Дело № 2-290/2024
УИД 51RS0009-01-2024-000229-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2024 года город Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Рубана В.В.,
при секретаре Корнеевой Н.А.,
с участием: Кандалакшского транспортного прокурора Чумаковой Т.В.,
рассмотрев в помещении Кандалакшского районного суда в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Кандалакшского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Кандалакшский морской торговый порт» о возложении обязанности обеспечить аттестацию должностного лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности,
установил:
Кандалакшский транспортный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Кандалакшский морской торговый порт» (далее по тексту – ООО «КМТП») о возложении обязанности в течение четырех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить аттестацию должностного лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, старшего помощника капитана буксира «Меженец» Б.П.С. в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Исковое заявление мотивировано тем, что Кандалакшской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в ООО «КМТП». В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «КМТП» не проведена аттестация должностного лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на транспортном средстве – буксире «Меженец», старшего помощника капитана буксира портового флота Б.П.С.
Просит возложить обязанность на ООО «КМТП» в течение четырех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить аттестацию должностного лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, старшего помощника капитана буксира «Меженец» Б.П.С. в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Кандалакшский транспортный прокурор Чумакова Т.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представители ООО «КМТП» участия в судебном заседании не принимали, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, указали на признание исковых требований.
Суд, заслушав Кандалакшского транспортного прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Понятие транспортной безопасности определено статьей 1 Федерального закона № 16-ФЗ как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее по тексту – Федеральный закон № 16-ФЗ), акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Согласно статье 2 Федерального закона № 16-ФЗ, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Субъектами транспортной инфраструктуры в силу положений статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Статьей 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 2 Федерального закона № 16-ФЗ основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе, подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.
Согласно требованиям пункта 1 статьи 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ, подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ, силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования по обеспечению подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства из числа персонала субъекта транспортной инфраструктуры закреплены в требованиях по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № 1637 (пункт 7 Требований).Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 16-ФЗ, работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
Судом установлено, что Кандалакшской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в ООО «КМТП». В ходе проверки установлено, что ответчик является субъектом транспортной инфраструктуры и эксплуатирует транспортное средство – буксир М. Данное транспортное средство имеет разработанный и утвержденный паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства морского и внутреннего водного транспорта (далее по тексту – Паспорт). Согласно пункту 4.1.10 Паспорта, работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном в Федеральным законом № 16-ФЗ, подготовку и аттестацию. Приказом генерального директора ООО «КМТП» от <дата> <номер>/од (л.д. 8-9) ответственным за обеспечение транспортной безопасности на транспортном средстве – буксире М.» назначен старший помощник капитана буксира портового флота Б.П.С., который не прошел аттестацию по транспортной безопасности.
Выявленные факты являются нарушением в сфере обеспечения транспортной безопасности, устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры.
По фактам выявленных нарушений Кандалакшской транспортной прокуратурой генеральному директору ООО «КМТП» внесено представление <номер> от <дата> (л.д. 10-12).
Согласно представленного в материалы дела уведомления о рассмотрении представления прокурора <номер> от <дата>, представление прокурора ответчиком было рассмотрено и признано объективным (л.д. 13-14). В связи с допущенными нарушениями приказом <номер>-л/с от <дата> к дисциплинарной ответственности привлечен заместитель генерального директора ООО «КМТП» С.Д.Н. (л.д. 15).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что в нарушение вышеприведенных норм права, работы по проведению аттестации должностного лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, ООО «КМТП» не выполнены, доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено. Согласно поступившему от ответчика заявлению, ООО «КМТП» исковые требования на настоящему делу признает, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д. 20).
По правилам статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая решение, суд учитывает, что доказательств, объективно подтверждающих невозможность исполнения решения суда в указанный прокурором срок ответчиком суду не представлено. При этом суд учитывает, что сроки, указанные Кандалакшским транспортным прокурором в исковых требованиях: в течение четырех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить аттестацию должностного лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, отвечают требованиям разумности, справедливости и выполнимости, обеспечивает необходимый баланс прав и законных интересов граждан, организаций.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Учитывая, что исковые требования Кандалакшского транспортного прокурора удовлетворены, от уплаты государственной пошлины он освобождён, с ООО «КМТП» подлежит взысканию государственная пошлина по требованию неимущественного характера в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Кандалакшского транспортного прокурора, заявленные в интересах неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Кандалакшский морской торговый порт» (ОГРН 1065102009015, ИНН 5102044207) удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Кандалакшский морской торговый порт» (ОГРН 1065102009015, ИНН 5102044207) в течение четырех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить аттестацию должностного лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, старшего помощника капитана буксира М.» Б.П.С. в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Кандалакшский морской торговый порт» (ОГРН 1065102009015, ИНН 5102044207) в доход соответствующего бюджета госпошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Рубан