Решение по делу № 2-255/2023 от 13.07.2023

Дело № 2-255/2023                                              

                                                                              

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 августа 2023 года                                           г. Севск

Севский районный суд Брянской области

в составе председательствующего судьи Рухмакова В.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Серёгиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Севского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Севский муниципальный район» о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Севского района Брянской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации МО «Севский муниципальный район» о понуждении к совершению действий, указав, что прокуратурой Севского района Брянской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности движения на территории Севского муниципального района.

В соответствии с решением городского Совета народных депутатов от 15.11.2019 №17 «О продлении исполнения полномочий Севского городского поселения Севского муниципального района Брянской области муниципального образования Севский муниципальный район Брянской области» решение вопросов Севского городского поселения осуществляет администрация Севского муниципального района.

Проведенной проверкой установлено, что постановлением администрации Севского муниципального района №303 от 18.04.2019 (с изм. от 11.11.2022) утвержден Перечень дорог общего пользования местного значения Севского городского поселения, 55 автомобильных дорог, проходящих на территории г. Севска.

Вместе с тем автомобильная дорога, проходящая по <адрес>, протяженностью 650 м, в реестр муниципального недвижимого имущества не включена. В Едином государственном реестре недвижимости также отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на данные объект недвижимости.

Непринятие мер по включению автомобильной дороги общего пользования местного значения в реестр муниципального имущества и оформлению права собственности на нее препятствует надлежащей реализации возложенных на орган местного самоуправления полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения, что в свою очередь может повлечь ненадлежащий уровень безопасности дорожного движения для участников дорожного движения.

По результатам проверки прокуратурой района главе администрации Севского муниципального района внесено представление, по результатам рассмотрения которого меры по устранению выявленных нарушений приняты не были.

Просит обязать администрацию муниципального образования «Севский муниципальный район» в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет объекта недвижимости в качестве бесхозяйного имущества - автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей по <адрес>, протяженностью 650 м.

Представитель ответчика – администрация муниципального образования «Севский муниципальный район», извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия.

Старший помощник прокурора Севского района Брянской области Сычева А.А. согласна рассмотреть дело без участия представителя ответчика, поэтому в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия представителя администрации муниципального образования «Севский муниципальный район».

В судебном заседании старший помощник прокурора Севского района Брянской области Сычева А.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Судья, выслушав старшего помощника прокурора Севского района Брянской области Сычеву А.А., изучив материалы дела, огласив их, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения представляет собой состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, Федеральный закон N 257-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 3 названного Федерального закона автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 1 и 9 ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ).

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с ч. 11 ст. 13 Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения (п. 5); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п. 6); утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (п. 11).

В силу п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзацы первый, второй).

Как следует из материалов дела, по результатам проверки прокуратурой Севского района в адрес главы администрации Севского муниципального района 30.06.2023г. было внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения (л.д.12-13), которое до настоящего времени не исполнено.

Согласно приложению №1 к решению Севского городского Совета народных депутатов от 2023г. о муниципальном недвижимом имуществе, автомобильная дорога, проходящая по <адрес>, протяженностью 650 м, в муниципальном недвижимом имуществе не значится (л.д.6-7).

В соответствии с сообщением администрации Севского муниципального района от 30.06.2023г. №01-20-1524и <адрес> на государственный кадастровый учет не поставлена, меры по оформлению права собственности за земельные участки по указанной автомобильной дороге не приняты (л.д.5).

Согласно постановлению администрации Севского муниципального района Брянской области от 11.11.2022 №870 в перечень дорог общего пользования местного значения Севского городского поселения включена автомобильная дорога, проходящая по <адрес>, протяженностью 650 м (л.д.9-11).

Согласно информации ММО по Севскому и Комаричскому районам Управления Росреестра по Брянской области от 04.07.2023г. №11-274 в перечне объектов поставленных на кадастровый учет автомобильная дорога, проходящая по <адрес>, протяженностью 650 м, не значится (л.д.15-17).

Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.07.2023г. следует, что сведения об автомобильной дороге, проходящей по <адрес>, протяженностью 650 м, отсутствуют (л.д.30).

С учетом приведенного правового регулирования, установив, что спорная дорога отвечает признакам автомобильной дороги общего пользования местного значения, на кадастровом учете не стоит, зарегистрированных прав в отношении нее не имеется, мер по надлежащей эксплуатации не принимается, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о понуждении администрации МО «Севский муниципальный район» предпринять меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, спорной бесхозяйной автомобильной дороги, поскольку орган местного самоуправления муниципального образования является органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного; отсутствие собственника автомобильной дороги влечет невозможность исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Кроме того, законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления принимать меры по учету бесхозяйного имущества, на территории которого оно находится, с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам неопределенного круга лиц. В результате допущенного бездействия нарушаются права граждан на безопасные условия движения по дорогам.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Севского района Брянской области, поданные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Севский муниципальный район» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Севский муниципальный район» в течении 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет объекта недвижимости в качестве бесхозяйного имущества – автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей по <адрес>, протяженностью 650 м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись)

Копия верна

Судья Севского

районного суда                                       В.И. Рухмаков

Помощник судьи                                                                         И.В. Серёгина

2-255/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Севского района Брянской области
Ответчики
Администрация Севского района Брянской области
Суд
Севский районный суд Брянской области
Судья
Рухмаков Виктор Иванович
Дело на сайте суда
sevsky.brj.sudrf.ru
13.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.07.2023Передача материалов судье
13.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2023Подготовка дела (собеседование)
26.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2023Судебное заседание
09.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее