(УИД 34RS0023-01-2022-000928-95)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 18 мая 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Торшиной С.А.
судей Самофаловой Л.П., Алябьева Д.Н.
при секретаре Иваненко Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № <...> по иску ФАП к ФАП, ФАП о признании договора перенайма недействительным
по апелляционной жалобе ФАП
на решение Котовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи ФАП, выслушав представителя ФАП – ФАП, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ФАП обратилась в суд с иском к ФАП, ФАП о признании договора перенайма недействительным.
В обоснование исковых требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она состоит в браке с ФАП ДД.ММ.ГГГГ между ФАП и администрацией Котовского муниципального района <адрес> заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения № <...>/сх, согласно которому ФАП стал арендатором земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 698,7 га. ДД.ММ.ГГГГ между ФАП и ФАП заключен договор перенайма, в соответствии с условиями которого ФАП передает все свои права и обязанности по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения № <...>/сх от ДД.ММ.ГГГГ ФАП Истец полагает, что для заключения сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, ФАП должен был получить нотариально удостоверенное согласие ФАП, как супруги. Нотариально удостоверенное согласие на совершение договора перенайма от ДД.ММ.ГГГГ истец своему супругу не давала. Кроме того, договор перенайма от ДД.ММ.ГГГГ, являясь соглашением об одновременной передаче стороной (арендатора) всех прав и обязанностей по договору другому лицу, подлежит обязательной государственной регистрации, поскольку такой регистрации подлежал первоначальный договор - договор аренды земель сельскохозяйственного назначения № <...>/сх от ДД.ММ.ГГГГ, однако регистрация договора перенайма от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН произведена не была.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просила суд признать недействительным договор перенайма от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении прав и обязанностей по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения № <...>/сх от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФАП и ФАП
Суд постановил указанное выше решение, которым в удовлетворении исковых требований ФАП к ФАП, ФАП о признании договора перенайма от ДД.ММ.ГГГГ недействительным отказал.
В апелляционной жалобе ФАП оспаривает законность и обоснованность судебного решения, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, регламентируя судебный процесс, наряду с правами его участников предполагает наличие у них определенных обязанностей, в том числе обязанности добросовестно пользоваться своими правами (статья 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При этом реализация права на судебную защиту одних участников процесса не должна ставиться в зависимость от исполнения либо неисполнения своих прав и обязанностей другими участниками процесса.
На основании статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании части 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Из части 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В пункте 1 статьи 609 данного кодекса указано, что договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 5 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
На основании пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Из пункта 2 указанной статьи следует, что арендатор вправе с согласия арендодателя, в частности, передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами
В пункте 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно абз. 2 пункта 2 данной статьи оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В силу пункта 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно положениям абз. 4 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита прав может осуществляться путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Из пункта 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» следует, что в соответствии с пунктом 2 статьи 607 и пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или иными правовыми актами могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков. Такие особенности предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. В случае, указанном в пункте 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, для передачи арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка достаточно уведомить об этом арендодателя, а при применении пунктов 5 и 6 статьи 22 данного Кодекса - собственника участка, если иное не закреплено в договоре.
В силу пункта 1 статьи 173.1 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия. Она может быть признана недействительной по иску такого лица или иных лиц, указанных в законе.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 90 постановления от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» сделка может быть признана недействительной по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 173.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, только тогда, когда получение согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления (далее в этом пункте - третье лицо) на ее совершение необходимо в силу указания закона (пункт 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации). Не может быть признана недействительной по этому основанию сделка, получение согласия на которую необходимо в силу предписания нормативного правового акта, не являющегося законом. По общему правилу последствием заключения такой сделки без необходимого согласия является возмещение соответствующему третьему лицу причиненных убытков (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом приведенных норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, договор передачи права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), заключенный без согласия арендодателя, является оспоримой сделкой и может быть признан недействительным по иску арендодателя либо иного лица, указанного в законе.
Согласно пункту 3 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки, по правилам статьи 173.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Котовского муниципального района <адрес> (с одной стороны) и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФАП (с другой стороны) заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения № <...>/сх, по которому ИП главе КФХ ФАП передан в аренду земельный участок с кадастровым номером № <...>, площадью 698,7 га, находящийся в 14.2 км северо-восточнее здания РУС, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ИП главой КФХ ФАП и ИП главой КФХ ФАП был заключен договор перенайма, согласно которому ИП глава КФХ ФАП (арендатор) передал безвозмездно свои права и обязанности по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения № <...>/сх от ДД.ММ.ГГГГ ИП главе КФХ ФАП (новый арендатор). Земельный участок, права и обязанности на который отчуждаются, имеет следующие характеристики: площадь 698,7 га, кадастровый № <...>, находящийся в 14,2 км северо-восточнее здания РУС, расположенного по адресу: <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ регистрация договор перенайма от ДД.ММ.ГГГГ приостановлена).
В настоящем исковом заявлении истцом заявлены требования о признании вышеуказанного договора перенайма от ДД.ММ.ГГГГ недействительным. Требования истец мотивирует тем, что при заключении оспариваемого договора перенайма в нарушение статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации не было получено её нотариального согласия на заключение её супругом ФАП договора перенайма.
ДД.ММ.ГГГГ между ИП главой КФХ ФАП (арендатор) и ФАП (новый арендатор) был заключен еще один договор передачи прав и обязанностей, согласно которому ИП глава КФХ ФАП (арендатор) передал безвозмездно свои права и обязанности по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения № <...>/сх от ДД.ММ.ГГГГ новому арендатору. Земельный участок, права и обязанности, на который отчуждаются, имеет следующие характеристики: площадь 698,7 га, кадастровый № <...>, находящийся в 14,2 км северо-восточнее здания РУС, расположенного по адресу: <адрес>. (ДД.ММ.ГГГГ договор перенайма от ДД.ММ.ГГГГ приостановлена).
ДД.ММ.ГГГГ ФАП было выдано нотариальное согласие на заключение её супругом договора перенайма спорного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ между ИП главой КФХ ФАП (арендатор) и ФАП (новый арендатор) был заключен повторно договор передачи прав и обязанностей, согласно которому ИП глава КФХ ФАП (арендатор) передал безвозмездно свои права и обязанности по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения № <...>/сх от ДД.ММ.ГГГГ новому арендатору. Земельный участок права и обязанности на который отчуждаются, имеет следующие характеристики: площадь 698,7 га, кадастровый № <...>, находящийся в 14,2 км северо-восточнее здания РУС, расположенного по адресу: <адрес>. (обратился ДД.ММ.ГГГГ). Указанный договор уступки прав прошел государственную регистрацию, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации № <...>.
ДД.ММ.ГГГГ между ФАП (арендатор) и ФАП (новый арендатор) заключен договор перенайма, согласно которому ФАП (арендатор) передал безвозмездно свои права и обязанности по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения № <...>/сх от ДД.ММ.ГГГГ ФАП (новый арендатор). Земельный участок права и обязанности на который отчуждаются, имеет следующие характеристики: площадь 698,7 га, кадастровый № <...>, находящийся в 14,2 км северо-восточнее здания РУС, расположенного по адресу: <адрес>. Указанный договор уступки прав прошел государственную регистрацию, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации № <...>.
ДД.ММ.ГГГГ ИП ФАП по договору передал спорный земельный участок в субаренду АО «Агрофирма «Раздолье», который зарегистрирован в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации № <...>
Разрешая спор, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, регулирующими спорные отношения, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В силу пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем). При этом данная норма права не содержит требований о необходимости получения согласия супруга либо бывшего супруга на совершение сделки по перенайму арендованного имущества.
Кроме того, земельный участок, являющийся предметом оспариваемого договора по настоящему делу, не является имуществом, приобретенным супругами ФАП в период брака, на праве собственности кому-либо из супругов не принадлежит, а был предоставлен ФАП на праве аренды.
При этом после заключение оспариваемого договора перенайма аренды земельного участка ФАП было выдано согласие на заключение её супругом договора перенайма спорного земельного участка, которое было выдано также после последующего заключения договора перенайма с ФАП, который истцом не оспаривается, что свидетельствует о незаинтересованности ФАП во владении спорным имуществом, а сводится к несогласию передачи спорного земельного участка в перенаем конкретно ФАП, что не является основанием для признания оспариваемой сделки недействительной.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, по заявленному основанию оспариваемый договор перенайма аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ недействительным признан быть не может.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в жалобе, судом не допущено.
При таких данных, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правильность сделанных судом и подтвержденных материалами дела выводов, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность судебного акта.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Котовского районного суда Волгоградской области от 31 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФАП – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: