Дело № 2а-221/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Полоцкой Е.С., при секретаре судебного заседания Беловой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 25 января 2019 года дело по иску прокурора Омского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ключевская средняя общеобразовательная школа» Омского муниципального района Омской области в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить образовательное учреждение системой видеонаблюдения,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор Омского района Омской области обратился в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ключевская средняя общеобразовательная школа» Омского муниципального района Омской области в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить образовательное учреждение системой видеонаблюдения. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Омского района была проведена проверка в соответствии с заданием прокуратуры Омской области проверки совместно с ОМВД России по Омскому району, ТО НД и ПРУНД и ПРГУ МЧС РФ по Омской области в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Ключевская средняя общеобразовательная школа» Омского муниципального района Омской области (далее – МБОУ «Ключевская СОШ»). В ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что в МБОУ «Ключевская СОШ» в настоящий момент имеются недостатки, касающиеся защищенности и антитеррористической укрепленности данного образовательного учреждения. В частности, проверкой установлено, что на указанных объектах образовательного учреждения имеется система видеонаблюдения. Однако в нарушение указанных требований законодательства, данная система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение всех потенциально опасных участков и критических элементов объекта обеспечивающая архивирование и хранение данных в течение 1 месяца. Территория и помещения МБОУ «Ключевская СОШ» потенциально являются наиболее вероятными объектами преступлений террористической направленности как объект образования и при возможном совершении преступлений террористической направленности имеющиеся нарушения могут привести к увеличению количества пострадавших от его совершения. Таким образом, в деятельности МБОУ «Ключевская СОШ» имеют место нарушения требований законодательства о противодействии терроризму. По указанным нарушениям прокуратурой района 27.11.2018 в адрес директора МБОУ «Ключевская СОШ» внесено представление об устранении указанных нарушений, по результатам рассмотрения которого административным ответчиком факт нарушения признан, однако для их устранения отсутствуют необходимые средства. Однако до настоящего времени, МБОУ «Ключевская СОШ» не обеспечено системой видеонаблюдения за всеми потенциально опасными участками с архивацией записи 1 месяц. Таким образом, неисполнение административным ответчиком МБОУ «Ключевская СОШ» установленных федеральным законом обязанностей по организации антитеррористической защищенности учреждения создает реальную угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права на безопасные условия образования. На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие МБОУ «Ключевская СОШ», выразившегося в непринятии мер по оснащению образовательного учреждения системой видеонаблюдения за всеми потенциально опасными участками с архивацией записи 1 месяц; обязать МБОУ «Ключевская СОШ» обеспечить образовательное учреждение системой видеонаблюдения за всеми потенциально опасными участками с архивацией записи 1 месяц, в срок до 01.03.2019 года.
Рстец помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РћРјСЃРєРѕРіРѕ района РћРјСЃРєРѕР№ области Ермакова Р.Р’. РІ судебном заседании поддержала исковые требования поддержала РІ части признания бездействия незаконным, РїРѕ основаниям изложенным РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении, РЅРµ поддержала РІ части возложения обязанности обеспечить образовательное учреждение системой видеонаблюдения Р·Р° всеми потенциально опасными участками СЃ архивацией записи 1 месяц, РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 01.03.2019 РіРѕРґР° РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ добровольным исполнением РІ С…РѕРґРµ рассмотрения дела.
Представитель ответчика МБОУ «Ключевская СОШ» Попов А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал доводы изложенные в отзыве, просил в удовлетворении иска отказать, пояснил, что на сегодняшний момент исковые требования добровольно исполнены.
Выслушав участников процесса, рассмотрев материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
На основании ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п. "д" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
На основании п. 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденных приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, Для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
В приложении "В" к вышеприведенному своду правил предусмотрено, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Согласно п. 23 "Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
В соответствии с п. 30 вышеуказанных "Требований" система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Омского района во исполнение задания прокуратуры Омской проведена проверка антитеррористической защищенности МБОУ «Ключевская СОШ».
В ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что в МБОУ «Ключевская СОШ» в настоящий момент имеются недостатки, касающиеся защищенности и антитеррористической укрепленности данного образовательного учреждения. Проверкой установлено, что на указанных объектах образовательного учреждения имеется система видеонаблюдения. Однако в нарушение указанных требований законодательства, данная система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение всех потенциально опасных участков и критических элементов объекта обеспечивающая архивирование и хранение данных в течение 1 месяца..
МБОУ «Ключевская СОШ» является объектом с массовым пребыванием людей, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Территория и помещения МБОУ «Ключевская СОШ» потенциально являются наиболее вероятными объектами преступлений террористической направленности как объект образования и при возможном совершении преступлений террористической направленности имеющиеся нарушения могут привести к увеличению количества пострадавших от его совершения.
Таким образом, в деятельности МБОУ «Ключевская СОШ» имеют место нарушения требований законодательства о противодействии терроризму.
По указанным нарушениям прокуратурой района 27.11.2018 в адрес директора МБОУ «Ключевская СОШ» внесено представление об устранении указанных нарушений.
По результатам рассмотрения которого директор МБОУ «Ключевская СОШ» сообщил, что в комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области подана заявка на финансирование наращивания количественного и качественного состояния видеонаблюдения с целью обеспечения непрерывного видеонаблюдения всех потенциально опасных участков и критических элементов объекта, а также архивирование и хранение данных в течение 1 месяца. При получении финансирования планируется устранить допущенные нарушения в течение 2019 года.
В подтверждение представлено обращение директора МБОУ «Ключевская СОШ» в Комитет по образованию администрации Омского муниципального района Омской области от 18.12.2018 года № 297, в котором для устранения нарушений просит выделить денежные средства в размере 150000 рублей.
Возражая против признания бездействия МБОУ «Ключевская СОШ» незаконным, представитель административного ответчика ссылается на п. 15 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235, устанавливающих, что в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории). Указанный срок по мнению представителя административного ответчика не истек. В Акте обследования и категорирования (территории) МБОУ «Ключевская СОШ» от 20.02.2018, отсуств3ует указание на необходимость приобретения оборудования для обеспечения хранения данных видеонаблюдения до 30 дней.
Также указывает, что данные требования вступили в силу только 21 октября 2017 года, до этого момента к сроку хранения информации требований не предъявлялось, тем самым у образовательных учреждений не было обязанности в приобретении оборудования для хранения информации с камер видеонаблюдения сроком 30 дней.
Данные доводы суд находит несостоятельными в силу следующего.
Как указывалось выше, п. 30 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", предусмотрено, что система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Указанные Требования были утверждены постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272.
Таким образом, после вступления требований в силу, у МБОУ «Ключевская СОШ» имелась обязанность по приведению системы видеонаблюдения в соответствии с указанными требованиями.
Как следует из материалов дела, Решением Совета Омского муниципального района Омской области от 15.12.2017 № 41, утвержден бюджет Омского муниципального района Омской области на 2018 год, в соответствии с которым на оборудование объектов находящихся в ведении Омского муниципального района Омской области средствами антитеррористической защищенности выделено 150000 рублей.
Между тем, в материалах дела отсутствует какая-либо информация о том, что руководство МБОУ «Ключевская СОШ» в 2017-2018 году обращалось за выделением денежных средств для обеспечения образовательного учреждения системой видеонаблюдения с архивацией записи 1 месяц.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Таким образом, МБОУ «Ключевская СОШ» обязано было обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, однако никаких действий для этого не предпринимало вплоть до вынесения представления прокуратурой Омского района Омской области 27.11.2018 года.
Как следует из материалов дела, а именно, договора № 11 от 24.01.2019, акта о приемке оказанных услуг от 24.01.2019, товарной накладной № 31 от 24.01.2019, в настоящее время в МБОУ «Ключевская СОШ» произведена замена жесткого диска системы видеонаблюдения, что позволяет обеспечить архивирование и хранение данных с камер видеонаблюдения в течение 30 дней.
При указанных обстоятельствах, суд находит требования прокурора о признании бездействия административного ответчика незаконными, подлежащими удовлетворению, поскольку бездействием ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений РїРѕРґРї. 3 Рї. 1 СЃС‚. 333.19 РќРљ Р Р¤, С‡. 1 СЃС‚. 114 РљРђРЎ Р Р¤, СЃ административного ответчика РІ РґРѕС…РѕРґ местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина РІ размере 300 СЂСѓР±.
Руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Административное исковое заявление прокурора Омского района Омской области удовлетворить
Признать незаконным бездействия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ключевская средняя общеобразовательная школа» Омского муниципального района Омской области в части не принятия мер по оснащению образовательного учреждения системой видеонаблюдения за всеми потенциально опасными участками с архивацией записи один месяц.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ключевская средняя общеобразовательная школа» Омского муниципального района Омской области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.С. Полоцкая
Решение в окончательной форме изготовлено 30 января 2019 года.