Решение по делу № 3а-158/2021 от 24.05.2021

Дело № 3а-158/2021

42ОS0000-01-2021-000192-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Копыловой Е.В.,

при секретаре Сафоновой А.П.,

с участием прокурора Антипова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

13 июля 2021 года

административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Грецкой Яны Владимировны о признании частично не действующим нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

ИП Грецкая Я.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с даты принятия подпункта 2.9.1 пункта 2.9 раздела 2 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 г. № 47 (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 июня 2017 г. № 271) (далее - Порядок).

В обоснование требований указывает, что между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Анжеро-Судженского городского округа (арендодатель) и ИП Грецкой Я.В. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 23 августа 2016 г. № 8175 сроком действия до 09 августа 2031 г.

В соответствии с условиями договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 42:20:0103046:41 общей площадью 644 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - предприятия, базы, склады, сооружения инженерно-транспортной инфраструктуры с СЗЗ 50-100 м, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Станционная, 1.

Ввиду ненадлежащего исполнения арендатором обязательств по внесению арендных платежей решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17.12.2020 года по делу № А27-12347/2020 с ИП Грецкой Я.В. в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Анжеро-Судженского городского округа взыскана задолженность по арендной плате за период с 01.10.2017 по 18.02.2020 в размере 190 276,42 руб., неустойка в размере 22 050,86 руб.

Расчет размера задолженности по арендной плате произведен на основании договора аренды с применением коэффициента перехода, рассчитанного по формуле, предусмотренной подпунктом 2.9.1 Порядка, содержащей множитель 1,6695. Однако, данный множитель как коэффициент инфляции включен и в основную формулу расчета арендной платы. Таким образом, в формуле дважды используется множитель 1,6695, не имеющий экономического обоснования.

Считает, что формула расчета коэффициента перехода противоречит основным принципам определения арендной платы, которые установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, а именно принципу экономической обоснованности и принципу предельно допустимой простоты расчета арендной платы.

Считая, что оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы административного истца, ИП Грецкая Я.В. обратилась в суд с настоящими требованиями.

Представитель административного истца Щербаков М.Ю., действующий на основании доверенности, заявленные административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика Правительства Кемеровской области - Кузбасса (ранее – Коллегия Администрации Кемеровской области) Ищенко К.С., действующая на основании доверенности, в удовлетворении заявленных требований просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Анжеро-Судженского городского округа, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика, своего представителя в судебное заседание не направил, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, возражений по административному иску не представил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Антипова А.А., полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Положениями подпункта 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1, пунктом 3 статьи 9 Закона Кемеровской области от 09.03.2005 г. № 43-ОЗ «О Коллегии Администрации Кемеровской области», статьей 9 Устава Кемеровской области, пунктом 8 статьи 3 Закона Кемеровской области от 04.07.2002 г. № 49-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений» (в ред. на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) Коллегия Администрации Кемеровской области являлась высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области, в полномочия которого входило установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Кемеровской области и предоставленные в аренду без торгов, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. В пределах своих полномочий Коллегия издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 г. № 47, от 05 июня 2017 г. № 271 приняты в форме, предусмотренной статьей 9 Закона Кемеровской области от 09 марта 2005 г. № 43-ОЗ «О Коллегии Администрации Кемеровской области», и опубликованы в соответствии с требованиями указанного закона на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» http://www.zakon.kemobl.ru, 17 февраля 2010 г. и 07 июня 2017 г. соответственно.

Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликован в установленном законом порядке и по этим основаниям не оспаривается.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года № 47 (в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.06.2017 № 271) утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты.

Указанный нормативный правовой акт устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области, передаваемых в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

Пунктом 2.5 Порядка установлена формула определения размера годовой арендной платы в отношении земельных участков, не указанных в пункте 2.2 Порядка, представляющая собой произведение показателей кадастровой стоимости земельного участка (КС), коэффициента, учитывающего вид использования земельного участка (Кв), коэффициента, учитывающего особые условия использования земельного участка (Ку), коэффициента, учитывающего особые категории арендаторов (Кк), коэффициента, учитывающего уровень инфляции (Ки), коэффициента, применяемого для расчета арендной платы за земельные участки, используемые субъектами малого и среднего предпринимательства (Кп) и коэффициента перехода (Кпр), используемого в случаях, предусмотренных пунктом 2.9 Порядка.

Подпунктом 2.9.1 пункта 2.9 раздела 2 Порядка установлена формула определения коэффициента перехода при заключении договоров аренды, дополнительных соглашений к договорам аренды, направлении уведомлений об изменении размера арендной платы, выполнении расчетов арендной платы в отношении земельных участков из земель населенных пунктов, в случае если размер арендной платы, рассчитанный на основании кадастровой стоимости земель населенных пунктов, превышает более чем в 1,058 раза размер арендной платы, рассчитанной в 2016 году на основании кадастровой стоимости, Кпр = КС1*1,6695/КС2, где:

КС1 – кадастровая стоимость, действующая до 26 ноября 2015 года;

КС2 – кадастровая стоимость, действующая на 01 января 2017 года.

В последующем Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 № 47 вносились изменения, при этом редакция подпункта 2.9.1 Порядка в части установления множителя в размере 1,6695 изменений не претерпела.

Из материалов дела следует, что ИП Грецкая Я.В. на основании договора аренды земельного участка № 8175 от 23 августа 2016 года, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Анжеро-Судженского городского округа, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 42:20:0103046:41, площадью 644 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для использования в целях предприятия, базы, склады, сооружения инженерно-транспортной инфраструктуры с СЗЗ 50-100 м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Станционная, д.1.

Срок действия договора аренды определен сторонами с 09.08.2016 г. по 09.08.2031 г.

Размер арендной платы по договору установлен в приложении № 3 к договору и рассчитывается в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года № 47 по вышеуказанной формуле, установленной пунктом 2.5 Порядка с применением коэффициента перехода, рассчитанного по формуле, указанной в подпункте 2.9.1 пункта 2.9 раздела 2 Порядка.

Согласно пояснениям представителя административного ответчика, арендная плата по договору за 2016-2020 г.г. рассчитывалась с применением коэффициента перехода (Кпр), формула расчета которого содержит множитель 1,6695, являющийся коэффициентом инфляции в виде произведения коэффициентов, отражающих уровень инфляции, установленных постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области на 2010, 2011, 2012 и последующие годы. Следует отметить, что ни пункт 2.9 Порядка, ни оспариваемый его подпункт 2.9.1 не содержат соответствующей информации о применяемом в расчете множителе 1,6695, равно как не содержат и обоснования его применения.

При этом в формуле расчета размера годовой арендной платы за пользование земельным участком за указанный период также содержится множитель 1,6695 - Ки (произведение коэффициентов, учитывающих уровень инфляции), т.е. при определении размера арендной платы за пользование земельным участком арендодателем в формуле расчета дважды используется множитель 1,6695.

Оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации № 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков.

К числу таких принципов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации № 582, относятся в том числе:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.

Постановление Правительства Российской Федерации № 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 г. № 209-О, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Исходя из принципа экономической обоснованности ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

В обоснование законности оспариваемого нормативного правового акта административный ответчик ссылается на то обстоятельство, что применение коэффициента перехода, рассчитанного с учетом множителя 1,6695, в формуле определения размера годовой арендной платы в отношении земельных участков из земель населенных пунктов произведено в целях урегулирования резких изменений размера арендной платы, рассчитанной с применением коэффициента перехода, уровнем ожидаемой инфляции; при этом коэффициент призван не допустить ухудшения экономического положения местного бюджета и обеспечить получение запланированной доходной части от арендных платежей. Иных доказательств ответчиком не представлено.

Таким образом, ответчиком не представлено экономического обоснования применения множителя 1,6695 в формуле коэффициента перехода, входящего в состав формулы годовой арендной платы. Приведенные ответчиком ссылки в возражениях на административное исковое заявление не позволяют сделать вывод о том, что надлежащим образом проведены анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.

Введение в формулу коэффициента перехода (Кпр) множителя 1,6695 произведено не исходя из анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, а исходя из экономической целесообразности, направленной, в том числе на получение дополнительного дохода в бюджет. При этом увеличение арендной платы исключительно в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку это не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Доводы ответчика о том, что обязательность применения коэффициента инфляции установлена Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 582, не свидетельствую о законности и обоснованности применения множителя 1,6695 в формуле коэффициента перехода, предусмотренной подпунктом 2.9.1 Порядка.

Числовое значение коэффициента перехода (Кпр), рассчитанного без применения множителя 1,6695, будет ниже, в связи с чем применение данного множителя при расчете Кпр приводит к нарушению прав административного истца, обязанного уплачивать арендные платежи в завышенном, экономически необоснованном, размере.

    В связи с изложенным суд полагает, что оспариваемая редакция подпункта 2.9.1 пункта 2.9 раздела 2 Порядка определения размера арендной платы установлена в нарушение принципов, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации № 582, а именно принципа экономической обоснованности и принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы.

Согласно пункту 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Поскольку договор аренды земельного участка № 8175 от 23 августа 2016 г. является действующим, у ИП Грецкой Я.В. имеются неисполненные обязательства по внесению арендной платы за период с 2017 г. по 2020 г., что подтверждается решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24 декабря 2020 года, она вправе обратиться с настоящим административным иском в суд.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что поскольку оспариваемый в части нормативный акт применялся и были реализованы права граждан и организаций, то в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд полагает, что он подлежит признанию недействующим в оспариваемой части с даты вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области-Кузбасса» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействующим подпункт 2.9.1 пункта 2.9 раздела 2 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 г. № 47 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты» (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 июня 2017 г. № 271) со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области-Кузбасса» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Кемеровский областной суд.

Председательствующий              Копылова Е.В.

Мотивированное решение составлено 15 июля 2021 года.

3а-158/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Индивидуальный предприниматель Грецкая Яна Владимировна
Ответчики
Правительство Кемеровской области-Кузбасса
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Копылова Елена Вадимовна
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
24.05.2021Регистрация административного искового заявления
24.05.2021Передача материалов судье
25.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2021Подготовка дела (собеседование)
15.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2021Судебное заседание
13.07.2021Судебное заседание
13.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее