Решение по делу № 33-2024/2023 от 22.05.2023

    Судья Байметов А.А.                                                                дело № 2-390/2023

    (первая инстанция)

    № 33-2024/2023

      (апелляционная инстанция)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    3 июля 2023 года                                                                     города Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи           Григоровой Ж.В.,

судей                                    Анашкиной И.А., Донсковой М.А.,

при секретаре                                        Дубравской А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 24 марта 2023 года по гражданскому делу по иску Лапиной Е. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю о признании действий незаконными, включении периодов работы в специальный стаж, признании права на назначении пенсии,

заслушав доклад судьи Анашкиной И.А.,

УСТАНОВИЛА:

Лапина Е.В. обратилась в суд с иском, уточнив исковые требования, просит зачесть в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев периоды ее работы:

- с 01.07.2003 по 31.12.2006, с 01.12.2007 по 29.02.2008, с 01.03.2008 по 31.01.2015 в должности врача анестезиолога в отделениях интенсивной терапии ГБУЗС «Городская больница № 5- «Центр охраны здоровья матери и ребенка»;

- с 01.11.1994 по 30.11.1994 в должности врача неотложной помощи инфекционно-боксированного отделения новорожденных ГБУЗС «Городская больница №5- «Центр охраны здоровья матери и ребенка»;

- периоды нахождения в командировках, в служебных командировках и на курсах повышения квалификации с 21.01.1992 по 02.03.1992, с 22.01.1992 по 29.02.1992, с 02.02.1997 по 06.03.1997, с 15.05.2002 по 06.06.2002, с 22.01.2003 по 28.06.2003, с 14.06.2007 по 17.06.2007, с 01.10.2007 по 01.11.2007, с 18.05.2010 по 20.05.2010, 29.11.2010, с 21.02.2011 по 23.11.2011, с 09.11.2011 по 12.11.2011, с 04.10.2012 по 06.10.2012, с 06.02.2013 по 12.03.2013, с 14.04.2013 по 16.04.2013, с 09.02.2014 по 14.03.2014, с 16.05.2018 по 17.05.2018, с 23.05.2018 по 24.05.2018, 08.12.2019;

- признать за ней право на досрочное назначении пенсии с 28.07.2022.

В обоснование исковых требований указано, что Лапина Е.В., являясь медицинским работником и имея право на досрочное назначение льготной пенсии, 28.07.2022 обратилась к ответчику с явлением и документами для ее назначения, в удовлетворении которого ей отказано. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что срок назначения пенсии по старости (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста) при возникновении права на пенсию в 2021 году наступает не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права (с учетом переходных положений). В тоже время истцу не зачтены периоды работы с 01.07.2003 по 31.12.2006 в должности врача-анестезиолога детского отделения интенсивной терапии для новорожденных, с 01.12.2007 по 29.02.2008 в должности врача-анестезиолога детского отделения анестезиологии с койками интенсивной терапии № 1, с 01.03.2008 по 31.01.2015 в должности врача-анестезиолога отделения интенсивной терапии для новорожденных ГБУЗС «Городская больница № 5- «Центр охраны здоровья матери и ребенка» в кратном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев), поскольку должности истца, на которых она работала, и структурные подразделения не поименованы в соответствующих Списках. Кроме того в стаж лечебной деятельности не учтено время нахождения истца в служебных командировках. Истец полагает, что такие действия ответчика являются незаконными и нарушают ее права, в связи с чем последняя обратилась в суд.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 24 марта 2023 года исковые требования Лапиной Е.В. удовлетворены частично. Признан незаконным отказ государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю в назначении Лапиной Е.В. досрочной пенсии.

На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю возложена обязанность включить в специальный трудовой стаж Лапиной Е.В. в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год работы периоды работы в ГБУЗС «Городская больница №5 - «Центр охраны здоровья матери и ребенка»:

с 01.07.2003 по 31.12.2006 в должности врача-анестезиолога детского отделения интенсивной терапии для новорожденных.

с 01.03.2008 по 31.01.2015 в должности врача-анестезиолога отделения интенсивной терапии для новорожденных.

На Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю возложена обязанность включить в специальный стаж Лапиной Е.В. на соответствующих видах работ период работы с 01.11.1994 по 30.11.1994 в должности врача неотложной помощи инфекционно-боксированного отделения новорожденных ГБУЗС «Городская больница №5 - «Центр охраны здоровья матери и ребенка»; включить в специальный (медицинский) стаж Лапиной Е.В. на соответствующих видах работ периоды нахождения в командировках с 21.01.1992 по 02.03.1992, с 22.01.1992 по 29.02.1992, с 02.02.1997 по 06.03.1997, с 15.05.2002 по 06.06.2002, с 22.01.2003 по 28.06.2003, с 01.10.2007 по 01.11.2007, с 21.02.2011 по 23.11.2011, с 06.10.2012 по 12.03.2013, с 14.04.2013 по 16.04.2013, с 09.02.2014 по 14.03.2014; с 16.05.2018 по 17.05.2018, с 23.05.2018 по 24.05.2018, 08.12.2019.

За Лапиной Е.В. признано право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику и на Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю возложена обязанность назначить ей пенсию с 22.08.2022.

С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю в пользу Лапиной Е.В. взыскано в возмещение расходов на оплату государственной пошлины 300 рублей.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по городу Севастополю просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное, постановить новое – об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на обстоятельства, аналогичные приведенным в решении об отказе в назначении пенсии и в возражениях на исковое заявление. Полагает, что суд необоснованно включил спорные периоды в специальный стаж, так как должности, в которых работала истец, и структурные подразделения прямо не поименованы в соответствующих списках, в отдельных периодах не указана специализация врача, что также противоречит требованиям специальных правил, как и включение в специальный стаж периодов командировок, отпуска по уходу за ребенком, дней, предоставляемых донорам.

Полагает, что выводы суда основаны на документах, содержащих противоречивые сведения.

Так справка от 26.08.2022, уточняющая занятость истца на соответствующих должностях, содержит противоречивые сведения в части отражения командировок и периодов курсов по циклам, тематическому усовершенствованию, специализации, так как ГБУЗС «Городская больница №5 - «Центр охраны здоровья матери и ребенка» указывает некоторые периоды как периоды, которые не засчитываются в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с чем указанная справка не может быть принята во внимание.

Кроме этого, суд не учел, что в соответствии с приложением 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» срок назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 настоящего федерального закона (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста) при возникновении права на страховую пенсию в 2021 году наступает не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права (с учетом переходных положений). Таким образом ответчик полагает, что у истца право на досрочное назначение страховой пенсии по старости наступит 07.01.2024.

Представитель ответчика в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал на основании доводов в ней изложенных.

Представитель истца просил оставить без удовлетворения апелляционную жалобу ответчика, решение суда первой инстанции – без изменения как законное и обоснованное.

Заслушав судью-докладчика, явившихся участников, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на неё, обсудив указанные доводы, а также доводы возражений, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований к отмене состоявшегося по делу решения.

Согласно пункту 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Приведенным требованиям закона постановленное решение соответствует.

В силу пункта первого статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Судом установлено и следует из материалов дела, Лапина Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь медицинским работником, 28.07.2022 обратилась с заявлением и документами для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости.

Решением Управления установления пенсий и социальных выплат государственного учреждения – отделения пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю от 10.11.2022 Лапиной Е.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с ненаступлением срока назначения пенсии с 08.08.2024.

Основанием для отказа послужило то, что по расчётам ответчика необходимый стаж Лапиной Е.В. выработан в 2021 году и к моменту обращения не истек 36 месячный срок, установленный приложением № 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Так же не учтены периоды работы Лапиной Е.В. с 01.07.2003 по 31.12.2006 в должности врача-анестезиолога детского отделения интенсивной терапии для новорожденных, с 01.12.2007 по 29.02.2008 в должности врача-анестезиолога детского в отделении анестезиологии с койками интенсивной терапии № 1, с 01.03.2008 по 31.01.2015 в должности врача-анестезиолога отделения интенсивной терапии для новорожденных ГБУЗС «Городская больница № 5- «Центр охраны здоровья матери и ребенка» в кратном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев).

Решением Управления Установления пенсий и социальных выплат отделения Фонда пенсионного и социального страхований РФ по г. Севастополю от 20.03.2023 в трудовой стаж Лапиной Е.В. в кратном исчислении как один год за год и шесть месяцев включен период работы с 01.12.2007 по 29.02.2008 в должности врача-анестезиолога детского в отделении анестезиологии с койками интенсивной терапии № 1 ГБУЗС «Городская больница № 5 - «Центр охраны здоровья матери и ребенка». Во включении остальных спорных периодов в соответствующий стаж было оказано.

Как усматривается из указанного решения, в стаж лечебной деятельности истца не включены периоды работы, так как работа в должностях и структурных подразделениях, в которых работала истец, не предусмотрена/не поименована в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, и Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначения трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (Приложение к Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781). Кроме того, не включены периоды командировок и отпуск по уходу за ребенком. Мотивы, по которым в их включении отказано, ответчик в решении не привел.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пенсионным органом истцу необоснованно отказано во включении спорных периодов в стаж лечебной деятельности и назначении досрочной пенсии.

С такими выводами суда судебная коллегия соглашается ввиду следующего.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон «О страховых пенсиях») право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Статьей 30 указанного Закона предусмотрены условия и основания для сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Так подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях» определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статьи 30 Закона «О страховых пенсиях» Правительством РФ принято постановление от 16 июля 2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «н» пункта 1 названного Постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.

В соответствии с вышеуказанными Списками право на пенсию за выслугу лет медицинским работникам предоставляется при наличии одновременно двух условий - работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях.

Принимая во внимание, что согласно списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в него входят врачи специалисты всех наименований осуществляющие врачебную деятельность, суд обоснованно включил работу Лапиной Е.В. в период с 01.11.1994 по 30.11.1994 в должности врача неотложной помощи инфекционно-боксированного отделения новорожденных ГБУЗС «Городская больница №5- «Центр охраны здоровья матери и ребенка» в специальный (медицинский) стаж.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.2014 № 869 Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а с 1 января 2015 года - предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности предписано устанавливать тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 февраля 2015года № 77н «Об установлении соответствия должностей медицинских работников и фармацевтических работников, установленных до 18 марта 2014 года, должностям, указанным в номенклатурах должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденных в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что должность «врач-анестезиолог детский» соответствует должности «врач анестезиолог-реаниматолог».

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.09.2016 № 494н «Об установлении тождества наименований отдельных структурных подразделений медицинских учреждений, расположенных на территории Республики Крым, работа в которых осуществлялась до 18 марта 2014 года» установлено тождество наименований структурных подразделений «отделение анестезиологии и интенсивной терапии», «отделение анестезиологии и коек интенсивной терапии», «отделение анестезиологии с койками интенсивной терапии» медицинских учреждений, расположенных на территории Республики Крым, работа в которых осуществлялась до 18 марта 2014 года, наименованию структурного подразделения «отделение анестезиологии-реанимации», предусмотренному перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющимся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, в том числе в отделениях реанимации и интенсивной терапии, а также в отделениях (палатах, группах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации и реанимации и интенсивной терапии год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Учитывая изложенное, суд пришел к верному выводу об удовлетворении требования Лапиной Е.В. о включении в периодов с 01.07.2003 по 31.12.2006, с 01.03.2008 по 31.01.2015 в специальный (медицинский) стаж в кратном исчислении. Период работы с 01.12.2007 по 29.02.2008 решением ответчика от 20.03.2023 уже был включен в стаж в кратном исчислении, а потому указанное требование истца удовлетворению не подлежит.

Поскольку периоды работ с 01.07.2003 по 31.12.2006, с 01.12.2007 по 29.02.2008, с 01.03.2008 по 31.01.2015 (10 лет 5 месяцев) подлежат к зачету в кратном исчислении как один год за один год и шесть месяцев, то специальный (медицинский) стаж в кратном исчислении составляет более 15 лет.

На этом основании поскольку на момент обращения к ответчику за назначением пенсии специальный (медицинский) стаж Лапиной Е.В. составлял более 37 лет, сроки, определенные приложением № 7 к Закону «О страховых пенсиях» истекли, суд пришел к верному выводу об обоснованности требования о назначении пенсии с момента подачи Лапиной Е.В. соответствующего заявления.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Проанализировав материалы дела, суд установил, что Лапина Е.В. на основании соответствующих приказов работодателя проходила обучение в периоды: 21.01.1992 по 02.03.1992, с 02.01.1992 по 02.03.1992; с 02.02.1997 по 06.03.1997; с 15.05.2002 по 06.06.2002; с 22.01.2003 по 28.06.2003; с 01.10.2007 по 01.11.2007, с 06.02.2013 по 12.03.2013; с 09.02.2014 по 14.03.2014.

Согласно статьям 167, 187 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы и в командировку за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Вследствие чего, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.

Статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1, установлено, что медицинские и фармацевтические работники имеют право на совершенствование профессиональных знаний в порядке, определяемом Министерством здравоохранения РФ.

Статьей 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что для занятий медицинской деятельностью в РФ необходимо наличие сертификата специалиста, срок действия которого рассчитан на 5 лет. В связи с чем, медицинские работники обязаны не менее, чем один раз в пять лет проходить обучение на курсах повышения квалификации.

Статьей 197 ТК РФ предусмотрено право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование.

Для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов действующего законодательства, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Аналогичные требования к квалификации и обязательному повышения своего профессионального уровня предъявлялись и к медицинским работникам на территории Украины.

В свете приведенных норм суд пришел к верному выводу, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к периоду непосредственной работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.

Участие в тренингах, научных конференциях суд не учел в специальный медицинский стаж, верно указав, что участие в таких мероприятиях не связано с осуществлением лечебной деятельности.

Нахождение в служебных командировках на основании приказов работодателя в периоды с 16.05.2018 по 17.05.2018, с 23.05.2018 по 24.05.2018, 08.12.2019 при сопровождении больных детей в различные медицинские учреждения страны связано с выполнением Лапиной Е.В. ее трудовых обязанностей, в связи с чем суд включил указанные выше периоды в специальный (медицинский) стаж.

В связи с удовлетворением исковых требований суд взыскал с ответчика в пользу истца 300 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, что соответствует положениям статьи 98 ГПК РФ.

Таким образом, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании исследованных доказательств, оценка которым дана в свете подлежащих применению к спорным отношениям норм права.

Довод апелляционной жалобы о невозможности включения спорных периодов в стаж лечебной деятельности истца противоречит закрепленным в Конституции Российской Федерации гарантиям.

Так в соответствии со статьей 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность (пункт 6 статьи 75.1. Конституции РФ).

Таким образом, в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование.

Между тем оспариваемое решение пенсионного органа приведенным принципам пенсионного обеспечения, декларированным государством, не отвечает, поскольку ставит в зависимость возможность реализации истцом права на пенсионное обеспечение от действий (бездействия) третьих лиц.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Кроме того, отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отмечает следующее.

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

Так, согласно трудовой книжке истца последняя в период с 04.08.1992 по 01.09.1996 (в который входит и спорный период с 01.11.1994 по 30.11.1994 работы в должности врача поста неотложной помощи инфекционно-боксированного отделения новорожденных на полный рабочий день) в связи с окончанием интернатуры переведена на должность врача неонатолога инфекционно-боксированного отделения новорожденных.

Согласно Приказу Минтруда России от 14.03.2018 № 136н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-неонатолог» относится к группе врачей-специалистов, основной целью деятельности которых является профилактика, диагностика и лечение заболеваний и (или) патологических состояний у новорожденных и недоношенных детей; поддержание и восстановление жизненно важных функций организма при угрожающих жизни состояниях у новорожденных и недоношенных детей.

И как верно указал суд первой инстанции, что поскольку в список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 входят врачи специалисты всех наименований, осуществляющие врачебную деятельность, то указанный период сопряжен с лечебной деятельностью истца и подлежит включению в специальный стаж, при этом неуказание в справке от 26.08.2022 №197 специализации врача не может являться препятствием к реализации истцом права на своевременное пенсионное обеспечение.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что периоды работы истца с 01.07.2003 по 31.12.2006 и с 01.03.2008 по 31.01.2015 в должности врача анестезиолога детского отделения интенсивной терапии для новорожденных и врача - анестезиолога отделения интенсивной терапии для новорожденных ГБУЗС «Городская больница № 5» не могут быть включены в специальный стаж в кратном исчислении, поскольку в соответствии с пунктом 2 Правил №781 должности, на которых работала истец, и структурные подразделения не предусмотрены, опровергаются установленным судом первой инстанции, с учетом анализа законодательства, тождеством должностей «врач-анестезиолог детский» - «врач анестезиолог-реаниматолог», а также наименований структурных подразделений «отделение анестезиологии и интенсивной терапии», «отделение анестезиологии и коек интенсивной терапии», «отделение анестезиологии с койками интенсивной терапии» медицинских учреждений, расположенных на территории Республики Крым, работа в которых осуществлялась до 18 марта 2014 года, наименованию структурного подразделения «отделение анестезиологии-реанимации», которые согласно перечиню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

Довод жалобы о необоснованном включении в специальный стаж истца отпуска по уходу за ребенком и дней, предоставляемых донорам, не заслуживает внимания, поскольку решение пенсионного органа об отказе во включении таких периодов в специальный стаж истец не оспаривает, требований о включении подобных периодов в стаж лечебной деятельности не заявляла, соответственно, суд первой инстанции указанные периоды не проверял.

Вместе с тем вопреки доводам апелляционной жалобы, суд пришел к верному выводу о том, что поскольку повышение квалификации и обучение медицинского работника является обязательным, указанный период относится к выполнению непосредственной работы с сохранением средней заработной платы, то указанные периоды подлежат включению в специальный (медицинский) стаж истца, равно как и периоды нахождения Лапиной Е.В. в служебных командировках при сопровождении больных детей в различные медицинские учреждения страны.

Таким образом указание в справке Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя «Городская больница №5 – «Центр охраны матери и ребенка» от 26.08.2022 №197 спорных периодов обучения, повышения квалификации, командировок как периодов, не подлежащих включению в специальный стаж, противоречит действующему законодательству и не могло быть принято пенсионным органом как достоверная информация, не подлежащая проверке.

Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы по существу спора были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.

Мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, подробно приведены в обжалуемом судебном постановлении и в дополнительной аргументации не нуждаются.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судом тщательно проанализированы все доказательства, им дана объективная и всесторонняя оценка в совокупности, в том числе приведены мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним из доказательств перед другими.

Судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не содержит обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, приведенные доводы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, фактически выражают несогласие ответчика с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат.

Доводов, ставящих под сомнение законность состоявшегося по делу судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу решения, по материалам дела и доводам жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

        ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционную жалобу ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю оставить без удовлетворения, решение Ленинского районного суда города Севастополя от 24 марта 2023 года – без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий                                             Ж.В. Григорова

Судьи:                                                                           И.А. Анашкина

                                                                                       М.А. Донскова

        Апелляционное определение составлено в окончательной форме 10.07.2023

33-2024/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Лапина Елена Викторовна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю
Другие
Любимова Анна Александровна
Суд
Севастопольский городской суд
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
22.05.2023Передача дела судье
03.07.2023Судебное заседание
18.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее