№ 2а-480/2021 г.
11RS0020-01-2021-000905-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Лисиенко А.Ю., при секретаре судебного заседания Пирязевой Т.А.
с участием: административного истца Мельника А.И., представителя административного ответчика ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми Коротаевой В.С., действующей на основании доверенности,
с уведомлением: представителей ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, 05 мая 2021 года, административное дело по административному иску Мельника А. И. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми о признании действий по удержанию денежных средств с лицевого счета незаконными от 25 марта 2021 г. в размере 743,50 рублей и от 15 апреля 2021 г. в размере 500 рублей и их возврату,
УСТАНОВИЛ:
административный истец Мельник А.И. обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с административным иском к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми о признании действий по удержанию денежных средств с лицевого счета незаконными от 25 марта 2021 г. в размере 743,50 рублей и от 15 апреля 2021 г. в размере 500 рублей и их возврату.
Определением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 20.04.2021 г. в качестве административных ответчиков привлечены УФСИН России по Республики Коми, ФСИН России.
В судебном заседании административный истец Мельник А.И. доводы и основания, изложенные в административном исковом заявлении поддержал в полном объеме, так же, в обоснование своих требований ссылался на судебную практику по другим административным делам.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми Коротаева В.С. в судебном заседании административные исковые требования не признала, поддержав доводы и основания, изложенные в письменных возражениях на заявленный иск.
Представители административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми в судебном заседании участия не принимали о месте и времени извещены.
Заслушав административного истца Мельника А.И., представителя административного ответчика ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми Коротаеву В.С., проверив и оценив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Положениями ст. 13 ГПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу ст. 30 указанного Федерального закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 98 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в случае отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
Согласно справке бухгалтерии ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми следует, что за период с 01.03.2021 г. по 26.04.2021 г. на лицевой счет Мельника А.И. поступил банковский перевод платежным поручением № .......... от ........... г. на сумму 1487 рублей. С данного перевода удержаны денежные средства в размере 50 %, то есть, 743,50 рублей по постановлению об обращении взыскания на доходы должника Мельника А.И., вынесенное Серовским РОСП ГУФССП России по Свердловской области от 10.08.2020 г. на основании исполнительного листа № ФС003221117 от 21.12.2015 г. Серовского районного суда о взыскании задолженности в размере 615691,78 рубля в пользу ФКУ ИК № 62 ОУХД ГУФСИН по Свердловской области. Денежные средства, удержанные с перевода перечислены в Серовский РОСП ГУФССП России по Свердловской области по платежному поручению № ......... от ........ г.
Платженым поручением № ........ от ......... г. на лицевой счет Мельника А.И. поступил банковский перевод на сумму 1000 рублей. С данного перевода удержано по исполнительному листу 50 %, то есть, 500 рублей. Платежным поручением № ....... от ........ г. денежные средства перечислены в Серовский РОСП ГУФСС России по Свердловской области.
Согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статей 12 и 13 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременного совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем, в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (часть 1 статьи 68 Закона об исполнительном производстве).
Частью 2 статьи 100 Закона об исполнительном производстве взыскание по исполнительным документам допускается в отношении любых доходов граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за исключением видов доходов, перечисленных в статье 101 указанного выше Закона.
Статьей 101 Закона об исполнительном производстве установлено 17 видов доходов, на которые взыскание не может быть обращено, к числу которых не отнесены денежные переводы физических лиц, поступающие на лицевые счета осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
Согласно части 5 статьи 91 УИК РФ осужденные вправе получать переводы денежных средств и за счет средств, находящихся на их лицевых счетах, осуществлять переводы денежных средств близким родственникам.
В соответствии со статьей 107 УИК РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса. Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно частям 2, 3 статьи 99 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением.
На лицевой счет осужденных зачисляется, независимо от всех удержаний, не менее 25% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов (часть 3 статьи 107 УИК РФ).
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что кроме доходов, перечисленных в статье 101 Закона об исполнительном производстве, обращение взыскания по исполнительным документам на денежные переводы и кассовые поступления на лицевые счета осужденных, в том числе от их родственников, осуществляются администрацией учреждения в установленном порядке в соответствии с требованиями части 3 статьи 99 Закона об исполнительном производстве, но не более 70%.
При этом, федеральным законодателем не предусмотрено какого-либо письменного согласия осужденного на принудительное удержание по постановлениям об обращении взыскания на заработную плату, пенсию и иные доходы должника.
Денежные средства, находящиеся на лицевом счете осужденного, независимо от источника их поступления (оплата труда либо переводы от иных лиц в дар), являются собственностью самого осужденного, его доходами, которыми тот вправе распоряжаться по своему усмотрению, поэтому к ним в полном объеме должны применяться положения как уголовно-исполнительного законодательства, так и законодательства об исполнительном производстве.
Приведенные доводы Мельника А.И. об отсутствии оснований для удержания из его дохода денежных средств, основаны на неверном толковании норм права, наличие денежных обязательств по исполнительным производствам истцом в ходе рассмотрения настоящего дела не оспорено, как и не представлено доказательств исполнения требований исполнительных документов.
Ссылки административного истца на судебную практику по аналогичным административным делам, не могут быть приняты судом во внимание при рассмотрении настоящего административного дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеют.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что удержания произведенные бухгалтерией ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми денежных средств на погашение исковых требований из доходов Мельника А.И. соответствуют законодательству и прав административного истца не нарушают.
В связи с чем, иск Мельника А.И. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными действий по удержанию денежных средств, с лицевого счета незаконными от 25 марта 2021 г. в размере 743,50 рублей и от 15 апреля 2021 г. в размере 500 рублей и их возврату, надлежит оставить без удовлетворения.
руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск Мельника А. И. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании действий по удержанию денежных средств с лицевого счета незаконными от 25 марта 2021 г. в размере 743,50 рублей и от 15 апреля 2021 г. в размере 500 рублей и их возврату, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
........
Судья - А.Ю. Лисиенко