Решение по делу № 2-1024/2019 от 01.07.2019

РЕШЕНИЕ

(окончательной формулировке)

Именем Российской Федерации

21 ноября 2019 года                                                                        <адрес>

Каспийский городской суд РД в составе:

председательствующего судьи Сунгурова Р.Г.

представителя истцов Гусеновой П.Ш.

представителя Администрации ГО «<адрес>» Магомедова Р.А.

при секретаре судебного заседания Гамидовой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению М. С. М., Чайка Л. А., Муталимовой П. Д., Газибековой Э. М. и Султановой А. А. к Администрации ГО «<адрес>», МКУ «УЖКХ» <адрес>, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД об обязании Администрации ГО «<адрес>» исполнить распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о сроках расселения жильцов проживающих по адресу <адрес>, и обязать Администрацию ГО «<адрес>» построить жилье в том числе с привлечением частных инвесторов и расселить в указанные в распоряжении сроки жильцов дома по <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

М. С.М., Чайка Л.А., Муталимова П.Д., Газибекова Э.М. и Султанова А.А. обратились в суд с иском к Администрации ГО «<адрес>», МКУ «УЖКХ» <адрес>, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД об обязании Администрации ГО «<адрес>» исполнить распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о сроках расселения жильцов проживающих по адресу <адрес>, и обязать Администрацию ГО «<адрес>» построить жилье в том числе с привлечением частных инвесторов и расселить в указанные в распоряжении сроки жильцов дома по <адрес>.

Требования мотивированы тем, что на основании акта межведомственной комиссии об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу <адрес> отнесен к категории непригодных для проживания. Межведомственная комиссия установила, что здание, расположенное по адресу <адрес> не соответствует требованиям СНиП II-7-81*М.2014 здоровья иных лиц.

Согласно заключению ГУП «Дагестангражданкоммунпроект» в ходе обследования было установлено, что техническое состояние несущих конструкций аварийное, характеризуется многочисленными повреждениями и деформацией, свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, дальнейшая эксплуатация здания представляет непосредственную опасность для людей. Все конструктивные элементы здания имеют массовые дефекты и повреждения, которые образовались в результате естественного износа и отсутствия своевременной замены элементов.

Актом от ДД.ММ.ГГГГ составленным представителем «Дагестангражданкоммунпроект» подтверждено, что в здании антисейсмическая мероприятия не предусмотрены, дефицит сейсмостойкости района расположения здания составляет 2 балла, стены по торцам здания на высоту двух этажей замочены, кирпичи сгнили и крошатся. Арматура и перемычка балконных плит обнажен, сгнила и коррозирует, в углу здания, в пересечении осей 8-Г с двух сторон кирпичная кладка полностью сгнила, с двух сторон трещины, техническое состояние стен аварийное.

Они неоднократно обращались в администрацию <адрес> с жалобами на ухудшение состояния жилого здания и проживание людей в антисанитарных условиях.

Администрация <адрес> не реагировала на их обращения, каждый раз давала отписки и не предприняла никаких действий по переселению граждан из аварийного жилья.

Первый раз администрация среагировала после вмешательства прокурора города, который выдал представление на основании их жалобы.

По результатам заключения комиссии администрация Каспийска издала постановление от ДД.ММ.ГГГГ, где крайний срок переселения был установлен ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ их дом признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

После распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ они ждали, что администрация начнет поиск вариантов решений, для переселения жильцов их дома из аварийного дома в безопасное жилье, но к их большому удивлению и огорчению 20 и ДД.ММ.ГГГГ они получили два уведомления от властей города, где в первом уведомлении говорится, что все документы направлены в Минстрой для участия в реализации программы переселения граждан из аварийного ветхого жилья. Во втором уведомлении, что сроки реализации программы «Переселение граждан из аварийного ветхого жилья» не утверждены ни министерством ни Правительством. Вывод: сроки расселения перенесены на неопределенный срок и будут зависеть от реализации вышеуказанной программы.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы, касающиеся расселения граждан из аварийного жилищного фонда находятся в ведении администрации органа местного самоуправления.

Порядок действия по расселению граждан из ветхого или аварийного жилья Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , а также ст. 32 ЖК РФ и утвержденными программами в каждом отдельном регионе, действующими в рамках Постановления Правительства .

Вместе с тем, исполнение органом местного самоуправления обязанностей предусмотренных ст. ст. 2, 32 и 87 ЖК РФ в случае проживания граждан в домах, представляющих опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния не может быть поставлено в зависимость от включения данного дома в региональную программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья и предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, поскольку дальнейшая эксплуатация дома и проживание в нем граждан создает реальную угрозу их жизни и здоровью, а также для жизни и здоровья иных лиц.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе и реконструкции в разумный срок.

Согласно п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления. При этом действующее законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение.

Таким образом, нуждающимся по смыслу приведенной нормы может быть не только наниматель жилого помещения, но и его собственник, что согласуется с разъяснением Конституционного Суда РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-П «По жалобе гражданина Алексеева Р. В. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2         ст. 57 ЖК РФ». Рассчитывать на переселение из ветхого и аварийного жилья в новый дом с комфортными условиями для проживания могут граждане, в том числе собственники жилых помещений, прошедших государственную регистрацию права собственности, находящихся в муниципальном многоквартирном доме или собственники частных домов, чьи владения располагаются на муниципальной земле.

Жилищные потребности граждан, проживающих в доме по                         <адрес> не удовлетворяется. Администрация <адрес> бездействует, не исполняет полномочия, предусмотренные п. 9 ч.1 ст. 14 ЖК РФ, не обеспечивает условия для осуществления гражданами, проживающими в доме по <адрес>, права на жилище, гарантированного ст. 40 Конституции РФ и пытается снять с себя всякую ответственность по исполнению своих прямых обязанностей.

В судебном заседании истцы М. С.М., Чайка Л.А.,          Муталимова П.Д., Газибекова Э.М., а также представитель истцов на основании доверенности Гусенова П.Ш. поддержали иск по изложенным в нем основаниям и просили об удовлетворении исковых требований.     

Истица Султанова А.А., будучи извещенной надлежащим образом на судебное заседание не явилась.             

Представитель ответчика - администрации ГО «<адрес>» на основании доверенности М. Р.А. иск не признал и просил в иске отказать.

Представитель Минстроя РД, будучи извещенным надлежащим образом, на судебное заседание не явился. Минстрой РД просит о рассмотрении дела без участия их представителя.

Представитель МКУ «УЖКХ <адрес>» будучи извещенным надлежащим образом, на судебное заседание не явился.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Администрацией ГО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ принято постановление о признании многоквартирного жилого <адрес> по адресу: <адрес>, непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ            -р установлен срок отселения граждан из указанного аварийного дома до ДД.ММ.ГГГГ     

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п. п. 8 и 9 ст. 14 ЖК РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЖК РФ).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 15 ЖК РФ).

Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 7 этого Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.

Согласно абз. 3 указанного пункта орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Вместе с тем, как следует из отзыва Минстроя РД, в установленном порядке жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, не признан аварийным и подлежащим сносу и не включен в реестр аварийных многоквартирных домов на территории республики.     

Rроме того, как следует из раздела II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, результат разрешения указанной категории споров зависит от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если дом не включен в такую программу, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в подпункте «и» пункта 20 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что суд не вправе обязать обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

При указанных обстоятельствах, установленных в судебном заседании, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований М. С. М., Чайка Л. А., Муталимовой П. Д., Газибековой Э. М. и Султановой А. А. к Администрации ГО «<адрес>», МКУ «УЖКХ» <адрес>, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД об обязании Администрации ГО «<адрес>» исполнить распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о сроках расселения жильцов проживающих по адресу <адрес>, и обязать Администрацию ГО «<адрес>» построить жилье в том числе с привлечением частных инвесторов и расселить в указанные в распоряжении сроки жильцов дома по     <адрес> - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной формулировке в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.

Председательствующий                                                              Р.<адрес>

Решение в окончательной формулировке изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-1024/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Муталимова Патимат Джанаевна
Султанова Айша Алиевна
Чайка Людмила Анатольевна
Газибекова Эльмира Магомедовна
Магомедов Сулейман Магомедович
Ответчики
АДМИНИСТРАЦИЯ Г.КАСПИЙСК
Другие
Магомедов Рабазан Абубакарович
Гусейнова Патимат Шахвалиевна
Суд
Каспийский городской суд Республики Дагестан
Судья
Сунгуров Радик Гусейнович
Дело на странице суда
kaspiyskiy.dag.sudrf.ru
25.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
01.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2020Дело оформлено
01.03.2020Дело передано в архив
21.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее