Дело № 2-243/2024
УИД 02RS0009-01-2024-000418-95
номер строки в статистическом отчете 2.211
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2024 года с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Иваныш И.В.,
при секретаре Хан А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чемальского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Чепошское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по вопросу не заключения договора о транспортировке и утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, возложении обязанности заключить договор о транспортировке и утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Чепошское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по вопросу не заключения договора о транспортировке и утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, возложении обязанности заключить договор о транспортировке и утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Исковые требования мотивированы тем, что при проведении прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что администрацией МО «Чепошское сельское поселение» до настоящего времени не заключен договор с региональным оператором на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов, что является недопустимым и приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора Чемальского района Шваба Ф.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил об их удовлетворении.
Представитель ответчика по доверенности Марчинскас И.О. исковые требования не признал, указав, что администрацией договор о транспортировке и утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором заключен, в связи с чем требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В статьях 41, 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
На основании ст. 3 указанного выше Федерального закона одним из принципов хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц
В силу ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
На основании ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 1, ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В ходе судебного разбирательства установлено, что администрация МО «Чепошское сельское поселение» зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1030400665338, адрес местонахождения: Республика Алтай, Чемальский район, с. Чепош, ул. Кучияк, д. 56.
24.10.2023 в адрес администрации МО «Чепошское сельское поселение» внесено представление об устранении нарушений законодательства, регулирующие вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно сведения, представленным главой администрации 20.11.2023 в прокуратуру района, представление рассмотрено, договор с региональным оператором на оказание услуг по транспортировке и утилизации ТКО будет заключен до 01.02.2024 года.
При проведении прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что администрацией МО «Чепошское сельское поселение» по состоянию на март 2024 года не заключен договор с региональным оператором на оказание услуг по транспортировке и утилизации твердых коммунальных отходов.
Отсутствие по состоянию на март 2024 года заключенного договора на транспортирование и утилизацию ТКО подтверждается информационным письмом, направленным в адрес прокуратуры и.о. главы поселения 21.03.2024.
Указанное бездействие приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что недопустимо, в связи с чем требования прокурора в части признания бездействия сельской администрации Чепошского сельского поселения по вопросу не заключения договора о транспортировке и утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, незаконным, подлежит удовлетворению.
Поскольку, как установлено судом, 03 июня 2024 года ответчиком с региональным оператором Автономным учреждением «КЫЗЫЛ-ОЗЕК-СЕРВИС» заключен контракт № 347/2024 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оснований для возложения на ответчика обязанности заключить договор о транспортировке и утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором в течение месяца после вступления решения суда в законную силу, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Чемальского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Чепошское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по вопросу не заключения договора о транспортировке и утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, возложении обязанности заключить договор о транспортировке и утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, удовлетворить частично.
Признать бездействие сельской администрации Чепошского сельского поселения по вопросу не заключения договора о транспортировке и утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, незаконным, отказав в удовлетворении исковых требований в остальной части.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья И.В. Иваныш