу приведенных положений Конституции Российской Федерации, правовое регулирование оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору, должно гарантировать установление им заработной платы в размере, обусловленном объективными критериями, отражающими квалификацию работника, характер и содержание его трудовой деятельности и учитывающими условия ее осуществления, которые в совокупности определяют объем выплачиваемых работнику денежных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы. При этом определение конкретного размера заработной платы должно не только основываться на количестве и качестве труда, но и учитывать необходимость реального повышения размера оплаты труда при отклонении условий работы от нормальных (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П, от 28 июня 2018 года N 26-П и от 11 апреля 2019 года N 17-П).
В том случае, когда трудовая деятельность осуществляется в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 149 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соответственно, оплата труда работника может состоять из заработной платы, установленной для него с учетом условий труда и особенностей трудовой деятельности, и выплат за осуществление работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при совмещении профессий (должностей).
Из взаимосвязи положений ст.129, ч.1 и 3 ст.133, 133.1 ТК Ф следует, что в состав заработной платы работника, не превышающей МРОТ, доплата за совмещение профессий (должностей) включаться не должна.
Каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при совмещении профессий (должностей). В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с основной трудовой функцией, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу в порядке совмещения профессий (должностей), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто осуществлял работу только по профессии (должности), определенной трудовым договором (основную трудовую функцию). Это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, согласившихся на выполнение работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с вытекающими из статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, обусловливающими, помимо прочего, необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в разном положении, и предполагающими обязанность государства установить правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает справедливую, основанную на объективных критериях, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Кроме того, это противоречило бы и статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, устанавливающей гарантию вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.2019 N 40-П).
В силу ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с последующими изменениями) в едином размере для всей Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.
Частью второй ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В соответствии со ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 г. N 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 1 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ N 49 от 11.09.1995 г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории Минусинского района, относящегося к южным районам Красноярского края.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01.01.2021 составляет 12 792 рубля.
Как следует из материалов дела, истец Богданова С.В. состоит с ответчиком в трудовых отношениях с 19.07.2021 года, работает в должности уборщик служебных помещений с тарифной ставкой 3016 руб., что подтверждается Приказом о приеме на работу № от 19.07.2021 года, трудовым договором № № от 19.07.2021 года. (л.д.31-33,34).
Согласно Приказа (распоряжения) о совмещении от 15.09.2021 года № № Богданова С.В. временно на период отпуска по уходу за ребенком Афониной И.А. осуществляет совмещение по специальности уборщик служебных помещений 0,5 ставки с тарифной ставкой 1508 руб. (л.д.35).
Как следует из п.4 трудового договора оплата труда осуществляется согласно Положению об оплате и стимулировании труда работников КГБУ СО «Минусинский психоневрологический интернат». (п.4.1). За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работнику устанавливается должностной оклад в размере 3016 руб. (п.4.1.1).
Согласно п. 4.1.2 трудового договора №30 от 19.07.2021 года работнику устанавливаются выплаты компенсационного характера: за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных в размере 25 % от должностного оклада, районный коэффициент в размере 30 % к начисленной заработной плате, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в размере 30 % к начисленной заработной плате. Также установлены выплаты стимулирующего характера. (л.д.32)
Положением об оплате труда работников КГБУ СО «Минусинский психоневрологический интернат», предусмотрено что к выплатам компенсационного характера в соответствии с перечнем выплат компенсационного характера, установленных Законом края, относятся в том числе выплаты за работу в условиях, отклоняющиеся от нормальных: при выполнении работ, различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных (работникам учреждений социального обслуживания, работающим гражданами пожилого возраста и инвалидами, страдающими психическими расстройствами здоровья) (пункт 4.1). Размеры и условия установления выплат компенсационного характера к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, указанные в п.4.1 устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ и Красноярского края (п.4.2). (л.д.101 оборот).
Из представленных расчетных листков, табелей учета использования рабочего времени следует, что истец Богданова С.В. в июле 2021 года отработала 10 дня из 22 (согласно производственного календаря за 2021 год), в августе 2021, сентябре 2021 года, октябре 2021 года, в ноябре 2021 года полный месяц, в декабре 2021 года 21 день из 22 рабочих дней. Фактически совмещение должностей производилось в сентябре и ноябре 2021 года. (л.д.37-69, 70, 73, 78, 83, 88, 93).
Представленный прокурором расчет суммы недоначисленной и невыплаченный заработной платы за период с июля по декабрь 2021 года судом проверен, признан верным.
Так, согласно расчета, с учетом фактически отработанного рабочего времени Богдановой С.В. за июль 2021 года начислена доплата до МРОТ в размере 4474,53 руб., за август 2021 года – 9844 руб., за сентябрь 2021 года – 7965,45 руб., за октябрь 2021 года – 9844 руб., за ноябрь 2021 года – 9844 руб., за декабрь 2021года – 9268,79 руб.
Из карточек-справок следует, что доначисление до МРОТ осуществлялось работодателем при суммировании доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Так, за июль 2021 года недоначислено до МРОТ 548 руб., из расчета: (1370,91 руб. (оплата по окладу) + 525 руб. (выплата за важность) + 779,55 руб. (выплата за качество) + *30% (северная надбавка) *30% (районный коэффициент) + 4474,53 руб. (доплата до МРОТ) = 8755,26 руб. Тогда как, исходя из количества отработанных дней (10) должно быть начислено 9303 руб.27 коп. (20467 руб.20 коп. : 20 х 10). Таким образом, разница составляет 548 руб. (9303 руб.27 коп. - 8755,26 руб.).
За август 2021 года недоначислено до МРОТ 1205,60 руб., из расчета: (3016 руб. (оплата по окладу) + 1155 руб. (выплата за важность) + 1715 руб. (выплата за качество) + *30% (северная надбавка) *30% (районный коэффициент) + 9844 руб. (доплата до МРОТ) = 19261,60 руб. Тогда как, исходя из количества отработанных дней (полный месяц) должно быть начислено 20467,20 руб. Таким образом, разница составляет 1205,60 руб. (20467,20 руб. - 19261,60 руб.).
За сентябрь 2021 года недоначислено до МРОТ 1205,60 руб., из расчета: (3016 руб. (оплата по окладу) + 1155 руб. (выплата за важность) + 1715 руб. (выплата за качество) + 1174,09 руб. (выплата за интенсивность) + *30% (северная надбавка) *30% (районный коэффициент) + 7965,45 руб. (доплата до МРОТ) = 19261,60 руб. Тогда как, исходя из количества отработанных дней (полный месяц) должно быть начислено 20467,20 руб. Таким образом, разница составляет 1205,60 руб. (20467,20 руб. - 19261,60 руб.).
За октябрь 2021 года недоначислено до МРОТ 1205,60 руб., из расчета: (3016 руб. (оплата по окладу) + 1155 руб. (выплата за важность) + 1715 руб. (выплата за качество) + *30% (северная надбавка) *30% (районный коэффициент) + 9844 руб. (доплата до МРОТ) = 19261,60 руб. Тогда как, исходя из количества отработанных дней (полный месяц) должно быть начислено 20467,20 руб. Таким образом, разница составляет 1205,60 руб. (20467,20 руб. - 19261,60 руб.).
За ноябрь 2021 года недоначислено до МРОТ 1205,60 руб., из расчета: (3016 руб. (оплата по окладу) + 1155 руб. (выплата за важность) + 1715 руб. (выплата за качество) + *30% (северная надбавка) *30% (районный коэффициент) + 9844 руб. (доплата до МРОТ) = 19261,60 руб. Тогда как, исходя из количества отработанных дней (полный месяц) должно быть начислено 20467,20 руб. Таким образом, разница составляет 1205,60 руб. (20467,20 руб. - 19261,60 руб.).
За декабрь 2021 года недоначислено до МРОТ 1167,72 руб., из расчета: (2878,91 руб. (оплата по окладу) + 1102,50 руб. (выплата за важность) + 1706,31 руб. (выплата за качество) + *30% (северная надбавка) *30% (районный коэффициент) + 9268,79 руб. (доплата до МРОТ) = 18 369,14 руб. Тогда как, исходя из количества отработанных дней (21 из 22) должно быть начислено 19 536,87 руб. Таким образом, разница составляет 1167,72 руб. (19 536,87 руб. - 18 369,14 руб.).
Всего истцу Богдановой С.В. за период с июля по декабрь 2021 года ответчиком недоначислена и не выплачена сумма в размере 6 538,12 руб. (548 руб., 1205,60 руб., 1205,60 руб., 1205,60 руб., 1205,60 руб., 1167,72 руб.).
Таким образом, с Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Минусинский психоневрологический интернат» в пользу Богдановой С.В. подлежит взысканию сумма недочисленной и невыплаченной заработной платы за период с июля по декабрь 2021 года в размере 6 538,12 руб.
Доводы ответчика и представителя третьего лица о правильности начисления заработной платы основаны на неверном понимании законодательства. Взаимосвязанные положения ст.129, 133, 131.1 ТК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает включения в состав заработной платы работника, не превышающей МРОТ, доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Ссылка на корректировку строки «надбавка за тяжелые и вредные условия труда» на «доплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных» носит уточняющий характер, целью которой является приведение оплаты труда истца в соответствие с Положением об оплате труда и трудовым договором.
Срок исковой давности обращения в суд истцом не пропущен, поскольку заявлен период ко взысканию за период с июля по декабрь 2021 года.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая изложенное, в соответствии со ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Богдановой Светланы Владимировны к Краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Минусинский психоневрологический интернат» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, удовлетворить.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Минусинский психоневрологический интернат» в пользу Богдановой Светланы Владимировны задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с июля по декабрь 2021 года в размере 6 538,12 руб.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Минусинский психоневрологический интернат» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Р.В. Шибанова
Мотивированный текст решения изготовлен и подписан 26.05.2022 года.