56RS0009-01-2021-003136-49
№ 2 – 2566/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 октября 2021 года г. Оренбург
Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе судьи Вахрамеевой Ю.В., при секретаре Сергеевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Л.В. к Администрации г. Оренбурга о признании права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Федорова Л.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что Администрацией г. Оренбурга на основании распоряжения № <данные изъяты>. выдан ордер № <Номер обезличен> на жилое помещение, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., состоящее из трех комнат в квартире по адресу: г. <...> семью из четырёх человек: Федоров В.В. (основной квартиросъёмщик), Федорова Л.В. (жена), Федоров А.В. (сын), Федоров В.В. (сын).
В декабре 2020 г. она обратилась к ответчику с заявлением о приватизации жилого помещения. Однако, согласно ответу администрации, ей было отказано в предоставлении квартиры в собственность, в связи с тем, что квартира, расположенная по адресу: г. <...> в реестре муниципального имущества не значатся. Согласно ответу Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области от 07.06.2021г., вышеуказанная квартира не проходила процедуру учета в качестве государственного федерального имущества и не включена в реестр федерального имущества, находящегося на территории Оренбургской области.
В настоящее время в квартире проживает она, сын Федоров А.В.
Федоров А.В., Федоров В.В., Федоров В.В. отказываются от участия в приватизации и не возражают против приватизации квартиры на ее имя. Просит признать право собственности в порядке приватизации на спорное жилое помещение.
Истец Федорова Л.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Третьи лица Федоров В.В., Федоров А.В., Федоров В.В. не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, имеются заявления, просили о рассмотрении дела в своё отсутствие, не возражали против исковых требований.
Представитель ответчика Администрация г. Оренбурга в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду не известны.
Суд в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее-ГПК РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В статье 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В пунктах 5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
В соответствии со статьей 4 закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения, гарантируемое ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает, - данное право появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Согласно части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды. При этом непосредственно частный жилищный фонд есть совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации» «О приватизации жилищного фонда в РФ» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидации не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья.
Как установлено судом и следует из материалов дела администрация 26.06.1997г. предоставило Федорову В.В., который приходится истцу бывшим супругом, жилое помещение на состав семьи из четырёх человек – Федорова Л.В. – супруга, Федоров В.В. – сын, Федоров А.В. – сын, трёхкомнатную квартиру, расположенную по адресу: г. <...>, на основании ордера № <Номер обезличен>
Основанием выдачи ордера, явилось распоряжение администрации г. Оренбурга от 09.06.1997г. за № <Номер обезличен>р, которым утверждён протокол № 10 заседания городской жилищной комиссии от 21.05.1997г., о предоставлении квартиры, расположенной по адресу: г. <...> Федорову В.В. офицеру запаса.
Согласно данным поквартирной карточки в квартире № <...>, г. Оренбурга зарегистрированы: основной квартиросъемщик Федоров В.В. с 02.07.1997 г. по 24.12.2019г., его супруга Федорова Л.В. с 02.07.1997г., сын Федоров В.В. с 02.07.1997г., сын Федоров А.В. с 26.07.2004г. и внучка Федорова В.В. с 28.07.2010г. по 18.12.2020г.
Из справки ООО «УК «Парковый» от 15.07.2021г. в квартире № <...> доме № <...> в настоящее время значатся зарегистрированными Федорова Л.В., Федоров А.В., Федоров Л.В.
Брак между Федоровым В.В. и Федоровой Л.В. расторгнут <Дата обезличена>., что подтверждает свидетельство о расторжении брака <Дата обезличена>.
Из выписки из ЕГРН от 02.03.2021г. года следует, что запись о регистрации перехода прав на квартиру № <...> отсутствует.
По сведения, имеющимся в Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, жилое помещение № <...> г. Оренбурга в реестре муниципального имущества не значится.
Согласно ответу Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области от 07.06.2021г., вышеуказанная квартира не проходила процедуру учета в качестве государственного федерального имущества и не включена в реестр федерального имущества, находящегося на территории Оренбургской области.
Согласно ответу Минобороны России жилое помещение, расположенное г. Оренбург, ул. <...> на балансовом учете ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» не значится, не располагает сведениями о правообладателе вышеуказанного объекта недвижимого имущества.
В обоснование исковых требований истец Федорова Л.В. указала, что она вселена в спорную комнату с 02.06.1997 г., проживает в ней по настоящее время с сыном Федоровым А.В., и оплачивает коммунальные услуги. Бывший супруг Федоров В.В. в квартире не проживает с 24.12.2019г. Утверждает, что данная квартира является муниципальной собственностью, ордер выдавался администрацией г. Оренбурга, поэтому считает, что Администрация г. Оренбурга является надлежащим ответчиком.
Федорова Л.В. вселена в предоставленную Федорову В.В. квартиру в качестве члена семьи нанимателя. При этом, суд учитывает, что вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено доказательств иного. Согласно справке в указанном жилом помещении зарегистрирована истец Федорова Л.В.
Кроме того, согласно выписке из ЕГРН от 25.05.2021 г. за Федоровой Л.В. из недвижимого имущества значиться лишь земельный участок с <...> отведенный под ведение садоводства, что подтверждает отсутствие у Федоровой Л.В. другого имущества.
Истец ранее участником приватизации жилого помещения не являлся в силу Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" истица приобрела право собственности на спорное жилое помещение, поскольку фактически занимает его на условиях договора социального найма.
Довод администрации, послуживший отказом в предоставлении квартиры в собственность истцу, в связи с тем, что спорная квартира не проходила процедуру учёта в качестве государственного (федерального) имущества и не включена в реестр федерального имущества на территории Оренбургской области не является основанием для отказа в приватизации, поскольку данный отказ не влияет на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья.
Установив, что спорное жилое помещение не является служебным, аварийным, не находится в общежитии, истец проживает в спорной жилом помещении на законном основании, приобрел право пользования квартирой, фактически с ним заключен договор социального найма жилого помещения, ранее участия в приватизации жилья не принимал, суд считает, что требования Федорой Л.В. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.103,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федоровой Л.В. к Администрации г. Оренбурга о признании права собственности на недвижимое имущество, удовлетворить.
Признать право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: г. <...> за Федоровой Л.В..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение составлено: 29 октября 2021 год.