ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 апреля 2024 года г. Тольятти
Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Лапиной В.М.,
при секретаре ФИО4,
с участием представителя истца ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2538/2024 по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Министерству здравоохранения <адрес>, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «Тольяттинская городская поликлиника №» о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО2 обратился в Автозаводский районный суд <адрес> с иском к Министерству здравоохранения <адрес>, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «Тольяттинская городская поликлиника №» о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями, в обоснование указав, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями, по результатам которой выявлены нарушения, выразившиеся в следующем.
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается в ГБУЗ СО «ТГП №» с диагнозом «Сахарный диабет 1 тип». Несовершеннолетней присвоена категория «ребенок-инвалид».
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 находился на стационарном лечении в ГБУЗ «Тольяттинская городская детская клиническая больница».
Согласно информации ГБУЗ «Тольяттинская городская детская клиническая больница» ФИО2 рекомендовано производить измерение уровня глюкозы в крови не реже 5 раз в сутки. Количество тест-полосок ФИО2 выдавалось в недостаточном количестве.
Из представленного ГБУЗ СО «ТГП №» лицевого счета пациента на имя ФИО2 следует, что ему в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата выписки лицевого счета) выдано 68 упаковок по 50 шт. медицинского изделия «тест-полоски» к системе контроля уровня глюкозы в крови, то есть всего 3 400 тест-полосок на 3 400 измерений, тогда как необходимо было выдать 4 503 тест – полосок и ланцетов.
Таким образом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ было не выдано 1 103 тест-полосок (4 503 нуждаемость – 3 400 выдано).
Вместе с тем, ланцеты не выписывались и не выдавались.
ФИО2 нуждался и по настоящее время нуждается в средствах диагностики, к которым относятся ланцеты и тест-полоски, однако не обеспечивается в необходимом количестве данными медицинскими изделиями.
Возраст ФИО2 в настоящее время составляет менее 11 лет, он является ребенком-инвалидом и в силу данных обстоятельств сам не способен защитить свои права в судебном порядке, в связи с чем, прокуратурой <адрес> направляется данное исковое заявление в его интересах и его либо законного представителя отдельное соответствующее заявление не требуется. Кроме того, при проведении проверки осуществлялся телефонный звонок законному представителю несовершеннолетнего ребенка ФИО9 (№), которая также подтвердила нуждаемость своего ребенка в медицинских изделиях для измерения уровня глюкозы в крови и поддержала инициативу прокуратуры города с обращением с исковым заявлением в суд.
В ходе проведения проверки по соблюдению прав несовершеннолетних детей, относящихся к категории «ребенок-инвалид» прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти выявлены нарушения закона, выразившиеся в необеспечении несовершеннолетнего ФИО2 тест-полосками и ланцетами, которые в свою очередь относятся к медицинским изделиям, предназначенным для измерения уровня сахара в крови.
В связи с вышеизложенным, прокурор просит суд:
- возложить обязанность на <адрес> в соответствии с нуждаемостью и на основе стандартов медицинской помощи обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до изменения его состояния здоровья по назначению лечащего врача, тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 248900) и ланцетами (наконечниками к ручке-скарификатору) из расчета не менее 5 штук в сутки;
- возложить обязанность на ГБУЗ СО «ТГП №» по своевременному оформлению рецептов ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до изменения его состояния здоровья по назначению лечащего врача на тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 248900) и ланцеты (наконечники к ручке-скарификатору) из расчета не менее 5 штук в сутки;
- решение суда обратить к немедленному исполнению, поскольку необеспечение ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения медицинскими изделиями ставит под угрозу его жизнь и здоровье.
В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО7, основания и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддерживал, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Законный представитель несовершеннолетней ФИО2- ФИО9 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела судом извещалась, о причине его неявки суду неизвестно.
Ответчик ГБУЗСО «ТГП №» в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, о дате, времени и месте слушания дела судом извещался. О причине неявки суду неизвестно. В материалах дела от представителя ответчика имеется возражение на исковое заявление.
Ответчик Министерство здравоохранения <адрес> в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, о дате, времени и месте слушания дела судом извещался. О причине неявки суду неизвестно. В материалах дела от представителя ответчика имеется возражение на исковое заявление.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ, провел судебное заседание в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему выводу.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями, по результатам которой выявлены нарушения, выразившиеся в следующем.
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается в ГБУЗ СО «ТГП №» с диагнозом «Сахарный диабет 1 тип». Несовершеннолетней присвоена категория «ребенок-инвалид».
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 находился на стационарном лечении в ГБУЗ «Тольяттинская городская детская клиническая больница».
Согласно информации ГБУЗ «Тольяттинская городская детская клиническая больница» ФИО2 рекомендовано производить измерение уровня глюкозы в крови не реже 5 раз в сутки. Количество тест-полосок ФИО2 выдавалось в недостаточном количестве.
Из представленного ГБУЗ СО «ТГП №» лицевого счета пациента на имя ФИО2 следует, что ему в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата выписки лицевого счета) выдано 68 упаковок по 50 шт. медицинского изделия «тест-полоски» к системе контроля уровня глюкозы в крови, то есть всего 3 400 тест-полосок на 3 400 измерений, тогда как необходимо было выдать 4 503 тест – полосок и ланцетов.
Таким образом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ было не выдано 1 103 тест-полосок (4 503 нуждаемость – 3 400 выдано).
Вместе с тем, ланцеты не выписывались и не выдавались.
ФИО2 нуждался и по настоящее время нуждается в средствах диагностики, к которым относятся ланцеты и тест-полоски, однако не обеспечивается в необходимом количестве данными медицинскими изделиями.
Возраст ФИО2 в настоящее время составляет менее 11 лет, он является ребенком-инвалидом и в силу данных обстоятельств сам не способен защитить свои права в судебном порядке, в связи с чем, прокуратурой <адрес> направляется данное исковое заявление в его интересах и его либо законного представителя отдельное соответствующее заявление не требуется. Кроме того, при проведении проверки осуществлялся телефонный звонок законному представителю несовершеннолетнего ребенка ФИО9 (89674882322), которая также подтвердила нуждаемость своего ребенка в медицинских изделиях для измерения уровня глюкозы в крови и поддержала инициативу прокуратуры города с обращением с исковым заявлением в суд.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствии с ч. 1-2 ст. 43 Федерального закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Переченьсоциально значимых заболеваний ипереченьзаболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 715 от 01.12.2004 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 – Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
В разделе II Программы «Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно» указана в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), которая оказывается гражданам согласно разделу III Программы «Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно» при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.
В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории <адрес> постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа <адрес> «Развитие здравоохранения в <адрес> на 2014-2032 годы».
Названная программа предусматривает предоставление гражданам, страдающим сахарным диабетом – всех лекарственных препаратов на основании стандартов оказания медицинской помощи, спирта этилового (100 граммов в месяц), шприцов инсулиновых, автоинъекторов, игл к ним, средств диагностики по индивидуальным показаниям по решению врачебной комиссии, а также совершенствование системы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи (кроме социально значимой медицинской помощи).
Реализация мероприятий Государственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе за счет средств областного бюджета, формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета.
На территории <адрес> в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» действует региональная программа <адрес> «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи».
В целях создания и тиражирования в <адрес> «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медикосанитарную помощь» с использованием принципов бережливого производства в рамках реализации регионального проекта <адрес> «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» министерством здравоохранения <адрес> утвержден перечень медицинских организаций <адрес>, участвующих в создании и тиражировании вышеуказанной «Новой модели» Приказом министерства № от ДД.ММ.ГГГГ.
ГБУЗ СО «ТГП №» включена в указанный перечень за № согласно Приложению к Приказу Министерства здравоохранения <адрес>.
В соответствии с п. 12 Приказа Минтруда России №н, Минздрава России №н от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за свой подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документы с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 14 Федерального закона РФ № 323-ФЗ.
Не вызывает сомнений, что при таком заболевании как «диабет» средством диагностики является глюкометр, подразумевающий использование таких одноразовых медицинских изделий как тест-полоски и ланцеты (или наконечники к ручке-скарификатору). Соответственно без сопутствующих и необходимых расходных одноразовых медицинских изделий использование глюкометра для ведения самоконтроля гликемии и установлении состояний, угрожающих жизни пациента, не представляется возможным.
Для измерения уровня глюкозы необходимо делать прокол пальца, который осуществляется с помощью устройства. В комплект к устройству для прокалывания пальца входят ланцеты. Согласно инструкции по применению ланцетов они являются одноразовыми.
Установление несовершеннолетним систем непрерывного мониторинга уровня сахара в крови – датчиков «Либра НМГ» и аналогичных лишь сокращает количество измерений необходимых осуществлять с использованием глюкометра.
Согласно ч. 15 ст. 2 Федерального закона РФ № 323-ФЗ лечащий врач уполномочен на определение необходимости назначения медицинских изделий пациенту, а также их количества. С учетом изложенного исполнительный орган может обеспечивать пациентов только в рамках выписанных рецептов лечащим врачом исходя из медицинских показаний.
ФИО2 нуждался и по настоящее время нуждается в средствах диагностики, к которым относятся ланцеты и тест-полоски, однако ими не обеспечивается в необходимом количестве данными медицинскими изделиями.
В соответствии с положением о Министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, на Министерство возлагается обеспечение государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи в объеме территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и равного доступа населения к качественному здравоохранению.
В ведении Министерства находится организация оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти <адрес>.
Министерство является главным администратором доходов областного бюджета, администратором доходов федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством.
Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством.
Министерством здравоохранения <адрес> ГБУЗ СО «ТГП №» ДД.ММ.ГГГГ выдана лицензия ЛО-63-01-005113 на осуществление медицинской деятельности.
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также следующие требования : соблюдение порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертизы, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу п. 1, 2 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Неполное обеспечение ребенка-инвалида, страдающего диабетом, жизненно необходимыми медицинскими изделиями ставят его жизнь и здоровья под угрозу, поскольку ограничивает его возможности в проведении диагностики сахара в крови, а также возможности оперативного выявления симптомов, свидетельствующих об угрозе жизни и здоровью.
Таким образом, доводы представителя ответчика ГБУЗ СО «ТГП №», что ФИО2 обеспечен медицинскими изделиями, в связи с чем просила отказать в удовлетворении исковых требования, несостоятельны, поскольку исполнение настоящего решение носит длительный характер.
В то же время, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению без указания точного количества медицинского изделия в сутки, поскольку замеры производятся в соответствии с нуждаемостью, в соответствии Приказом Минздрава России №н от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)», кратность измерения уровня глюкозы в крови составляет 1672, что соответствует 4,5 измерений в сутки.
Таким образом, выдача определенного количества тест-полосок и ланцетов производится в индивидуальном порядке в соответствии с нуждаемостью и на основе стандартов медицинской помощи, основанных на рекомендациях медицинских специалистов исходя из состава ранее выданных медицинских изделий, в частности таких как – датчик непрерывного мониторинга глюкозы.
При этом, поскольку Министерство здравоохранения <адрес> не является медицинской организацией и не обеспечивает (т.е. непосредственно не выдает) граждан льготными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, лекарственные препараты и медицинские изделия выдаются пациентам учреждениями здравоохранения, Министерство является органом исполнительной власти <адрес> и организует льготное лекарственное обеспечение и оказание медицинской помощи, в связи с чем, требования истца обязать Министерство здравоохранения <адрес> обеспечить ФИО2 медицинскими изделиями не подлежит удовлетворению.
Кроме того, в настоящее время ФИО2 обеспечен медицинскими изделиями до ДД.ММ.ГГГГ, оснований ставить под сомнение необеспечения медицинским учреждением несовершеннолетнего тест-полосками и ланцетами у суда не имеется. Доказательств того, что не приведение решения к немедленному исполнению, влечет угрозу жизни и здоровью несовершеннолетнего, материалы дела не содержат. В связи с чем, оснований для приведения решения к немедленному исполнению не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> г.о. Тольятти в интересах несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Министерству здравоохранения <адрес> (ИНН 6315800971), Государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «Тольяттинская городская поликлиника №» (ИНН 6320001156) о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями – удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Государственное бюджетное учреждение <адрес> «Тольяттинская городская поликлиника №» по своевременному оформлению рецептов ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения до изменения его состояния здоровья по назначению лечащего врача на тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови и ланцетами в соответствии с нуждаемостью.
В удовлетворении остальных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22.04.2024.
Судья В.М.Лапина
УИД: 63RS0029-02-2024-000404-24