Решение по делу № 33-2674/2024 от 16.02.2024

Судья: Бартко Е.Н. 24RS0017-01-2023-002540-14

Дело №33-2674/2024

086г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 февраля 2024г. Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Платова А.С.,

судей: Охременко О.В., Сударьковой Е.В.,

помощника судьи: Коцаревой И.Г.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.

дело по иску Прохоренко Ольги Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании права на получение выплаты,

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю,

на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 02 ноября 2023г., которым постановлено:

Исковые требования Прохоренко Ольги Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании права на получение выплаты удовлетворить.

Признать за Прохоренко Ольгой Николаевной право на получение государственной услуги - назначение ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в отношении ФИО2, <дата> и ФИО3, <дата> за период с 01.03.2023 по 30.04.2023.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю обязанность назначить и выплатить ежемесячное пособие в отношении ФИО2, <дата> и ФИО3, <дата> за период с 01.03.2023 по 30.04.2023.

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А :

Прохоренко О.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее по тексту - ОСФР по Красноярскому краю) о признании права на получение выплаты. Свои требования мотивировала тем, что через личный кабинет портала Государственных услуг 06 марта 2023г. она подала заявление о назначении ежемесячного пособия на детей ФИО2, <дата>, и ФИО3, <дата>. Ей 21 марта 2023г. пришло уведомление о том, что право на получение ежемесячного пособия на детей не установлено по причине отсутствия у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи доходов от трудовой, предпринимательской или интеллектуальной деятельности, пенсий, стипендий, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним категорий, доходов в рамках применения специального налогового режима, ежемесячного пожизненного содержания вышедших в отставку судей, доходов, полученных за пределами РФ за расчетный период, при отсутствии уважительных причин отсутствия таких доходов. 04 мая 2023г. она представила копии всех документов, а также через портал Госуслуг повторно направила заявление. 19 мая 2023г. в ее адрес поступило уведомление о назначении ежемесячных пособий на детей с 01 мая 2023г. по 30 апреля 2024г. На ее заявление от 26 мая 2023г. о назначении пособий за март и апрель 2023г. было сообщено, что решение об отказе по ее заявлению от 06 марта 2023г. принято правомерно, поскольку сведения о доходах ее супруга на момент вынесения решения за расчетный период не подтверждены, уважительных причин отсутствия доходов не обнаружено. С таким решением она не согласна, т.к. доходы ее супруга Аншукова А.М. подтверждаются приложенными документами, налоговая декларация за 2022г. им была подана в срок. Она считала, что сведения о ее нахождении в отпуске по уходу за ребенком и налоговая декларация супруга уже имеются в распоряжении ОСФР, предоставление дополнительных документов не является обязательным. В этой связи она просила суд (с учетом уточнений) установить наличие доходов Аншукова Алексея Михайловича в расчетном периоде с 01 февраля 2022г. по 31 января 2023г. по заявлению от 06 марта 2023г.; признать за ней право на получение ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в отношении ФИО2 и ФИО3 за период с 01 марта 2023г. по 30 апреля 2023г.; назначить и выплатить ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка в отношении ФИО2, ФИО3 за период с 01 марта 2023г. по 30 апреля 2023г.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Красноярскому краю Байрамова С.Э. просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Она указывает на то, что на момент первоначального обращения истицы с заявлением о назначении и выплате пособий на детей, ОСФР по Красноярскому краю не располагала сведениями о доходах ее супруга, поскольку данные сведения не были размещены администрирующим органом в едином федеральном регистре.

В отзыве на апелляционную жалобу Прохоренко О.Н., ссылаясь на исследованность судом всех обстоятельств дела, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание Прохоренко О.Н., надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, о причинах неявки не сообщила, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратилась, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ОСФР по Красноярскому краю Чернявской А.А., третьего лица Аншукова А.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 19 мая 1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.

Назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются беременной женщине в случае, если срок ее беременности составляет шесть и более недель, и она встала на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), а также одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации.

Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением указанного пособия.

При определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитываются наличие у заявителя и членов его семьи движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением несовершеннолетних детей) в соответствии с порядком и условиями назначения и выплаты указанного пособия, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние двенадцать календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее двенадцати календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением указанного пособия, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

В состав семьи, учитываемый при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка и при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам).

При наличии в семье нескольких детей в возрасте до 17 лет ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначается на каждого такого ребенка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022г. №2330 утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (далее - Правила).

Согласно п.19 Правил заявление о назначении ежемесячного пособия, а также заявление об изменении способа доставки ежемесячного пособия подаются в орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, по месту жительства (пребывания) или в случае отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания) по месту фактического проживания: в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг при наличии заключенного соглашения о взаимодействии между органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, и многофункциональным центром, уполномоченным на заключение указанного соглашения на основании Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; лично.

В соответствии с п.23 Правил документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты ежемесячного пособия, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022г. №2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка» (далее соответственно - документы (сведения), перечень), запрашиваются органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации). Срок подготовки и направления ответа на межведомственный электронный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного электронного запроса в орган и (или) организацию.

Из материалов дела видно и судом установлено, что супруги Прохоренко О.Н. и Аншуков А.М. являются родителями ФИО2, <дата>г.рождения, и ФИО3, <дата>г.рождения.

06 марта 2023г. Прохоренко О.Н. посредствам портала «Госуслуги» обратилась в ОСФР по Красноярскому краю с заявлением о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием детей.

Решением ОСФР по Красноярскому краю от 21 марта 2023г. истице было отказано в назначении пособия в связи с отсутствием у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи доходов от трудовой, предпринимательской или интеллектуальной деятельности, пенсий, стипендий, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним категорий, доходов в рамках применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», ежемесячного пожизненного содержания вышедших в отставку судей, доходов, полученных за пределами РФ, за расчетный период, при отсутствии уважительных причин отсутствия таких доходов.

04 мая 2023г. Прохоренко О.Н. вновь обратилась в ОСФР по Красноярскому краю с заявлением о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием детей.

Решением ОСФР по Красноярскому краю от 19 мая 2023г. истице было назначено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием детей с 01 мая 2023г.

Прохоренко О.Н., полагая, что ежемесячное пособие должно быть назначено с марта 2023г., обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, руководствуясь положениями ст.9 Федерального закона от 19 мая 1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Правилами назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2022г. №2330, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку у ответчика не имелось оснований для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

Материалами дела подтверждено, что супруг истицы Аншуков А.М. имел доход за 2022г. в размере 58 000 руб., подтвержденный налоговой декларацией 3-НДФЛ, которая подана Аншуковым А.М. в Межрайонную ИФНС России №7 по Ленинградской области 08 февраля 2023г., т.е. в установленный законом срок.

06 марта 2023г. Прохоренко О.Н. с заявлением о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка обратилась в ОСФР по Красноярскому краю, которое является участником информационного взаимодействия по обмену документами в электронном виде.

Суд, принимая во внимание, что на момент первоначального обращения истцы с заявлением о назначении ежемесячного пособия на детей, ее супруг имел доход в сумме 58 000 руб., подтвержденный налоговой декларацией за 2022г., представленной им до подачи Прохоренко О.Н. заявления от 06 марта 2023г., пришел к правильному выводу о том, что у истицы возникло право на назначение ежемесячного пособия на детей на дату ее обращения с соответствующим заявлением, т.е. на 06 марта 2023г., поскольку данная выплата предоставляется при подтверждении дохода семьи, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации. При этом, как правильно указал суд, непредставление ответчику по межведомственному запросу необходимых документов либо не направление запроса о предоставлении таких документов не должно нарушать право лица на получение пособия.

При указанных обстоятельствах суд обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить и выплатить истице ежемесячное пособие на детей за период с 01 марта 2023г. по 30 апреля 2023г.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом установлена дата представления налоговой декларации, но не установлена дата обработки администрирующим органом сведений о доходах и дата их размещения в едином федеральном регистре сведений о доходности, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права, не опровергают выводов суда и не могут явиться основанием для отмены решения.

В соответствии с п.35 указанных выше Правил, в случае установления факта наличия в заявлении о назначении ежемесячного пособия и (или) документах (сведениях), представленных заявителем, недостоверной и (или) неполной информации, в том числе в случае установления факта проставления заявителем в заявлении о назначении ежемесячного пособия отметки о необходимости назначить ежемесячное пособие на детей, на которых оно уже назначено, факта наличия у заявителя места жительства (пребывания) на территории Российской Федерации при указании заявителем в заявлении о назначении ежемесячного пособия адреса места фактического проживания, орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, вправе вернуть такие заявления о назначении ежемесячного пособия и (или) документы (сведения) заявителю на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке.

В этом случае срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия приостанавливается до момента представления заявителем доработанного заявления о назначении ежемесячного пособия и (или) доработанных документов (сведений), но не более чем на 5 рабочих дней.

Заявитель представляет в орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, доработанное заявление о назначении ежемесячного пособия и (или) доработанные документы (сведения) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о назначении ежемесячного пособия от органа, осуществляющего назначение и выплату ежемесячного пособия.

Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия возобновляется со дня поступления в орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, доработанного заявления о назначении ежемесячного пособия и (или) доработанных документов (сведений).

При принятии 06 марта 2023г. заявления Прохоренко О.Н. не было разъяснено о необходимости представления дополнительных документов, чем было нарушено ее право на получение ежемесячного пособия.

Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были исследованы судом и которые могли бы повлиять на принятое решение, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, изложенные в решении выводы суда мотивированы, подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 02 ноября 2023г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ОСФР по Красноярскому краю Байрамовой С.Э. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 27 февраля 2024г.

33-2674/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прохоренко Ольга Николаевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю (ОСФР по Красноярскому краю)
Другие
Аншуков Алексей Михайлович
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Платов Андрей Станиславович
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
26.02.2024Судебное заседание
28.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2024Передано в экспедицию
26.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее