Дело № 5-217/2022
29RS0001-01-2022-001697-49
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
14 декабря 2022 года г. Вельск
Судья Вельского районного суда Архангельской области Мунтян И.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Барановой Надежды Леонидовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт серии №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес>, код подразделения № зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес> имеющей на иждивении пятерых несовершеннолетних детей, являющейся пенсионером по инвалидности,
установил:
29 сентября 2022 года в 10 часов 00 минут должностным лицом ОМВД России по Вельскому району, по адресу: <адрес>, в ходе работы по материалу проверки (КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что Баранова Н.Л. в период времени с 23 по 25 февраля 2022 года, выражая свою позицию против специальной военной операции на Украине, разместила в сети Интернет на своей странице под именем <данные изъяты> в социальной сети «Вконтакте», расположенной по электронному адресу: <адрес>, находящейся в публичном доступе неопределенному кругу лиц информацию следующего характера:
- 23 февраля 2022 года в 17 часов 57 минут изображение с белым фоном, на котором размещен текст: «<данные изъяты>!»;
- 24 февраля 2022 года в 10 часов 12 минут изображение с черным фоном: «<данные изъяты>»;
- 25 февраля 2022 года в 14 часов 14 минут изображение, содержащее текст: «<данные изъяты> …»;
- 25 февраля 2022 года в 14 часов 19 минут изображение на черном фоне белыми буквами <данные изъяты>, чем совершила публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ.
В судебное заседание Баранова Н.Л. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Защитник Кривошеева Е.Б. в судебном заседании просила прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием нормы закона, устанавливающего административную ответственность, поскольку ст. 20.3.3 КоАП РФ была введена в действие 4 марта 2022 года, то есть после возникновения обстоятельств послуживших основанием для возбуждения административного правонарушения. Также просила прекратить производство по делу об административном правонарушении, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности истек 26 мая 2022 года. Сведений о том, что правонарушение является длящимся, материалы дела не содержат. Кроме того, просила исключить из числа доказательств по делу об административном правонарушении акт наблюдения электронной страницы в интернете от ДД.ММ.ГГГГ, приложения № 1 и № 2 к акту, рапорт старшего оперуполномоченного ЦПЭ УМВД России по Архангельской области Ф.И.О от ДД.ММ.ГГГГ, рапорт заместителя начальника полиции УМВД России по Архангельской области Ф.И.О. от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку оперативно-розыскная деятельность не может осуществляться на основании сведений о признаках административного правонарушения. Положения ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливающие основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, под противоправным деянием подразумевают лишь уголовно наказуемое деяние, то есть преступление, а если в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об иных видах правонарушений, то дело оперативного учета подлежит прекращению. Указывает, что в протоколе об административном правонарушении не указано место совершения административного правонарушения. Настоящее дело должно быть рассмотрено по месту выявления, то есть там, где сотрудниками полиции были установлены данные указывающие на наличие события административного правонарушения. Таким образом, должностное лицо составившее протокол об административном правонарушении, направило протокол на рассмотрение в нарушение подсудности. Имеющаяся в деле справка ООО «ВКонтакте» не заверена надлежащим образом, привязка ip-адреса к номеру телефона Барановой Н.Л. не установлена. Публикация, вменяемая Барановой Н.Л. была размещена на странице газеты, которая в настоящее время доступна в сети Интернет. Газета за указанную публикацию к ответственности не привлечена. Лингвистическая экспертиза не назначалась, не понятно как слова «<данные изъяты>» могут дискредитировать Вооруженные Силы РФ. Согласно ст. 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова. Принадлежит ли страница с адресом <адрес> Барановой Н.Л., пояснить не может.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, УУП ОМВД России по Вельскому району Ф.И.О. в судебном заседании пояснил, что при составлении протокола об административном правонарушении и даче объяснений Баранова Н.Л. присутствовала, все права ей были разъяснены, от подписи отказалась, копию протокола об административном правонарушении получила. Все заявленные ходатайства были приобщены к материалам проверки. Указал, что правонарушение является длящимся, публикации и по настоящее время находятся на странице Барановой Н.Л. в общем доступе. В протоколе об административном правонарушении указана фабула вменяемого Барановой Н.Л. правонарушения, от дачи объяснений последняя отказалась, воспользовавшись ст. 51 Конституции РФ. Материал проверки поступил в ОМВД России по Вельскому району для составления протокола об административном правонарушении.
Выслушав защитника Кривошееву Е.Б., УУП ОМВД России по Вельскому району Ф.И.О., исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Указами Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 года № 71 и № 72 с учетом волеизъявления народов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, отказа Украины от мирного урегулирования конфликта в соответствии с Минскими соглашениями, Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика признаны в качестве суверенных и независимых государств. В связи с обращением Глав Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики Министерству обороны Российской Федерации указано обеспечить до заключения договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи осуществление Вооруженными Силами Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики функций по поддержанию мира.
В соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 года № 35-СФ Президенту Российской Федерации дано согласие на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Таким образом, Вооруженные Силы Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, расположенных на территориях ранее входивших в состав Украины, в период совершения Барановой Н.Л. правонарушения осуществляли деятельность по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Согласно Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 года № Пр-2976, локальная война – война, в которой преследуются ограниченные военно-политические цели, военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие); региональная война - война с участием нескольких государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами, в ходе которой стороны преследуют важные военно-политические цели.
Российская Федерация не находится в состоянии войны с другими государствами.
Событие вмененного Барановой Н.Л. административного правонарушения и ее вина, помимо протокола об административном правонарушении от 28 ноября 2022 года, подтверждаются рапортом старшего оперуполномоченного ЦПЭ УМВД России по Архангельской области Ф.И.О. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в ходе мониторинга сети Интернет, установлено, что в социальной сети «В Контакте» на странице пользователя <данные изъяты>, расположенной по электронному адресу: <адрес> была размещена информация (изображения) направленная на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации.
Как следует из акта наблюдения электронной страницы в Интернете от ДД.ММ.ГГГГ, на странице с адресом: <адрес>, в социальной сети «ВКонтакте» расположена страница пользователя «<данные изъяты>», с размещенной на ней информацией следующего характера: 25 фев в 14:19 изображение на черном фоне белыми буквами надпись «#<данные изъяты>», 25 фев в 14:14 изображение, содержащее текст: <данные изъяты> 24 фев в 10:12 изображение с черным фоном надписью белыми буквами: «<данные изъяты>»; 23 фев в 17:57 изображение с белым фоном, на котором размещен текст: «<данные изъяты>!».
Обстоятельства, изложенные в акте наблюдения, подтверждаются скриншотами со страницы пользователя «<данные изъяты>» в социальной сети «ВКонтакте» телекоммуникационной сети Интернет, являющимися приложениями к акту, а также информацией предоставленной ООО «В Контакте».
При возбуждении настоящего дела об административном правонарушении Баранова Н.Л. от дачи объяснений отказалась, процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, а также положения ст. 51 Конституции РФ ей разъяснялись, что подтвердил в судебном заседании УУП ОМВД России по <адрес> Ф.И.О.
Содержание размещенных публикаций, в том числе использованные в них выражения <данные изъяты>, <данные изъяты>, безусловно свидетельствует о негативной оценке действий Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины и дискредитирует использование Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Согласно акту осмотра электронной страницы от ДД.ММ.ГГГГ, страница пользователя с адресом <адрес> находится в свободном доступе, все записи доступны для просмотра и копирования всеми пользователя сети Интернет, имеются комментарии других пользователей.
Следовательно, данные сообщения были размешены публично, для неограниченного круга пользователей сети Интернет.
Таким образом, своими публичными действиями Баранова Н.Л. дискредитировала использование Вооруженных Сил Российской Федерации в целях поддержания международного мира и безопасности, которое осуществляется с согласия Совета Федерации РФ, утвержденного постановлением от 22 февраля 2022 года № 35-СФ, путем проведения специальной военной операции по защите граждан Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.
Доводы защитника Кривошеевой Е.Б. о недопустимости вышеуказанных доказательств и необходимости их исключения из числа доказательств по делу об административном правонарушении являются несостоятельными в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Исходя из изложенного, представленные в материалы дела документы, включая рапорта и справки сотрудников полиции, информация, предоставленная ООО «В Контакте» не теряют своей доказательственной силы, поскольку получены в рамках действующего законодательства, оснований для исключения их числа доказательств по делу об административном правонарушении, не имеется.
Имеющиеся в деле доказательства получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка и отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Ссылка защитника о возможности осуществления оперативно-розыскной деятельности только на основании признаков преступления, является несостоятельной и основана на неверном толковании норм права.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Одной из задач оперативно-розыскной деятельности является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
В перечень оперативно-розыскных мероприятий, проводимых при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, входят наблюдение (ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Как следует из материалов дела, оперативно-розыскное мероприятие наблюдение электронной страницы сети Интернет социальной сети «ВКонтакте» пользователя <данные изъяты>, расположенной по электронному адресу: <адрес>, проводилось на основании ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». По результатам проведенного оперативно-розыскного мероприятия усмотрены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, и как того требует закон, материалы оперативно-розыскного мероприятия переданы для решения вопроса о возбуждении дела в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен правильно и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, в нем указаны дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Замечаний при составлении протокола об административном правонарушении Баранова Н.Л. не выразила.
Вопреки доводам защитника Кривошеевой Е.Б. в протоколе указаны место и время выявления административного правонарушения, адрес страницы в сети Интернет, на которой были размещены изображения. При этом точное место, с которого Баранова Н.Л. осуществляла размещение, а также техническое устройство, использованное для этого, правового значения не имеет. В рассматриваемом случае местом совершения правонарушения является место его выявления. Действия по дискредитации Вооруженных Сил Российской Федерации имеют место не только в момент размещения соответствующих комментариев, но и при нахождении этих материалов на указанной странице в общем доступе, в том числе на день выявления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Допущенные в протоколе об административном правонарушении технические описки в части указания содержания текста изображения 25 февраля 2022 года в 14:14 часов, о недопустимости данного доказательства не свидетельствуют, поскольку указанные обстоятельства подтверждаются иными вышеприведёнными доказательствами по делу.
Несостоятелен и довод защитника о вмешательстве в право на свободу распространения мнения, поскольку осуществление права выражать свое мнение и участвовать в собраниях и т.д., как указано в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (часть 2 статьи 10), может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц.
Аналогичные положения содержатся и в части 3 статьи 55 Конституции РФ, согласно которой соответствующие права и свободы могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При этом Баранова Н.Л. не лишена возможности реализовывать свои конституционные свободы убеждения, слова и выражения мнения иными способами, не запрещенными законом.
С учетом изложенного суд квалифицирует действия Барановой Н.Л. по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ.
Санкцией ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Срок привлечения к административной ответственности не истек. Деяние не является малозначительным, оснований для освобождения Барановой Н.Л. от административной ответственности не имеется.
Несостоятельными являются доводы защитника Кривошеевой Е.Б. об истечении срока давности привлечения Барановой Н.Л. к административной ответственности и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием нормы закона, устанавливающего административную ответственность, поскольку ст. 20.3.3 КоАП РФ была введена в действие 4 марта 2022 года, так как административное правонарушение, совершенное Барановой Н.Л., выразилось в размещении в сети «Интернет» указанной выше информации, направленной на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в проводимой на Украине специальной операции, которая была доступна для прочтения неограниченному кругу лиц с момента ее размещения и не была удалена до обнаружения сотрудником УМВД России по Архангельской области 16 сентября 2022 года, а также сотрудником ОМВД России по Вельскому району уполномоченным на составление протокола по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ 29 сентября 2022 года, то есть является длящимся.
Поэтому срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного правонарушения согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ и правовой позиции изложенной в абз. 3 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» подлежит исчислению со дня его обнаружения, должностным лицом, который не истек.
Смягчающими административную ответственность обстоятельствами Барановой Н.Л. суд учитывает наличие на иждивении пятерых несовершеннолетних детей, состояние здоровья Барановой Н.Л.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, рассматривающий дела об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.
Учитывая вышеизложенное, обстоятельства совершения административного правонарушения и его характер, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, личность правонарушителя, ее материальное и семейное положение, иные заслуживающие внимания обстоятельства, с учётом дифференциации и индивидуализации наказания, считаю необходимым назначить Барановой Н.Л. административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного санкцией.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Баранову Надежду Леонидовну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (УМВД России по Архангельской области), ИНН 2901071427, КПП 290101001, ОКТМО 11605101, расчетный счет 03100643000000012400, кор./счёт 40102810045370000016, банк получателя Отделение Архангельск Банка России/УФК по Архангельской области и НАО, БИК 011117401, КБК 18811601201019000140, УИН 18880229220296276375, основание - постановление Вельского районного суда Архангельской области по делу № 5-217/2022, не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки (ст. 31.5 КоАП РФ) в порядке, установленном ст. 32.2 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Вельский районный суд Архангельской области в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья И.Н. Мунтян