В суде первой инстанции дело № 2-276/2023
Дело № 33-4991/2023 г. Хабаровск
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Шапошниковой Т.В.,
судей Литовченко А.Л., Плотниковой Е.Г.,
при секретаре Шишкине Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июля 2023 года гражданское дело по иску прокурора Солнечного района Хабаровского края в защиту неопределенного круга лиц к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, ООО "Солнечная теплоэнергетическая компания" о возложении обязанности провести капитальный ремонт котельной,
по апелляционной жалобе администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края на решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 26 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Плотниковой Е.Г., объяснения представителя истца Максименко Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Солнечного района Хабаровского края обратился в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, ООО "Солнечная теплоэнергетическая компания" о возложении обязанности в течение 8 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести капитальный ремонт котельной п. Джамку, расположенной в промзоне п.Джамку Солнечного района Хабаровского края, кадастровый номер 27:14:0010901:696, путем проведения работ по восстановлению отмостки по всему периметру здания, устранению разрушения защитного слоя бетона на ребрах панелей покрытия, устройства фартука парапета на крыше, устранив замечания, изложенные в заключении экспертизы промышленной безопасности от 26.07.2021.
В обоснование указав, что администрацией Солнечного муниципального района с ООО "Солнечная теплоэнергетическая компания" заключен договор аренды муниципального имущества, относящегося к коммунальной инфраструктуре для организации теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения от 16.06.2022 № 02, в соответствии с которым в аренду ООО "Солнечная теплоэнергетическая компания" передано имущество в сфере обеспечения населения услугами теплоснабжения, в том числе на территории п. Джамку Солнечного муниципального района. По результатам обследования (экспертизы) здания котельной установлено, что указанный объект не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности, для дальнейшей безопасности эксплуатации объекта экспертизы, восстановления эксплуатационных и прочностных характеристик строительных конструкций, предотвращения их дальнейшего разрушения необходимо выполнить следующие мероприятия: восстановить отмостку по всему периметру здания, разработать проект и отремонтировать стены, провести ремонт колонны, разработать проект и провести ремонт плит покрытия, провести ремонт гидроизоляционного ковра. Дальнейшая эксплуатация здания котельной п. Джамку без осуществления его капитального ремонта может повлечь возникновение аварийных ситуаций, создающих угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, их имуществу, нарушает право жителей района на бесперебойное теплоснабжение.
Решением Солнечного районного суда Хабаровского края от 26.04.2023 исковые требования прокурора удовлетворены.
Судом постановлено: обязать администрацию Солнечного муниципального района Хабаровского края, ООО "Солнечная теплоэнергетическая компания" в течение 8 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести капитальный ремонт объекта теплоснабжения – котельной п. Джамку, расположенной в промзоне п.Джамку Солнечного района Хабаровского края, кадастровый номер 27:14:0010901:696, путем проведения работ по восстановлению отмостки по всему периметру здания, устранению разрушения защитного слоя бетона на ребрах панелей покрытия, устройства фартука парапета на крыше, устранив замечания, изложенные в заключении экспертизы промышленной безопасности от 26.07.2021.
В апелляционной жалобе представитель администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края просит решение суда первой инстанции отменить в части возложения обязанности на администрацию муниципального района произвести ремонт объекта теплоснабжения, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края отказать. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что возложение обязанности на администрацию муниципального района провести капитальный ремонт объекта теплоснабжения котельной п.Джамку противоречит нормам специального закона, а также договору аренды муниципального имущества от 16.06.2022 №02, согласно условиям которого обязанность поддерживать имущество в исправном состоянии, включая осуществление регулярного нормативного технического обслуживания, текущий и капитальный ремонт переданного в аренду имущества, возложена на арендатора ООО "Солнечная теплоэнергетическая компания".
Письменных возражений на доводы апелляционной жалобы не поступило.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Максименко Е.В. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, кроме того, информация о движении дела также размещена на официальном сайте Хабаровского краевого суда, в связи с чем на основании положений статей 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Солнечного района осуществлен мониторинг исполнения ООО "Солнечная теплоэнергетическая компания" требований законодательства о содержании объектов теплоснабжения, расположенных в п. Джамку Солнечного муниципального района Хабаровского края.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 20.03.2023 здание котельной с инвентарным номером 27:14:0010901:696, расположенной по адресу: Хабаровский край, Солнечный район, п. Джамку, промзона, находится в муниципальной собственности Солнечного муниципального района Хабаровского края.
В соответствии с заключением экспертизы промышленной безопасности № ЭПБ-110-ЗС-04057-2021 от 26.06.2021 здание котельной п.Джамку Солнечного района не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности. Для дальнейшей безопасности эксплуатации объекта экспертизы, восстановления эксплуатационных и прочностных характеристик основных строительных конструкций, а также для предотвращения их дальнейшего разрушения, эксплуатирующей организации необходимо выполнить ряд мероприятий: 1.восстановить отмостку по всему периметру здания; 2. разработать проект и отремонтировать стены; 3. разработать проект и произвести ремонт плит покрытия; 4. провести ремонт гидроизоляционного ковра; 5. восстановить эксплуатационную документацию; 6. завести журнал контроля кренов и осадок фундаментов.
Согласно информации, предоставленной администраций Солнечного муниципального района, с момента проведения экспертизы выполнен капитальный ремонт кровли здания котельной п. Джамку, а также работы по усилению наружных стен здания котельной, иные мероприятия не выполнялись (письмо № 01-27/533 от 21.03.2023).
В соответствии с договором аренды муниципального имущества № 02 от 16.06.2022, заключенного между администрацией Солнечного муниципального района и ООО "Солнечная теплоэнергетическая компания" арендатору передан комплекс движимого и недвижимого муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения в п. Джамку Солнечного района Хабаровского края.
Пунктом 2.2.4 договора аренды обязанность по проведению технического обслуживания, текущего и капитального ремонта переданного в аренду имущества, возложена на арендатора.
Договор аренды заключен на срок с 02.09.2022 и до момента заключения концессионного соглашения либо по 31.08.2023 включительно (п.1.2 договора).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь ст. ст. 210, 616 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 14, 15, 51 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 6, 20 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, пришел к выводу о возложении обязанности по проведению капитального ремонта здания котельной на администрацию Солнечного муниципального района Хабаровского края, как на собственника указанного объекта, и на ООО "Солнечная теплоэнергетическая компания", как на арендатора объекта теплоснабжения, указав, что непроведение работ по капитальному ремонту котельной создает угрозу аварий, жизни и здоровью, а также утраты имущества неопределенного круга лиц, которым оказываются услуги по теплоснабжению.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается и оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не находит.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1, 4, 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ надежность теплоснабжения определяется таким состоянием системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения. В свою очередь, безопасность теплоснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленных принимаемыми во исполнение Федерального закона и в соответствии с ним нормативными актами.
По правилам части 5 статьи 20 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленными правилами оценки готовности к отопительному периоду, теплоснабжающие организации, кроме того, обязаны: обеспечивать безаварийную работу объектов теплоснабжения (пункт 7); обеспечить надежное теплоснабжение потребителей (пункт 8).
В силу подпункта "г" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федерального закона N 68-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абзац 1 статьи 7 Федерального закона N 68-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона N 190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Согласно части 2 статьи 28.1 указанного Федерального закона осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.3 Федерального закона от N 190-ФЗ арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
Согласно пункту 1 статьи 612 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.
На основании пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
С учетом изложенного, поскольку вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами возложены на органы муниципального образования, поскольку обязанность по надлежащему обеспечению теплоснабжения возложена на орган местного самоуправления, учитывая, что здание котельной п. Джамку Солнечного района не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и для дальнейшей безопасности эксплуатации объекта теплоснабжения – котельной п. Джамку требуется проведение капитального ремонта, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска и возложения соответствующей обязанности, в том числе на администрацию Солнечного муниципального района Хабаровского края, как на собственника указанного объекта.
Доводы апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является ООО "Солнечная теплоэнергетическая компания", которому указанное имущество передано по договору аренды, предусматривающим обязанность арендатора производить текущий и капитальный ремонт переданного в аренду имущества (п. 2.2.4 договора), являются необоснованными, поскольку, исходя из положений статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, передача в аренду тепловых сетей эксплуатирующей организации не освобождает орган местного самоуправления как собственника имущества от обязанностей по его содержанию, а также от исполнения возложенных действующим законодательством обязанностей по исполнению полномочий в сфере теплоснабжения, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 26 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи