Дело №а-468/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2019 года г.Ижевск
Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Соснина К.В., при секретаре судебного заседания Смолиной М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Русских С.В. к Главному Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска о признании незаконным решения об отказе в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Русских С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска (далее по тексту - ГУАиГ Администрации г.Ижевска) о признании незаконным решения об отказе в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в части несоответствия территориальной зоны требованиям Правил землепользования и застройки г.Ижевска, обязать ответчика выдать решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта 2-х этажного офисного здания расположенного по адресу: <адрес>
Требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер №<данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в ГУАиГ Администрации г.Ижевска с целью получения решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта 2-х этажного офисного здания 343 кв.м. общей площади. ДД.ММ.ГГГГ. решением №№ Русских С.В. в согласовании отказано, в связи с тем, что территория, на которой планируется размещение офисного здания, расположена в территориальной зоне Р3 зоне зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения. Фактический процент застройки составляет порядка 30%, что является отклонением от требований на 10% застройки для указанной территориальной зоны. Также указанным решением административному истцу разъяснено, что отсутствует подъезд пожарных автомобилей к проектируемому зданию; отсутствуют противопожарные разрывы от существующих в непосредственной близости объектов недвижимости (дачным домам). Между тем земельный участок, принадлежащий истцу на праве собственности, имеет категорию земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования – отдельно стоящие объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания общей площадью от 150 кв.м. до 1000 кв.м. (ЖД1-1 – зона многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с многоэтажной жилой застройкой). Каких - либо ограничений и обременений, запрещающих строительство офисного знания на земельном участке истца, в установленном законом порядке не зарегистрировано, что также согласуется с Правилами землепользования и застройки г.Ижевска в редакции Распоряжения Правительства УР от 27.12.2017г. №1713-р, где участок отнесен к общественно-деловой зоне застройки.
В судебном заседании административный истец Русских С.В. и его представитель Афанасьев Ю.И., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска Кузьмина Т.В., действующая по доверенности, заявленные требования не признала, доводы изложенные в отзыве на заявление поддержала.
В отзыве на заявление административный ответчик просил в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что территория, на которой планируется размещение офисного здания, расположена в территориальной зоне Р3 Зоне зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения. Разрешенным видом застройки которого являются отдельно стоящие объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, рассчитанные на малый поток посетителей (менее 150 кв.м. общей площади) (л.д.61-62).
В свою очередь, в возражениях на отзыв ответчика, стороной истца указано, что принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок расположен в зоне ЖД1-1, а не в зоне Р3 (л.д.68-69).
Выслушав пояснения сторон, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании свидетельства о государственной регистрации права №№ от ДД.ММ.ГГГГ. Русских С.В. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания общей площадью от 150 кв.м. до 1000 кв.м. (ЖД1-1 – зона многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с многоэтажной жилой застройкой), площадью 558 кв.м., место нахождения объекта: <адрес>» кадастровый номер № (л.д.10).
Из кадастрового паспорта на земельный участок следует, что земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания общей площадью от 150 кв.м. до 1000 кв.м. (ЖД1-1 – зона многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с многоэтажной жилой застройкой (л.д.11 ).
ДД.ММ.ГГГГ. административный истец обратился в ГУАиГ Администрации г.Ижевска с заявлением о получения решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта 2-х этажного офисного здания 343 кв.м. общей площади.
ДД.ММ.ГГГГ. решением №№ Русских С.В. в согласовании отказано, в связи с тем, что территория, на которой планируется размещение офисного здания, расположена в территориальной зоне Р3 зоне зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения. Фактический процент застройки составляет порядка 30%, что является отклонением от требований на 10% застройки для указанной территориальной зоны; отсутствует подъезд пожарных автомобилей к проектируемому зданию; отсутствуют противопожарные разрывы от существующих в непосредственной близости объектов недвижимости (дачным домам) (л.д.9).
Указанные обстоятельства следуют из содержания административного иска, отзыва на административный иск, представленных в материалы дела документов.
Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления рассматриваются в соответствии с нормами главы 22 КАС РФ.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) лица, наделённого государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Настоящим заявлением истец оспаривает решение ГУАиГ Администрации г.Ижевска об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ., которое подано в суд ДД.ММ.ГГГГ., то есть в пределах установленного ст.219 КАС РФ срока.
В силу ст.13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным, нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Исходя из положения ч.9, 10 ст.226 КАС РФ административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) и указать способ их восстановления.
Из анализа положений ст.ст.218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием, при этом, удовлетворение требований истца возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
При рассмотрении настоящего дела, условия создания препятствий к осуществлению гражданами их прав и свобод нашли свое подтверждение.
ГУАиГ Администрации г.Ижевска в соответствии с Положением «О Главном Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска», утвержденном решением Городской Думы г.Ижевска от 06.06.2006г. №121 (далее по тексту -Положение о ГУАиГ), является структурным подразделением Администрации г.Ижевска, осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования «Город Ижевск» в соответствии с полномочиями установленными Положением о ГУАиГ.
Согласно п.2.23.1 Положений, предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта входит в полномочия ГУАиГ Администрации г.Ижевска.
Таким образом, решение об отказе в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, принято уполномоченным органом.
Рассматривая вопрос о соответствии закону вышеуказанного отказа, суд приходит к следующему.
Правилами землепользования и застройки (утв. Решением Городской думы г.Ижевска от 27.11.2007г. №344) для территориальных зон г.Ижевска установлены градостроительные регламенты, определяющие предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе определены основные и условно разрешительные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Причинами отказа в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, планируемого к возведению истцом, явилось: территория, на которой планируется размещение офисного здания, расположена в территориальной зоне Р3 зоне зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения. Фактический процент застройки составляет порядка 30%, что является отклонением от требований на 10% застройки для указанной территориальной зоны; отсутствует подъезд пожарных автомобилей к проектируемому зданию; отсутствуют противопожарные разрывы от существующих в непосредственной близости объектов недвижимости (дачным домам).
В свою очередь, истцом представлены письменные доказательства (свидетельство о праве собственности), указывающие, что земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания общей площадью от 150 кв.м. до 1000 кв.м. (ЖД1-1 – зона многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с многоэтажной жилой застройкой).
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Гражданское и земельное законодательство допускают ограничение прав собственника земельного участка только в предусмотренных законом случаях.
В частности, исходя из содержания пунктов 2 и 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ и пункта 1 статьи 260 ГК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.
Ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и известны собственнику.
В соответствии с положениями ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Земельное и гражданское законодательство допускают ограничение прав собственника земельных участков только в предусмотренных законом случаях.
Правовое регулирование деления земель на категории определяется Земельным кодексом РФ, разрешенное использование в соответствии с зонированием территории относится к предмету регулирования Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с п.6 ч.1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки г.Ижевска, утверждены решением Городской думы г. Ижевска от 27.11.2007 N 344 и являются нормативным правовым актом, устанавливающим границы территориальной зоны и всех земельных участков расположенных в границах данной территориальной зоны.
Согласно п.2 ч.1 ст.40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.
Как указывалось выше, земельный участок истца, расположенный по адресу: <адрес> имеет следующие виды разрешенного использования: под отдельно стоящие объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания общей площадью от 150 кв.м. до 1000 кв.м. Земельный участок расположен в зоне ЖД1-1 (зона многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с многоэтажной жилой застройкой).
Из расширенной кадастровой выписки земельного участка с кадастровым номером № следует, что его датой постановки на учет является ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.40).
Согласно карте градостроительного плана, являющегося приложением №1 к Правилам землепользования и застройки г.Ижевска, утвержденных Решением Городской думы г.Ижевска от 27.11.2007 N 344, указанный земельный участок расположен в зоне Р3 (зона зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения) (л.д.12).
В соответствии с ч.8 ст.36 ГрК РФ земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, учитывая, что порядок землепользования указанного земельного участка сложился до вступления в силу Правил землепользования и застройки г.Ижевска, приведение данного земельного участка в соответствие с существующим видом разрешенного использования земельного участка не требуется.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что отказ заявителю в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта – 2-х этажного офисного здания, нарушает его права как собственника, следовательно, является незаконным, свидетельствующим об ограничении прав собственника без предусмотренных на то законных оснований.
На основании ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым требования Русских С.В. удовлетворить, признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ. №№ в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта – 2-х этажного офисного здания, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Русских С.В. к Главному Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска о признании незаконным решения об отказе в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ. №№ в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта – 2-х этажного офисного здания, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №
Обязать Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обеспечить повторное рассмотрение в установленном законом порядке обращения Русских С.В. от ДД.ММ.ГГГГ. о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта – 2-х этажного офисного здания, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Устиновский районный суд г.Ижевска.
Судья К.В. Соснин
Мотивированное решение составлено 04.03.2019 года.
Судья К.В. Соснин