Решение от 13.07.2023 по делу № 2-94/2023 (2-2661/2022;) от 21.07.2022

                            Дело № 2-94/2023 (2-2661/2022)

44RS0002-01-2022-003094-86

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2023 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Иоффе Н.С.,

при секретаре судебного заседания Мариничевой И.И.,

с участием представителя истца Филатова И.М., представителя ответчика Колобовой Ю.В., представителя третьего лица АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Михайловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудряшовой Н. А. к Отделению фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Костромской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Кудряшова Н.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просит обязать ответчика включить в специальный стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения следующие периоды её работы:

в должности медсестры перевязочной в хирургическом кабинете в МУЗ 1-я городская больница с 14.06.2000 по 03.06.2001;

в должности медсестры ортопедо-травмотологического отделения поликлиники взрослых № 6 с 08.07.2001 по 19.03.2006, с 01.07.2006 по 04.03.2007, с 06.03.2007 по 30.03.2007;

в должности медсестры ортопедо-травмотологического отделения поликлиники взрослых № 1 с 16.01.2007 по 30.03.2007;

в должности палатной медсестры в стационар сложного протезирования в ФГУ «Костромское протезно-ортопедическое предприятие» с 29.12.2009 по 28.02.2018;

курсы повышения квалификации с 29.03.1988 по 09.04.1988, с 04.06.2001 по 07.07.2001, с 20.03.2006 по 12.04.2006, с 10.10.2011 по 14.10.2011, с 24.10.2011 по 28.10.2011, с 07.11.2011 по 12.11.2011, с 14.03.2016 по 25.03.2016, с 04.04.2016 по 09.04.2016 и обязать Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Костромской области назначить ей досрочную страховую пенсии по старости в связи с продолжительностью осуществления ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста, с момента возникновения права.

По мнению истца, ответчик решением от 11.04.2019 необоснованно отказал ей в установлении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку на 11.04.2019 общий размер трудового стажа с учетом указанных выше периодов составляет 30 лет 11 месяцев.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ОГБУЗ Городская больница г. Костромы, Департамент здравоохранения Костромской области, АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие», Костромская областная организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации.

Ответчик с 01.01.2023 изменил название с «ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области» на «Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Костромской области».

В судебное заседание истец Кудряшова Н.А. не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела, направила в суд своего представителя по доверенности Филатова И.М., который, принимая участие в судебном заседании, исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске доводам.

Представитель ответчика Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Костромской области по доверенности Колобова Ю.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении и заключении.

Представитель третьего лица АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Михайлова Е.А. в судебном заседании полагала требования истца законными и обоснованными.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли.

Выслушав лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с пп. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу пункта 3 статьи 35 Федерального закона № 400-ФЗ, с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.

На основании пункта 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем Федеральном законе от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста.

В силу ч. 2 ст. 27 вышеназванного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1, подпунктом «в» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» по выбору застрахованных лиц к периодам работы применяются:

- до 01.01.1992 Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Однако до 01.10.1993 при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с Законом № 340-1 действовал пункт 3 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, который предусматривал возможность применения Перечня учреждений, организаций и должностей № 1397 и Положения № 1397. Пункт 3 постановления № 464 с 01.10.1993 признан утратившим силу;

- с 01.01.1992 по 01.11.1999 Списки профессий, должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии и Правила исчисления специального стажа, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464;

- с 01.11.1999 по 31.12.2001 Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066;

- с 01.01.2002 Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, не ограничиваются во временном действии и применяются ко всем периодам работы.

Периоды работы (деятельности) могут исчисляться последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы деятельности) независимо от того, выработан страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства.

В судебном заседании судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кудряшова Н.А. 18.02.2019 обратилась в ГУ-УПФР в г. Костроме Костромской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением ГУ – УПФР в г. Костроме Костромской области от 11.04.2019 № 41989/19 в назначении пенсии Кудряшовой Н.А. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа по пп. 20 п. 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Согласно решению ГУ – УПФР в г. Костроме Костромской области об отказе в установлении пенсии в специальный стаж Кудряшовой Н.А. в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не включены, в том числе, спорные периоды работы истца:

в должности медсестры перевязочной в хирургическом кабинете в МУЗ 1-я городская больница с 14.06.2000 по 03.06.2001;

в должности медсестры ортопедо-травмотологического отделения поликлиники взрослых № 6 с 08.07.2001 по 19.03.2006, с 01.07.2006 по 04.03.2007, с 06.03.2007 по 30.03.2007;

в должности медсестры ортопедо-травмотологического отделения поликлиники взрослых № 1 с 16.01.2007 по 30.03.2007;

в должности палатной медсестры в стационар сложного протезирования в ФГУ «Костромское протезно-ортопедическое предприятие» с 29.12.2009 по 28.02.2018;

курсы повышения квалификации с 29.03.1988 по 09.04.1988, с 04.06.2001 по 07.07.2001, с 20.03.2006 по 12.04.2006, с 10.10.2011 по 14.10.2011, с 24.10.2011 по 28.10.2011, с 07.11.2011 по 12.11.2011, с 14.03.2016 по 25.03.2016, с 04.04.2016 по 09.04.2016.

Из решения пенсионного органа следует, что по представленным документам страховой стаж работы истца составляет 30 лет 7 месяцев 26 дней. Стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии лечебной и иной работой по охране здоровья населения - 17 лет 6 месяцев 26 дней.

Истец просит суд засчитать периоды её работы в должности медсестры перевязочной в хирургическом кабинете в МУЗ 1-я городская больница с 14.06.2000 по 03.06.2001; в ортопедо-травмотологическом отделении поликлиники взрослых № 6 с 08.07.2001 по 19.03.2006, с 01.07.2006 по 04.03.2007, с 06.03.2007 по 30.03.2007; в ортопедо-травмотологическом отделении поликлиники взрослых № 1 с 16.01.2007 по 30.03.2007.

Рассматривая данные требования, суд приходит к следующему выводу.

Согласно записям в трудовой книжке Кудряшова Н.А. с 14.06.2000 принята по срочному трудовому договору на должность медицинской сестры перевязочной в хирургический кабинет в поликлинику взрослых № 6 (считать работающей в МУЗ 1-я городская больница), 01.06.2001 переведена мед. сестрой ортопедо-травматологического отделения поликлиники взрослых № 6, 15.01.2007 переведена мед. сестрой травматолого-ортопедического отделения поликлиники взрослых № 1, уволена 30.03.2007.

В приказе от 07.06.2000 № 80-к указано: «принять на работу Кудряшову Н. А. по срочному трудовому договору на должность медицинской сестры перевязочной в хирургический кабинет в поликлинику взрослых № 6, на период отпуска по уходу за ребенком медицинской сестры Прокопович Е.В. с 14.06.2000, с оплатой по 8 разряду ЕТС, непрерывный медицинский стаж более 5 лет.

В приказе от 04.06.2001 № 79-к указано: «перевести Кудряшову Н. А. перевязочную медицинскую сестру хирургического кабинета поликлиники взрослых № 1 на должность медицинской сестры в ортопедо- травматологическое отделение поликлиники взрослых № 6 с 01.06.2001 с оплатой по 7 разряду ЕТС.

Согласно приказу от 15.01.2007 № 4-к Кудряшова Н.А. переведена на другую работу с 15.01.2007, новое место работы в травматолого-ортопед. отделение ПОВ1 на должность медицинской сестры травматолого-ортопедического отделения, тарифная ставка 2074 рублей (прежнее место ПОВ6, медицинская сестра травматолого-ортопедического отделения).

В приказе от 29.03.2007 № 45-к указано, что Кудряшова Н. А., медицинская сестра травматолого-ортопедического отделения ПОВ1, уволена с 30 марта 2007 года по собственному желанию...

Согласно личной карточке формы Т-2, Кудряшова Н.А. с 14.06.2000 принята в ПОВ-6 на вр. д./отп. на должность перевяз. м/с хирур. к-та (пр. 80-к от 7.06.2000), с 1.06.2007 в ПОВ-6 м/с ортопед.-травм, отд. (пр. № 79-к от 4.06.2007), с 15.01.2007 в ПОВ-1 м/с тр.орт. отд. (пр. № 4-к от 15.01.07), уволена 30.03.07 (пр.. № 45-к от 29.03.07).

В личной карточке формы Т-2 на Кудряшову Н.А. указано следующее:

- отпуска очередные: с 2.07.2001 на 30 д., с 03.01.2002 на 6 д., с 1.07.2002 на 28 д., с 4.11.2002 на 12 д., с 24.04.2003 на 6 д., с 08.07.2003 на 28 д., с 24.02.2004 на 6 д., с 24.05.2004 на 12 д., с 19.07.2004 на 28 д., с 23.05.2005 на 12 д., с 18.07.2005 на 28 д., с 01.06.2006 на 12 д., с 17.07.2006 на 28 д.

- отпуска без содержания: 05.03.2007 на 1 д.

- 04.06-26.10.01 учеба мед.

В Справке от 02.08.2016 № 394, подписанной начальником отдела оценки ППЗЛ, содержится следующая информация.

Согласно Акту документальной проверки обоснованности включения в «Перечень...» должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по ст. 27 п.1 пп.20 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ по МУЗ «Первая городская больница» от 04.09.2008 за период с 1998 по 2007 усыновлено обоснованное включение в «Перечень...» должностей «медицинская сестра», «медицинская сестра перевязочная» поликлинического отделения взрослых № 6, № 1.

Актом документальной проверки обоснованности включения в «Перечень...» профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по статье 27.1.20 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, статье 30.1.20 Закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ по ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы» от 28.04.2016 за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 установлено, что в соответствии с коллективными договорами от 2012 года и 2015 года в ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы», утвержденными главным врачом, согласно Перечню работ, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день для медицинского персонала установлена продолжительность рабочей недели медицинскими работниками структурных подразделений больницы - 37,5 часов в соответствии с двухсторонним отраслевым соглашение между департаментом здравоохранения Костромской области и Костромской областной организацией профсоюзов работников здравоохранения Российской Федерации на 2012-2014 годы (пролонгирован на 2015-2017 гг.), которое противоречит ст. 350 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2011 № 197-ФЗ, согласно которой для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю, сокращенная норма рабочего времени для отдельных категорий медицинских работников предусмотрена постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности»).

Ранее 37,5 часовая рабочая неделя была установлена на основании письма департамента здравоохранения администрации Костромской области от 21.06.2005 № 1356.

Норма рабочего времени, установленная в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ за ставку заработной платы, выполняется главным врачом больницы, его заместителями, главной медицинской сестрой, теми медицинскими работниками, которые работают по сокращенной продолжительности рабочей недели на основании постановления Правительства от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников», а так же медицинскими работниками, работающими 37,5 часов в неделю и имеющими совместительство (заместительство) по аналогичным должностям или отработку часов сверх нормы (не менее 6 часов в месяц).

Норма рабочего установленная в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ за ставку заработной платы, медицинскими работниками, работающими 37,5 часов в неделю и не имеющими совместительства (заместительства) до аналогичным должностям или отработку часов сверх нормы (не менее 6 часов в месяц), не выполняется. Индивидуальные сведения на таких застрахованных. тип сданы необоснованно в части размера ставки.

В справке уточняющей занятость в соответствующих должностях за период работы, которые засчитываются за выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой охране здоровья населения от 30.05.2016 № 1378, выданной ОГБУЗ ГБ г. Костромы, указано, что Кудряшова Н.А. работала полный рабочий день в ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы»:

- в должности медицинской сестры в цеховой поликлиники (медицинской сестры цеховой службы цеховой поликлиники) с 18.06.1990 по 01.08.1991 (пр. № 110 от 15.06.1990, пр. № 117 от 26.06.1990, пр. № 113 от 05.07.1991);

- в должности медицинской сестры перевязочной в хирургическом кабинете в поликлинике взрослых № 6 с 14.06.2000 (пр. № 80-к от 07.06.2000);

- в должности медицинской сестры в ортопедо-травмотологическом отделении поликлиники взрослых № 6 с 01.06.2001 (пр. № 79-к от 04.06.2001);

- в должности медицинской сестры травматолого-ортопедического отделения поликлиники взрослых № 1 с 15.01.2007 по 30.03.2007 (пр. № 4-от 15.01.2007, пр. № 45-к от 29.03.2007).

В уточняющей справке по ОГБУЗ ГБ г. Костромы также указано, что Кудряшова Н.А. за период до 01.11.1999 занимала штатную должность, с 01.11.1999 работала полный рабочий день 37,5 ч. за исключением следующих периодов:

- отпуск без сохранения заработной платы: с 05.03.2007 по 05.03.2007 (пр. №35 от 09.03.2007);

- курсы повышения квалификации, учеб. отпуска: с 04.06.2001 по 26.10.2001 (пр. № 78 от 05.06.2001) - июнь 13д., июль и август - нет, сентябрь 12д., октябрь 9д.; с 06.03.2006 по 07.06.2006 (пр. № 31 от 02.03.2006) - март 7д., апрель 8д., май 8д.

В качестве основания выдачи уточняющей справки по ОГБУЗ ГБ г. Костромы указаны лицевые счета, книги приказов, тарификационные списки, штатные расписания за период работы с 18.06.1990 по 01.08.1991, с 14.06.2000 по 30.03.2007.

Согласно примечанию к уточняющей справке по ОГБУЗ ГБ г. Костромы в лицевых счетах Кудряшовой Н.А. было оплачено совместительство в должности медицинской сестры по факту отработанного времени в 2006 году: апрель - 96 ч., май - 384 ч., июнь - 144 ч.

В дело представлена справка уточняющая занятость в соответствующих должностях и учреждениях за период работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной и иной работой охране здоровья населения от 14.02.2023 № 611, выдана ОГБУЗ ГБ г. Костромы (далее - уточняющая справка от 14.02.2023 №611).

В уточняющей справке от 14.02.2023 № 611 содержится аналогичная информация уточняющей справке по ОГБУЗ ГБ г. Костромы.

В распоряжении № 78 от 05.06.2001 указано: «п. 9. Направить на курсы повышения квалификации на цикл «Первичная медико-проф. помощь населению» с полным перерывом в дни учебы с 04.06-26.10.01.. . Кудряшову Н.А. – м/с ПоВ-1».

В распоряжении № 31 от 02.03.2006 указано: «п. 6. Направить на курсы повышения квалификации на цикл «Сестринское дело» с 06.03-07.06.06 с частичным отрывом от работ Кудряшову Н.А. – м/с ПоВ-6».

Согласно письму ОГБУЗ ГБ г. Костромы от 22.08.2022 № 2825, предоставление табелей учета рабочего времени за 2000-2007 годы не представляется возможным, поскольку данный документ хранится в течение пяти лет.

В письме департамента здравоохранения администрации Костромской области № 1451 от 29.06.2005 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников» указано, что Трудовым кодексом РФ (ст. 350) для медицинских работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 39 часов в неделю в зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством РФ, а именно:

- Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности (или) специальности» установлена продолжительность рабочего времени 36, 33, 30, 24 часов в неделю в соответствии с приложениями 1,2,3 постановления.

- Приказом Наркомздрава СССР от 12.12.1940 № 584 «О продолжительности рабочего дня медицинских работников», изданного на основании Постановления СНК СССР от 11.12.1940 № 2499 некоторым работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего дня — 6,5 и 5,5 часов. Для категории работников, предусмотренных этим приказом и не вошедшим в постановление № 101 продолжительность рабочего времени определяется следующим образом: (6,5х5)+5=37,5 часов в неделю.

Статья 95 Трудового кодекса РФ устанавливает общее для всех категорий работников правило, что накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать пяти часов.

Режим рабочего времени в соответствии со ст. 100 Трудового кодекса РФ устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка учреждения.

В Соглашении между департаментом здравоохранения Костромской области, управлением здравоохранения мэрии г. Костромы и Костромской областной организацией профсоюза работников здравоохранения на 2003-2005 гг. указано (п.4.2) что условия, отвариваемые при заключении индивидуальных трудовых договоров с лицами, не могут ухудшать положения работника, определенное законодательством о труде РФ, данным соглашением и коллективным договором организации, учреждения. Пунктом 4.6 предусмотрено, что работодатели обеспечивают установленную законодательством Российской Федерации для работников здравоохранения продолжительность рабочего времени и времени отдыха.

Согласно разделу 3 коллективного договора между первичной профсоюзной организацией работников здравоохранения и администрацией МУЗ «Первая городская больница» Комитета по здравоохранению и фармации администрации города Костромы от 19.12.2006 и Правилам внутреннего трудового распорядка МУЗ «Первая городская больница», утвержденных 15.12.2006 работодатель обеспечивает нормальную продолжительность рабочего времени для рабочих и служащих не более 40 часов в неделю, для медицинских работников сокращенную продолжительность рабочего времени не более 37,5 часов в неделю.

В п. 5 Правил внутреннего трудового распорядка МУЗ «Первая городская больница», утвержденных 25.12.2008, указано, что для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, которая не может превышать 37,5 часов в неделю.

В Региональном отраслевом соглашении между Департаментом здравоохранения Костромской области, Костромской областной организацией профсоюза работников здравоохранения РФ и объединением работодателей учреждений здравоохранения Костромской области на 2009-2011 годы предусмотрено:

Настоящее территориальное отраслевое соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между представителями работников организаций здравоохранения и работодателем в вопросах оплаты труда, условий и охраны труда, режима труда и отдыха, развития социальных льгот гарантий для работников указанных организаций, нормы которого обязательны для выполнения (п.1.1).

Настоящее соглашение является основой для заключения коллективных договоров в учреждениях здравоохранения и не ограничивает права трудовых коллективов в расширении социальных льгот и гарантий при наличии внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской деятельности (п. 1.6.1).

Стороны при регулировании вопросов рабочего, времени и времени отдыха исходят из того, что продолжительность рабочего времени и времени отдыха работников учреждений здравоохранения определяется законодательством Российской Федерации, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка учреждений.

Пунктом 5.2 предусмотрено, что нормальная продолжительность рабочего времени работников учреждений здравоохранения не может превышать 40 часов в неделю, для медицинских работников - 37,5 часов в неделю.

В Двухстороннем отраслевом соглашении между Департаментом здравоохранения Костромской области и Костромской организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации на 2012-2014 годы указаны аналогичные положения с соглашением на 2009-2011 годы.

Согласно штатным расписаниям травматологического пункта на 2000 год, поликлиники взрослых № 6 за 2000-2004, 2006, поликлиники взрослых № 1 за 2007 г. указано следующее количество должностей, в которых работала истец в спорный период:

- 2000 год травматологический пункт: медицинская сестра перевязочной - 3;

- 2000 год поликлиника взрослых № 6 (на 1 января 2000 г.): хирургический кабинет, медицинская сестра перевязочной – 2

- 2001 год поликлиника взрослых № 6 (на 1 апреля 2001 г.) хирургическое отделение, должность медицинской сестры перевязочной отсутствует; травматолого-ортопедическое отделение медицинская сестра - 14,75;

- 2002 год поликлиника взрослых № 6 (на 01 января 2002 г.) травматолого- ортопедическое отделение — медицинская сестра — 9, медицинская сестра — 8,75;

- 2003 год поликлиника взрослых № 6 (на 01 января 2003): травматолого- ортопедическое отделение - медицинская сестра - 18,25;

- 2004 год поликлиника взрослых № 6 (на 01 января 2004): травматолого- ортопедическое отделение — медицинская сестра — 18,25;

- 2006 год поликлиника взрослых № 6 (на 01 января 2006): травматолого- ортопедическое отделение - медицинская сестра - 17,25;

- 2007 год поликлиника взрослых № 1 (на 1 января 2007): травматолого-ортопедическое отделение - медицинская сестра- 17,5;

В тарификационных списках работников № 2 должности медицинского и фармацевтического персонала на 01.01.2007 травматолого-ортопедического отделения истец Кудряшова Н.А. указана как средний медицинский персонал в должности мед. сестры 8 разряда (2 кат. пр. 381-к от 18.11.03г.ДЗО), тарификационный коэффициент 1,699,оклад 2074 руб., объем работы по данной должности 1, стаж непрерывной работы 500 (% - 30, в рублях -622,20), итого месячный фонд заработной платы по тарификационнрму списку -2696,20.

В тарификационных списках работников № 2 должности медицинского и фармацевтического персонала на 01.09.2007 травматолого-ортопедического отделения истец Кудряшова Н.А. указана, как средний медицинский персонал в должности мед. сестры 8 разряда (2 кат. пр. 381-к от 18.11.03г.ДЗО), тарификационный коэффициент 1,699,оклад 2385 руб., объем работы по данной должности 1, стаж непрерывной работы - 500 (% - 30, в рублях -715,50), итого месячный фонд заработной платы по тарификационному списку -3100,50.

В трудовом договоре от 07.06.2000 указано, что Кудряшова Н.А. принята на работу в качестве медсестры перевязочной в хирургический кабинет поликлиники взрослых № 6 с оплатой 8 р. в первое территориальное медицинское объединение с 14 июня 2000 г. на время отпусков, связанных с рождением ребенка м/с Прокоповой.

Согласно трудовому договору от 15.01.2007 Кудряшова Н.А. принята на работу в траматолого-ортопедическое отделение ПОВ № 1 в муниципальное учреждение здравоохранении «Первая городская больница» на должность медсестры, вторая квалификационная категория (пр. ДЗО № 381-к от 18.11.2003) с 15.01.2007.

В лицевых счетах на истца Кудряшову Н.А. содержатся начисления за стажевые (надбавка за выслугу лет), премии, праздничные, рас.зона (РЗО).

Из заключения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда , проведенной в рамках рассматриваемого дела, следует, что характер выполняемых работ, условия труда истца Кудряшовой Н.А. в период её работы в должности медсестры перевязочной в хирургическом кабинете и МУЗ 1-я городская больница с 14.06.2000 по 03.06.2001; в должности медсестры ортопедо-травмотологическом отделении поликлиники взрослых № 6 с 08.07.2001 по 19.03.2006, с 01.07.2006 по 04.03.2007, с 06.03.2007 по 30.03.2007; в должности медсестры ортопедо- травмотологического отделения поликлиники взрослых № 1 с 16.01.2007 по 30.03.2007 соответствует характеру, условиям и видам работ, предусмотренных Списком № 787 (весь период) и Списком № 1066 (с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г.)

Согласно лицевым счетам, в спорные периоды работ истец в основном вырабатывала установленную норму времени, что является косвенным подтверждением занятости в течение полного рабочего дня не менее 80% рабочего времени.

Таким образом, периоды работы Кудряшовой Н.А. в должности медсестры перевязочной в хирургическом кабинете в МУЗ 1-я городская больница с 14.06.2000 по 03.06.2001; в должности медсестры ортопедо-травмотологического отделения поликлиники взрослых № 6 с 08.07.2001 по 19.03.2006, с 01.07.2006 по 04.03.2007, с 06.03.2007 по 30.03.2007; в должности медсестры ортопедо-травмотологического отделения поликлиники взрослых № 1 с 16.01.2007 по 30.03.2007 подлежат зачету в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью.

Также, истец в иске просил включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости её работу в должности палатной медсестры в стационаре сложного протезирования в ФГУ «Костромское протезно-ортопедическое предприятие» с 29.12.2009 по 28.02.2018.

Рассматривая данное требование, суд приходит к следующему выводу.

Согласно положениям ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 указанной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Разделом «Наименование профессий» указанного Списка предусмотрена должность «медицинская сестра палатная».

Однако в разделе «Наименование учреждений» государственные унитарные предприятия протезно-ортопедического профиля отсутствуют.

Согласно п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе работа в стационарах, являющихся структурными подразделениями организации.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что палатная медицинская сестра в стационаре сложного протезирования ФГУП «Костромское протезно-ортопедическое предприятие» имеет право для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья только в случае осуществления данным стационаром лечебной деятельности.

Достоверных и убедительных доказательств того, что в спорный период времени в ФГУП «Костромское протезно-ортопедическое предприятие» осуществлялась лечебная деятельность, в материалы дела не представлено.

Согласно Уставу ФГУП «Костромское протезно-ортопедическое предприятие» создано в целях решения социальных задач и получения прибыли.

Направлениями деятельности, помимо медицинской (в том числе лечебная физкультура и спортивная медицина, медицинский массаж, сестринское дело, физиотерапия) также являются оказание услуг по обеспечению населения техническими средствами реабилитации и реабилитационных услуг; оказание протезно-ортопедической помощи населению; фармацевтическая деятельность (розничная торговля лекарственными средствами); оказание услуг по социальной и профессиональной реабилитации; установка, монтаж, сервисное обслуживание и ремонт технических средств реабилитации; оказание бытовых услуг, включая ремонт, окраску и пошив обуви, услуги по прокату технических средств; услуги торговли и общественного питания и т.д.

Таким образом, медицинская деятельность не является основным видом деятельности предприятия.

Из материалов дела усматривается, что срок действия государственной лицензии на оказание протезно-ортопедической помощи ФГУП «Костромское протезно-ортопедическое предприятие» истек 18.01.2015. Лицензия на осуществление медицинской деятельности отсутствует.

Из материалов дела следует, что истец работала с 29.12.2009 по 28.02.2018 в должности палатной медицинской сестры в ФГУП «Костромское протезно-ортопедическое предприятие». Истец выполняла перевязки и компрессы.

Судом установлено, что ФГУП «Костромское протезно-ортопедическое предприятие» осуществляется только парафинолечение, дубление кожи культи, бинтование культи эластичным бинтом. При необходимости оказывается первая медпомощь до приезда скорой помощи. В основном осуществляется деятельность по уходу за пациентами. В стационаре находятся пациенты, которых готовят к протезированию, снимают мерки для протеза, учат их ходить, помогают надевать протез и застегивать его. Врач в основном занимается протезами, также осуществляет обход, назначает массаж. При этом лечение лекарствами не назначает. Основная цель предприятия - подобрать протез пациенту.

Вывод эксперта в заключении № 18 от 28.04.2023 об идентичности должностных обязанностей палатной медицинской сестры ФГУП «Костромское протезно-ортопедическое предприятие» и палатной медицинской сестры согласно ЕКС должностей работников в сфере здравоохранения, не свидетельствует о том, что в спорный период времени в ФГУП «Костромское протезно-ортопедическое предприятие» проводилась лечебная деятельность, лицензия на медицинскую деятельность у ФГУП «Костромское протезно-ортопедическое предприятие» отсутствует.

Таким образом, исследовав представленные сторонами доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к выводу о том, что в спорный период с 29.12.2009 по 28.02.2018 лечебная деятельность в ФГУП «Костромское протезно-ортопедическое предприятие» не велась.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истицей работы, выполняемых Кудряшовой Н.А.) функциональных обязанностей по занимаемой должности, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности ФГУП «Костромское протезно-ортопедическое предприятие», суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения спорного периода работы Кудряшовой Н.А. в трудовой стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии.

Согласно Основам законодательства «Об охране здоровья граждан», правом на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации, - так же сертификат специалиста и лицензию.

В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 одним из лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности является - повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направленным для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Периодическое повышение квалификации медицинских работников, юридического лица, осуществляющего медицинскую деятельность, не реже 1 раза в 5 лет, согласно пп. «е» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 № 409, является лицензионным требованием для таких учреждений и существенным условием труда.

Таким образом, повышение квалификации труда входит в должностные обязанности медицинских работников, оформляется приказами работодателя с сохранением средней заработной платы, в том числе надбавок за работу в особых условиях. Следовательно, осуществляются соответствующие отчисления в Пенсионный фонд.

Аналогичная норма содержалась в ст. 112 КЗоТ РСФСР, действовавшей до 01.02.2002.

Пенсионное законодательство не содержит правовых норм, исключающих возможность включения в стаж, дающий право на досрочную пенсию, времени нахождения работника на курсах повышения квалификации, стажировках и семинарах.

На курсы повышения квалификации истец направлялась работодателем с должности, работа в которой подлежит включению в специальный стаж для назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью, за истцом сохранялось рабочее место и средний заработок.

Также обучение истец проходила по своей профессии, углубляла и расширяла имеющиеся знания, совершенствовала профессиональные навыки.

Нормативно – правовыми актами в области здравоохранения предусмотрено обязательное периодическое обучение медицинских работников на курсах повышения квалификации для подтверждения сертификата, в силу закона время повышения квалификации учитывается как время исполнения трудовых обязанностей, таким образом, оно также включается в специальный стаж.

В силу положений ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещения расходов, связанных со служебной командировкой.

Спорные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 29.03.1988 по 09.04.1988, с 04.06.2001 по 07.07.2001, с 20.03.2006 по 12.04.2006, за исключением периода нахождения истца на курсах в рамках периода работы в ФГУП «Костромское протезно-ортопедическое предприятие» (с 10.10.2011 по 14.10.2011, с 24.10.2011 по 28.10.2011, с 07.11.2011 по 12.11.2011, с 14.03.2016 по 25.03.2016, с 04.04.2016 по 09.04.2016) подлежат включению в специальный стаж Кудряшовой Н.А. дающий ей право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, поскольку судом установлено, что в периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 29.03.1988 по 09.04.1988, с 04.06.2001 по 07.07.2001, с 20.03.2006 по 12.04.2006 она работала на должности, позволяющей включить период её работы в специальный стаж в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Оснований для назначения досрочной пенсии не имеется ввиду отсутствия предусмотренного п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ тридцатилетнего специального трудового стажа.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).

Учитывая, что по настоящему делу истцом заявлены требования неимущественного характера, которые удовлетворены в части, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче искового заявления государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░ 053-585-692 88) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ 1-░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 14.06.2000 ░░ 03.06.2001; ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 6 ░ 08.07.2001 ░░ 19.03.2006, ░ 01.07.2006 ░░ 04.03.2007, ░ 06.03.2007 ░░ 30.03.2007; ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 1 ░ 16.01.2007 ░░ 30.03.2007; ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 29.03.1988 ░░ 09.04.1988, ░ 04.06.2001 ░░ 07.07.2001, ░ 20.03.2006 ░░ 12.04.2006. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░ 053-585-692 88) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                     ░.░.░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.08.2023

2-94/2023 (2-2661/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Кудряшова Наталья Александровна
Ответчики
ГУ ОПФ РФ по Костромской области
Другие
"Костромской филиал ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты РФ
ОГБУЗ Городская больница г.Костромы
Департамент здравоохранения Костромской области
Филатов Иван Михайлович
Костромская областная организация профсоюзов работников здравоохранения РФ
Филатова Наталья Геннадьевна
Суд
Ленинский районный суд г. Кострома
Судья
Иоффе Н. С.
Дело на сайте суда
leninsky.kst.sudrf.ru
21.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.07.2022Передача материалов судье
21.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2022Подготовка дела (собеседование)
11.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2022Судебное заседание
11.10.2022Судебное заседание
09.11.2022Судебное заседание
21.12.2022Судебное заседание
29.06.2023Производство по делу возобновлено
29.06.2023Судебное заседание
13.07.2023Судебное заседание
18.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
24.09.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.11.2024Судебное заседание
13.12.2024Судебное заседание
13.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее