Решение по делу № 2-945/2019 от 05.02.2019

Дело №2-945/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 марта 2019 года г. Магнитогорск

Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

Председательствующего Гохкаленко М.Г.,

При секретаре Каримовой М.Х.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г.Магнитогорска Челябинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Орджоникидзевского района г.Магнитогорска Челябинской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обосновании иска указал, что 15.08.2018 прокуратурой района на основании задания прокуратуры Челябинской области проведена проверка Левобережного и Южного кладбищ г. Магнитогорска, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на указанных кладбищах. Постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области от 12.04.2011 <номер обезличен>-П «О создании муниципального казенного учреждения «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» полномочия по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории муниципального образования «город Магнитогорск» переданы МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска». Установлено, что земельные участки кладбищ Левобережное и Южное г. Магнитогорска переданы в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска». Также установлено, что на территории Левобережного и Южного кладбищ г. Магнитогорска проекты кладбищ г.Магнитогорска Левобережного и Южного в установленном порядке не разработаны и не утверждены, зонирование территории указанных кладбищ по функциональному значению согласно п.2.7 СанПиН 2.1.2882-11 отсутствует. В нарушение вышеуказанных норм законодательства, территория Левобережного и Южного кладбищ не имеет обваловку. Кроме того, площадки под контейнерами для мусора, установленные на территории кладбища не имеют твердого покрытия (асфальтирования, бетонирования), а также ограждения. По результату проведенной проверки в отношении директора учреждения вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном ст. 6.3 Ко АП рФ, которое находится на рассмотрении в территориально отделе Ропотребнадзора, а также в адрес руководства МКУ «КПРУ г.Магнитогорска» 01.10.2018 внесено представление. До настоящего времени требования указанные в представлении не удовлетворены. Несоблюдение перечисленных требований закона и санитарных правил и норм, нарушает социальные, эстетические и религиозные права граждан при посещении кладбища, а также права граждан на охрану здоровья и санитарно- эпидемиологическое благополучие. При этом численный и персональный состав посетителей городского кладбища установить невозможно.

РџСЂРѕСЃРёС‚ возложить РЅР° РњРљРЈ «Комбинат РїРѕС…РѕСЂРѕРЅРЅРѕ-ритуальных услуг РіРѕСЂРѕРґР° Магнитогорска» обязанность РїРѕ устранению нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства РЅР° территории Левобережного Рё Южного кладбищ Рі. Магнитогорска РІ шестимесячный СЃСЂРѕРє, СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу:     СЂР°Р·СЂР°Р±РѕС‚ать Рё утвердить проекты указанных кладбищ согласно Рї.2.7 СанПиН 2.1.2882-11, произвести обваловку РїРѕ всему периметру территории кладбищ; оборудовать площадки РїРѕРґ контейнерами для РјСѓСЃРѕСЂР°, расположенными установленные РЅР° территории кладбищ, твердым покрытием Рё ограждением (Р».Рґ. 4-7).

В судебном заседании старший помощник прокурора Орджоникидзевского района г.Магнитогорска Челябинской области Скляр Г.А. настояла на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представитель МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» Федоскин Ю.А., действующий на основании доверенности от 22.02.2019 года, исковые требования не признал. Считает, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты. Требования прокурора находятся в стадии исполнения. Данная стадия является длящейся.

Третьи лица: администрация г.Магнитогорска, Территориальный отдел Росподребнадзора по Челябинской области в судебное заседание не явились. Извещены.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора Орджоникидзевского района г.Магнитогорска Челябинской области подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что 15.08.2018 прокуратурой района на основании задания прокуратуры Челябинской области проведена проверка Левобережного и Южного кладбищ г. Магнитогорска, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на указанных кладбищах.

Согласно п.22 ч.1 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с ст.29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области от 12.04.2011 <номер обезличен> «О создании муниципального казенного учреждения «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» полномочия по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории муниципального образования «город Магнитогорск» переданы МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска».

Постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области от 02.06.2011 № <номер обезличен> МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок площадью 455150, 87 кв.м., с кадастровым номером <номер обезличен>, используемого Комбинат похоронно-ритуальных услуг, местоположение установлено относительно ориентира кладбище «Южное», расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Магнитогорск, Челябинский тракт (л.д. 16, 54).

МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» является собственником земельного участка площадью 455 150, 87 кв.м., с кадастровым номером <номер обезличен>, что следует из выписки ЕГРН (л.д. 17-21).

Постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области от 02.06.2011 <номер обезличен> МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок площадью 28 865, 7198 кв.м., с кадастровым номером <номер обезличен> используемый для расширения территории Левобережного кладбища, по адресу: Челябинская область г.Магнитогорск Левобережное кладбище (л.д. 22).

Постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области от 02.06.2011 <номер обезличен>-П МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок площадью 1816185, 33 кв.м., с кадастровым номером <номер обезличен>, используемого под территорию кладбища, расположенного по адресу: <адрес обезличен> (л.д. 46).

МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» является собственником земельного участка площадью 1816185, 33 кв.м., с кадастровым номером <номер обезличен>, что следует из выписки ЕГРН (л.д. 47-53).

Согласно уставу МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска», организация создана для оказания и исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (л.д. 29-35).

Р’ соответствии СЃ С‡.1 СЃС‚. 39 Федерального закона РѕС‚ 30.03.1999 в„– 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим    С„едеральный    РіРѕСЃСѓРґР°СЂСЃС‚венный санитарно- эпидемиологический надзор, РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении), местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших.

В силу ч. 1 ст. 17 Закона о погребении, деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее - СанПиН 2.1.2882-11).

В соответствии с п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов

кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

Согласно п.6.7 СанПиН 2.1.2882-11 площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

В ходе проверки, проведенной прокуратурой района 15.08.2018 на территории Левобережного и Южного кладбищ г. Магнитогорска установлено, что проекты кладбищ г.Магнитогорска Левобережного и Южного в установленном порядке не разработаны и не утверждены, зонирование территории указанных кладбищ по функциональному значению согласно п.2.7 СанПиН 2.1.2882-11 отсутствует.

В нарушение вышеуказанных норм законодательства, территория Левобережного и Южного кладбищ не имеет обваловку.

Кроме того, площадки под контейнерами для мусора, установленные на территории кладбища не имеют твердого покрытия (асфальтирования, бетонирования), а также ограждения.

По результату проведенной проверки в отношении директора учреждения вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ (л.д. 12-15).

В адрес руководства МКУ «КПРУ г.Магнитогорска» 01.10.2018 внесено представление (л.д. 8-9).

До настоящего времени требования указанные в представлении не удовлетворены.

Несоблюдение перечисленных требований закона и санитарных правил и норм, нарушает социальные, эстетические и религиозные права граждан при посещении кладбища, а также права граждан на охрану здоровья и санитарно- эпидемиологическое благополучие. При этом численный и персональный состав посетителей городского кладбища установить невозможно.

Представитель МКУ «КПРУ г.Магнитогорска» в судебном заседании пояснил, что в настоящее время, после проведения проверки и внесенного представления от 01.10.2018 г., разработан и утвержден план мероприятий по содержанию мест захоронений, в том числе организации твердого покрытия и ограждений площадок для мусоросборников на территории городских кладбищ. Денежные средства Администрацией города Магнитогорска выделены и доведены до МКУ «КПРУ города Магнитогорска». В рамках исполнения положений Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ МКУ «КПРУ города Магнитогорска», готовится техническое задание для проведения открытого конкурса по отбору подрядной организации на проведения работ по устройству твердого покрытия и ограждений площадок для мусоросборников на территории кладбищ Южное и Левобережное, а также работ по выполнению проекта вышеназванных кладбищ с привлечением и получением заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы научно- исследовательской и иной организации, аккредитованной в установленном порядке. Выполнение указанных мероприятий запланировано провести до 01.06.2019 г., о чем было сообщено в прокуратуру Орджоникидзевского района.

В подтверждение данных доводов, представил суду бюджетную смету на 2019 год от 29.12.2018 года, согласно которой Управлению капитального строительства и благоустройства администрации г.Магнитогорска необходимо выделить МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг г.Магнитогорска» денежные средства в размере 67 650 728, 58 руб.; постановление администрации г.Магнитогорска <номер обезличен>-П от 08.02.2019года, которым утверждены объемы и источники финансирования муниципальной программы.

Вместе с тем, данные документы не свидетельствуют с достоверностью о принимаемых мерах, а лишь подтверждают то обстоятельство, что работа по выполнению запланированных мероприятий ведется, что, в свою очередь, не лишает прокурора выйти с указанными требованиями в суд.

Исходя из вышеизложенного, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г.Магнитогорска Челябинской области, поскольку в судебном заседании установлено, что на ответчика обязанность оказывать и исполнять муниципальные функции в целях обеспечения реализации органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, возложена законом, а его бездействие, привело к нарушению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на кладбищах.

    

На основании ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку данный спор носит публично-правовой характер, в соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. ст.103,194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г.Магнитогорска Челябинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» удовлетворить.

Возложить на МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» обязанность устранить нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства на территории Левобережного и Южного кладбищ г. Магнитогорска в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу: разработать и утвердить проекты указанных кладбищ согласно п.2.7 СанПиН 2.1.2882-11, произвести обваловку по всему периметру территории кладбищ; оборудовать площадки под контейнерами для мусора, расположенными установленные на территории кладбищ, твердым покрытием и ограждением.

Взыскать с МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере триста рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца в Челябинский областной суд через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

2-945/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Орджоникидзевского района
Прокурор Орджоникидзевского района Скляр Г.А.
Ответчики
МКУ КПРУ г.Магнитогорска
Администрация г.Магнитогорска
Другие
Федоскин Ю.А.
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорск
Дело на сайте суда
magord.chel.sudrf.ru
05.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2019Передача материалов судье
11.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.02.2019Предварительное судебное заседание
05.03.2019Судебное заседание
18.03.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее