Решение по делу № 7р-607/2021 от 19.10.2021

Судья Кропотова Т.Е.                  дело № 7р-607/2021

РЕШЕНИЕ

город Йошкар-Ола 24 ноября 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,

при секретаре Богомоловой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу генерального директора акционерного общества «Марийский машиностроительный завод» Ефремова Б.И. на постановление начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Марий Эл
Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Царегородцевой А.А. <...> от 21 июля 2021 года, решение заместителя руководителя Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Щекурина Э.А. от 12 августа 2021 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 5 октября
2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

акционерного    общества    «Марийский машиностроительный завод», юридический адрес: <адрес> ИНН <№>, ОГРН <№>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

у с т а н о в и л:

постановлением    начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Марий Эл Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Царегородцевой А.А. № <...> от 21 июля 2021 года акционерное общество «Марийский машиностроительный завод» (далее - АО «ММ3») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КАС РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Решением заместителя руководителя Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Щекурина Э.А.
от 12 августа 2021 года постановление от 21 июля 2021 года оставлено без изменения.

Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 5 октября 2021 года указанные постановление и решение должностных лиц оставлены без изменения, жалоба генерального директора АО «ММЗ» Ефремова Б.И. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
генеральный директор АО «ММЗ» просит отменить решение судьи, решение и постановление должностных лиц, прекратить производство по делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью деяния. Указывает, что АО «ММЗ» разработан и утвержден 29 ноября 2018 года проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее ПНООЛР), который был утвержден в Управлении Росприроднадзора
12 декабря 2018 года под № <№> Исходя из данных этих нормативов, на участке 819 производства 809 в процессе обработки натуральной чистой древесины на деревообрабатывающих станках образуется отход «Опил натуральной чистой древесины». В процессе работы отход удаляется из рабочей зоны при помощи газоочистных установок Циклон марки Ц-950 источники загрязнения атмосферы ИЗА <№> (далее Циклон участка <№> В 2014 году в рамках инвентаризации образующихся отходов проводился анализ отходов из Циклона участка 819, после в 2016 году разработан ПНООЛР. Отход, отработанный из Циклона производства <№> участка <№>, состоит из древесины 100%, по результатам биотестирования может быть отнесен к V классу опасности, что подтверждается протоколами № 185 О-611/14 от 30 сентября 2014 года и № 178.14 от 7 октября 2014 года лаборатории физико-химического и биологического анализа объектов окружающей среды ФГБОУ ВПО «ПГТУ». В период с 2014 года по 2021 год технологический процесс на участке 819 производства 809 не менялся, новое оборудование не закупалось. Действующее законодательство по охране окружающей среды не содержит обязанности перед разработкой каждого ПНООЛР перепроверять в аккредитованной лаборатории класс опасности образующихся отходов. В 2018 году разработан ПНООЛР с отходом «Опил натуральной чистой древесины», образующимся в процессе обработки натуральной чистой древесины на деревообрабатывающих станках на участке <№> производства <№> и удаляющийся при помощи Циклона. Все необходимые действия для исполнения обязанности по отнесению образующегося отхода к классу опасности и разработке норм образования отходов и лимитов на их размещение были выполнены. АО «ММЗ» заключен договор по захоронению отходов производства и потребления
№ 21109 от 1 февраля 2021 года с ООО <...> такой договор заключается ежегодно. АО «ММЗ» не нанесло вред окружающей среде, размещая отход из Циклона на полигоне ООО «Благоустройство». Доказательств наличия угрозы жизни или здоровью людей не представлено. На отход «Пыль газоотчистки стальная незагрязненная <№>» в цехе <№> 18 мая 2021 года оформлен паспорт; данный отход только начал образовываться на АО «ММ3», исследование состава отхода лабораторией не проводилось, отход ни разу не вывозился на полигон для размещения. Таким образом, вред окружающей среде причинен не был, АО «ММЗ» приняло исчерпывающий комплекс мер, в том числе организационных, направленных на исполнение и соблюдение положений природоохранного законодательства.

Заслушав объяснения защитников АО «ММЗ» Черняковой О.Г., Сластихина Н.П., поддержавших жалобу, представителей Волжско-Камского Межрегионального управления Росприроднадзора Мичуровой Г.А. и Царегородцевой А.А., полагавших законными принятые по делу решения и отсутствующими основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы административного дела № 04-129/2021, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

В силу пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 18 Закона № 89-ФЗ).

Согласно пунктам 1, 3 статьи 14 данного Закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

В соответствии со статьей 18 Закона № 89-ФЗ, пунктом 3 статьи 22 Закона № 7-ФЗ расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 Закона № 7-ФЗ, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 этого Закона.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 7 статьи 18 Закона № 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 11 Федерального закона
от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Сроки получения комплексных экологических разрешений, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Федерального закона от 21 июля
2014 года № 219-ФЗ, составляют для объектов I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, по
31 декабря 2022 года включительно, для остальных объектов - до 1 января 2025 года.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение до 31 декабря 2020 года утвержден Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50, а с 1 января 2021 года утвержден Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1029.

Согласно Порядку, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора.

Согласно пункту 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1029, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту размещения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду I категории:

а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - заявление) с указанием следующих сведений:

наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;

код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);

б) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разработанные индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 3 настоящего Порядка.

В случае если объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, расположен в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации, заявитель направляет заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту размещения объекта по своему усмотрению.

Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора
от 19 мая 2021 года, 29 июня 2021 года в рамках осуществления плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства АО «ММ3» на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду - <...>, код объекта: <№>, категория объекта - I, категория риска – средняя, было выявлено, что при осуществлении деятельности АО «ММ3» на проверяемом объекте образуются отходы.

У АО «ММ3» для объекта негативного воздействия на окружающую среду (HBOC) - <...>», категория объекта I, код объекта <№>, местонахождение: <адрес> разработаны нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, у АО «ММ3» есть Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 12 декабря 2018 года
<...>, выданный Управлением Росприроднадзора по Республике
Марий Эл, сроком действия по 11 декабря 2023 года.

На отходы I-IV классов опасности, образующиеся в процессе деятельности АО «ММ3», в том числе, транспортируемые АО «ММ3», оформлены паспорта отходов I-IV классов опасности.

В ходе проведения проверки аккредитованным филиалом «ЦЛАТИ по Чувашской Республике ФГБУ «ЦЛАТИ ПО ПФО» на объекте «Площадка А» был произведен отбор проб отходов «Пыль от газоочистной установки ИЗА <№>. Пыль древесная (обработка древесины)», место отбора проб: участок деревообработки корп<№> Циклоны <№> для определения компонентного состава и токсичности; «Пыль стальная», место отбора проб: цех <№>, УВП «<...>», местный отсос от наждака (эльборовый круг), для определения компонентного состава; «Стружка стальная», место отбора проб: цех <№>, металлическая тележка, для определения компонентного состава и токсичности (акт отбора проб отхода от 21 июня 2021 года № 37, протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 21 июня 2021 года).

Согласно протоколам токсичности отхода <...> от 28 июня 2021 года, <...> от 28 июня 2021 года по результатам биотестирования отходов «Пыль от газоочистной установки ИЗА <...> Пыль древесная (обработка древесины)», «Стружка стальная» определен IV класс опасности.

По всем отходам, пробы которых отобраны на анализ, определен компонентный состав отходов (протокол КХА №<...>

На основании результатов определения компонентного состава отход «Пыль от газоочистной установки ИЗА <№> Пыль древесная (обработка древесины)» состоит из опилок древесных и пыли древесной, следовательно, относится к твердому агрегатному состоянию и представлен смесью различных физических форм (опилки, пыль). Данный вид отхода образуется в процессе обработки натуральной чистой древесины на деревообрабатывающих станках в результате зачистки установок очистки газа, установленных на ИЗА <№>

По совокупности классификационных признаков: происхождению, составу, агрегатному состоянию и физической форме относится к группе отходов, включенной в ФККО, «Древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные», код <...> класс опасности IV. Согласно Заключению по результатам проведенных лабораторных исследований, измерений, и испытаний от 28 июня 2021 года к протоколу <№> проба отхода относится к IV классу опасности для окружающей природной среды.

По результатам определения компонентного состава отход «Пыль стальная» состоит из железа и пыли стальной, следовательно, относится к твердому агрегатному состоянию и имеет физическую форму - пыль. Данный вид отхода образуется в процессе обработки (заточки) стальных инструментов на металлообрабатывающих станках (наждак с эльборовыми кругами) в результате зачистки отсека для сбора пыли внутри УВП, являющейся аспирационной установкой.

По совокупности классификационных признаков: происхождению, составу, агрегатному состоянию и физической форме соответствует виду отходов, включенному в ФККО, «Пыль газоочистки стальная незагрязненная», код ФККО <...>

На основании результатов определения компонентного состава отход «Стружка стальная» состоит из стали и нефтепродуктов, следовательно, относится к твердому агрегатному состоянию и имеет физическую форму - стружка. Данный вид отхода образуется в процессе обработки изделий (деталей) из стали на металлообрабатывающих станках.

По совокупности классификационных признаков: происхождению, составу, агрегатному состоянию и физической форме соответствует виду отходов, включенному в ФККО, «Стружка стальная, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%)», код ФККО <...>

Таким образом, разработанные АО «ММ3» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, на основании которых Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл выдан Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 12 декабря 2018 года № <...> сроком действия с 12 декабря 2018 года по 11 декабря 2023 года, не содержат отходов «Древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные», код ФККО <...>, класс опасности IV, образующихся в процессе эксплуатации АО «ММ3» установок очистки газа - циклонов <№> установленных на ИЗА <№> на участке деревообработки (<...>), и «Пыль газоочистки стальная незагрязненная», код ФККО <...>, класс опасности IV, образующихся в процессе эксплуатации АО «ММ3» аспирационной установки <...>» АР, установленной на металлообрабатывающих станках в цехе <№>

Указанные выше обстоятельства, подтвержденные собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11
КоАП РФ, явились основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении АО «ММЗ» и привлечения общества к административной ответственности на основании вышеуказанной нормы КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили уполномоченному должностному лицу, вышестоящему должностному лицу и судье городского суда прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопреки доводам жалобы, доказательства того, что у АО «ММЗ» не имелось возможности для соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и им приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, не представлены.

Административное наказание назначено юридическому лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 7 статьи 8.2
КоАП РФ.

Доводы жалобы были предметом исследования вышестоящего должностного лица, судьи и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в их решениях.

Довод жалобы о малозначительности деяния не может быть принят во внимание ввиду следующего.

В соответствии с разъяснением, приведенным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Постановлении от 14 февраля 2013 года
№ 4-П, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.

Отсутствие негативных последствий в качестве характеристики малозначительности рассматриваемого административного правонарушения не может быть принято во внимание, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 названного Кодекса, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.

Требования законодательства в области охраны окружающей среды, экологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления направлены на охрану и защиту окружающей среды и граждан, создание условий для их безопасной жизнедеятельности и сохранение природных ресурсов, и являются обязательными для исполнения, в связи с чем оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.

Исключительных обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1или части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, по делу не установлено.

Нарушений требований процессуального норм в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

При производстве по делу порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу решений.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Марий Эл Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Царегородцевой А.А. <№> от 21 июля 2021 года, решение заместителя руководителя Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Щекурина Э.А. от
12 августа 2021 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 5 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного    общества    «Марийский машиностроительный завод» оставить без изменения, жалобу генерального директора акционерного общества «Марийский машиностроительный завод» Ефремова Б.И. – без удовлетворения.

Судья Э.И. Салихова

7р-607/2021

Категория:
Административные
Ответчики
АО "Марийский машиностроительный завод"
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Статьи

8.2

Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
20.10.2021Материалы переданы в производство судье
24.11.2021Судебное заседание
24.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее