Дело № 12-10/2023 УИД 29RS0014-01-2022-006161-33 УИН 0 |
|
РЕШЕНИЕ |
|
г. Архангельск, ул. Р. Куликова, д.15 |
05 апреля 2023 года |
Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска Ибрагимова Н.В., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе Шадрина В. А. на постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Архангельской области Североморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Иманта Е.В. <№> от <Дата>,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Архангельской области Североморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Иманта Е.В. <№> от <Дата> должностное лицо – директор департамента городского хозяйства Администрации городского округа «Город Архангельск» - Шадрин В. А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 8 000 (Восемь тысяч) рублей.
Шадрин В.А. не согласился с указанным постановлением, обжаловав его в Ломоносовский районный суд города Архангельска.
В жалобе просит постановление должностного лица отменить как незаконное.
Со ссылкой на диспозицию части 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобу мотивируют тем, что объект благоустройства общественная территория «Наб. Северной Двины» не может рассматриваться как объект капитального строительства, поскольку является объектом благоустройства, следовательно, согласования проведения работ по благоустройству в Росрыболовстве не требовалось.
Просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения защитника Шадрина В.А. – Пучинина А.В., изучив представленные документы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно понятию правонарушения в части 1 статьи 2.1 Кодекса, им признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу закрепленного в статье 1.6 Кодекса основополагающего конституционного принципа законности, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При этом, принцип законности на всех стадиях дела требует неукоснительного выполнения как задач производства по делам об административных правонарушениях, так и полного установления обстоятельств подлежащих выяснению по делу, которые в свою очередь проверяются относящимися к делу необходимыми и достаточными доказательствами, собранными в соответствии с требованиями закона (статьи 24.1, 26.1 - 26.2 Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела между департаментом городского хозяйства Администрации ГО «Город Архангельск» и муниципальным унитарным предприятием «Городское благоустройство» заключен муниципальный контракт от 10 ноября 2021 года № 10-ГС на выполнение работ по благоустройству общественной территории «Наб. Северной Двины» в г. Архангельске.
Приложениями к контракту является техническое задание, локальный сметный расчет, также имеются изображения в качестве технической документации о расположении объекта, его составных частей (схема).
От имени заказчика контракт подписан директором департамента городского хозяйства Администрации ГО «Город Архангельск» Шадриным В.А.
Из технического задания и локального сметного расчета следует, что подрядчиком должны быть проведены следующие работы: расчистка площадей от кустарников и мелколесья вручную: при средней поросли, демонтаж верхнего строения деревянных свайных причалов, погрузка леса пиленого, погонажа плотничного шпал, перевозка грузов автомобилями бортовыми грузоподъемностью до 15 т, разгрузка леса пиленого, погонажа плотничного, шпал, погрузка мусора строительного с погрузкой экскаваторами емкостью ковша до 0,5 м?, перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, засыпка траншей и котлованов с перемещением груза до 5 м бульдозерами, крепление откосов камнем насухо с устройством одиночного мощения на подстилающем слое: из щебня или гравия, устройство прослойки из нетканого синтетического материала (НСМ) в земляном полотне, укладка камня массой 500-2500 кг с берега гусеничным краном в закрытой акватории, мощение дна и откосов кюветов камнем и щебнем, крепление дна и откосов каналов сборными железобетонными и сталефибробетонными плитами, омоноличивание стыка плит, изготовление свай из стальных труб диаметром 159x6 мм, длинной 6 м, погружение винтовых свай длинной 6 метров, диаметром 159x6 мм на глубину 3 м гидровращателем на автомобиле, заполнение бетонных полых свай и свай-оболочек, сборка с помощью лебедок ручных (с установкой и снятием их в процессе работы) или вручную (мелких деталей), монтаж металлических эстакад, балок, мостов под механизмы служебных пешеходных мостиков, обработка поверхности пескоструйным аппаратом, обеспыливание поверхности, огрунтовка металлических поверхностей за один раз: грунтовкой, устройство настила, монтаж ограждающих конструкций.
Прокуратурой города <Дата> в 14 часов 00 минут осуществлен выезд по месту производства работ (г. Архангельск, ..., в районе ...), установлено, что ряд работ по строительству объекта капитального строительства выполнены (расчистка площадей от кустарника и мелколесья, погружение винтовых свай, монтаж металлических эстакад, балок), а также ведутся работы по устройству настила, погрузочные (разгрузочные) работы с помощью автокрана.
Работы по возведению капитального сооружения в рамках выполнения работ по благоустройству общественной территории «Наб. Северной Двины» в г. Архангельске в водоохранной зоне реки Северная Двина проводились с 11 ноября 2021 года и завершены 22 июня 2022 года.
Согласно пункту 23 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случая награждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
Согласно статье 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Между тем, согласование данной деятельности директором департамента городского хозяйства Администрации городского округа «Город Архангельск» Шадриным В.А. с органами Росрыболовства не обеспечено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица – директора департамента городского хозяйства Администрации городского округа «Город Архангельск» Шадрина В.А. к административной ответственности по части 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонаршуениях.
Действительно, в силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и др.).
В силу пункта 10.2 указанной статьи некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (некапитальные объекты) - это объекты, для размещения которых не требуется оформление разрешения на строительство, выполненные из легковозводимых конструкций без заглубленных фундаментов, коммуникаций и подземных сооружений, сезонного или вспомогательного назначения, в том числе летние павильоны, небольшие склады, а также торговые киоски, павильоны и иные объекты мелкорозничной торговли, теплицы, парники, беседки, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие подобные сооружения.
Согласно пунктам 6, 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных; сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Между тем выдача разрешения на строительство не требуется, в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По аналогичному делу <№> судьей Ломоносовского районного суда города Архангельска с целью устранения имеющихся по делу противоречий была назначена и проведена судебная строительная экспертиза.
На момент рассмотрения жалобы заключение эксперта ФБУ Архангельска ЛСЭ Минюста России <№> от <Дата> имеется в распоряжении суда.
Копию такого же заключения эксперта представил в судебное заседание защитник.
Согласно заключению эксперта ФБУ Архангельска ЛСЭ Минюста России <№> от <Дата> «работы в рамках муниципального контракта <№>-ГС «по благоустройству общественной территории «Наб. Северной Двины» в городе Архангельске являются работами по благоустройству общественной территории «Наб. Северной Двины» и не являются работами по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, поскольку не попадают в понятие объект капитального строительства».
Указанное заключение содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из представленных в распоряжение эксперта материалов, указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных.
Оснований не доверять результатам судебной экспертизы не имеется, поскольку экспертиза проведена лицом, обладающим специальными познаниями, полно и объективно, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет необходимую компетентность в вопросах, поставленных судом на разрешение, и необходимый стаж экспертной работы, квалификация и уровень знаний эксперта сомнений не вызывают.
Выводы, изложенные в заключении эксперта ФБУ Архангельска ЛСЭ Минюста России <№> от <Дата>, в полной мере согласуются с выводами, изложенными в экспертном заключении <№> от <Дата>, выполненном экспертами ООО «Группа Ю.С.Т.Э» ..., и техническом заключении <№> по состоянию на январь 2023 года, подготовленном ООО «Экспертно-конструкторское бюро» ..., по результатам технического обследования элементов благоустройства общественной территории «Наб. Северной Двины» в г. Архангельске», представленными стороной защиты.
Доказательств, безусловно свидетельствующих об отнесении выполняемых в рамках муниципального контракта от <Дата> <№>-ГС работ к работам по строительству объекта капитального строительства, административным органом не представлено.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Архангельской области Североморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Иманта Е.В. <№> от <Дата> в отношении должностного лица – директора департамента городского хозяйства Администрации городского округа «Город Архангельск» - Шадрина В. А. подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Архангельской области Североморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Иманта Е.В. <№> от <Дата> отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора департамента городского хозяйства Администрации городского округа «Город Архангельск» - Шадрина В. А. прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья Н.В. Ибрагимова