Дело №2-945/19
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
18 марта 2019 года г. Магнитогорск
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
Председательствующего Гохкаленко М.Г.,
При секретаре Каримовой М.Х.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г.Магнитогорска Челябинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Прокурор Орджоникидзевского района г.Магнитогорска Челябинской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обосновании иска указал, что 15.08.2018 прокуратурой района на основании задания прокуратуры Челябинской области проведена проверка Левобережного и Южного кладбищ г. Магнитогорска, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на указанных кладбищах. Постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области от 12.04.2011 <номер обезличен>-П «О создании муниципального казенного учреждения «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» полномочия по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории муниципального образования «город Магнитогорск» переданы МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска». Установлено, что земельные участки кладбищ Левобережное и Южное г. Магнитогорска переданы в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска». Также установлено, что на территории Левобережного и Южного кладбищ г. Магнитогорска проекты кладбищ г.Магнитогорска Левобережного и Южного в установленном порядке не разработаны и не утверждены, зонирование территории указанных кладбищ по функциональному значению согласно п.2.7 СанПиН 2.1.2882-11 отсутствует. В нарушение вышеуказанных норм законодательства, территория Левобережного и Южного кладбищ не имеет обваловку. Кроме того, площадки под контейнерами для мусора, установленные на территории кладбища не имеют твердого покрытия (асфальтирования, бетонирования), а также ограждения. По результату проведенной проверки в отношении директора учреждения вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном ст. 6.3 Ко АП рФ, которое находится на рассмотрении в территориально отделе Ропотребнадзора, а также в адрес руководства МКУ «КПРУ г.Магнитогорска» 01.10.2018 внесено представление. До настоящего времени требования указанные в представлении не удовлетворены. Несоблюдение перечисленных требований закона и санитарных правил и норм, нарушает социальные, эстетические и религиозные права граждан при посещении кладбища, а также права граждан на охрану здоровья и санитарно- эпидемиологическое благополучие. При этом численный и персональный состав посетителей городского кладбища установить невозможно.
Просит возложить на МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» обязанность по устранению нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства на территории Левобережного и Южного кладбищ г. Магнитогорска в шестимесячный срок, со дня вступления решения суда в законную силу: разработать и утвердить проекты указанных кладбищ согласно п.2.7 СанПиН 2.1.2882-11, произвести обваловку по всему периметру территории кладбищ; оборудовать площадки под контейнерами для мусора, расположенными установленные на территории кладбищ, твердым покрытием и ограждением (л.д. 4-7).
В судебном заседании старший помощник прокурора Орджоникидзевского района г.Магнитогорска Челябинской области Скляр Г.А. настояла на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» Федоскин Ю.А., действующий на основании доверенности от 22.02.2019 года, исковые требования не признал. Считает, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты. Требования прокурора находятся в стадии исполнения. Данная стадия является длящейся.
Третьи лица: администрация Рі.Магнитогорска, Территориальный отдел Росподребнадзора РїРѕ Челябинской области РІ судебное заседание РЅРµ явились. Рзвещены.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора Орджоникидзевского района г.Магнитогорска Челябинской области подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что 15.08.2018 прокуратурой района на основании задания прокуратуры Челябинской области проведена проверка Левобережного и Южного кладбищ г. Магнитогорска, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на указанных кладбищах.
Согласно п.22 ч.1 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с ст.29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
Постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области от 12.04.2011 <номер обезличен> «О создании муниципального казенного учреждения «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» полномочия по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории муниципального образования «город Магнитогорск» переданы МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска».
Постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области от 02.06.2011 № <номер обезличен> МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок площадью 455150, 87 кв.м., с кадастровым номером <номер обезличен>, используемого Комбинат похоронно-ритуальных услуг, местоположение установлено относительно ориентира кладбище «Южное», расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Магнитогорск, Челябинский тракт (л.д. 16, 54).
МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» является собственником земельного участка площадью 455 150, 87 кв.м., с кадастровым номером <номер обезличен>, что следует из выписки ЕГРН (л.д. 17-21).
Постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области от 02.06.2011 <номер обезличен> МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок площадью 28 865, 7198 кв.м., с кадастровым номером <номер обезличен> используемый для расширения территории Левобережного кладбища, по адресу: Челябинская область г.Магнитогорск Левобережное кладбище (л.д. 22).
Постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области от 02.06.2011 <номер обезличен>-П МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок площадью 1816185, 33 кв.м., с кадастровым номером <номер обезличен>, используемого под территорию кладбища, расположенного по адресу: <адрес обезличен> (л.д. 46).
МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» является собственником земельного участка площадью 1816185, 33 кв.м., с кадастровым номером <номер обезличен>, что следует из выписки ЕГРН (л.д. 47-53).
Согласно уставу МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска», организация создана для оказания и исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (л.д. 29-35).
В соответствии с ч.1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении), местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших.
В силу ч. 1 ст. 17 Закона о погребении, деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее - СанПиН 2.1.2882-11).
В соответствии с п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов
кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
Согласно п.6.7 СанПиН 2.1.2882-11 площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
В ходе проверки, проведенной прокуратурой района 15.08.2018 на территории Левобережного и Южного кладбищ г. Магнитогорска установлено, что проекты кладбищ г.Магнитогорска Левобережного и Южного в установленном порядке не разработаны и не утверждены, зонирование территории указанных кладбищ по функциональному значению согласно п.2.7 СанПиН 2.1.2882-11 отсутствует.
В нарушение вышеуказанных норм законодательства, территория Левобережного и Южного кладбищ не имеет обваловку.
Кроме того, площадки под контейнерами для мусора, установленные на территории кладбища не имеют твердого покрытия (асфальтирования, бетонирования), а также ограждения.
По результату проведенной проверки в отношении директора учреждения вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ (л.д. 12-15).
В адрес руководства МКУ «КПРУ г.Магнитогорска» 01.10.2018 внесено представление (л.д. 8-9).
До настоящего времени требования указанные в представлении не удовлетворены.
Несоблюдение перечисленных требований закона и санитарных правил и норм, нарушает социальные, эстетические и религиозные права граждан при посещении кладбища, а также права граждан на охрану здоровья и санитарно- эпидемиологическое благополучие. При этом численный и персональный состав посетителей городского кладбища установить невозможно.
Представитель МКУ «КПРУ г.Магнитогорска» в судебном заседании пояснил, что в настоящее время, после проведения проверки и внесенного представления от 01.10.2018 г., разработан и утвержден план мероприятий по содержанию мест захоронений, в том числе организации твердого покрытия и ограждений площадок для мусоросборников на территории городских кладбищ. Денежные средства Администрацией города Магнитогорска выделены и доведены до МКУ «КПРУ города Магнитогорска». В рамках исполнения положений Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ МКУ «КПРУ города Магнитогорска», готовится техническое задание для проведения открытого конкурса по отбору подрядной организации на проведения работ по устройству твердого покрытия и ограждений площадок для мусоросборников на территории кладбищ Южное и Левобережное, а также работ по выполнению проекта вышеназванных кладбищ с привлечением и получением заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы научно- исследовательской и иной организации, аккредитованной в установленном порядке. Выполнение указанных мероприятий запланировано провести до 01.06.2019 г., о чем было сообщено в прокуратуру Орджоникидзевского района.
В подтверждение данных доводов, представил суду бюджетную смету на 2019 год от 29.12.2018 года, согласно которой Управлению капитального строительства и благоустройства администрации г.Магнитогорска необходимо выделить МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг г.Магнитогорска» денежные средства в размере 67 650 728, 58 руб.; постановление администрации г.Магнитогорска <номер обезличен>-П от 08.02.2019года, которым утверждены объемы и источники финансирования муниципальной программы.
Вместе с тем, данные документы не свидетельствуют с достоверностью о принимаемых мерах, а лишь подтверждают то обстоятельство, что работа по выполнению запланированных мероприятий ведется, что, в свою очередь, не лишает прокурора выйти с указанными требованиями в суд.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· вышеизложенного, СЃСѓРґ полагает возможным удовлетворить исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Орджоникидзевского района Рі.Магнитогорска Челябинской области, поскольку РІ судебном заседании установлено, что РЅР° ответчика обязанность оказывать Рё исполнять муниципальные функции РІ целях обеспечения реализации органов местного самоуправления РІ сфере организации ритуальных услуг Рё содержания мест захоронения, возложена законом, Р° его бездействие, привело Рє нарушению законодательства РІ области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся РІ несоблюдении действующих санитарных правил Рё гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических Рё противоэпидемических мероприятий РЅР° кладбищах.
На основании ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку данный спор носит публично-правовой характер, в соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст.103,194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Рсковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Орджоникидзевского района Рі.Магнитогорска Челябинской области, действующего РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, Рє РњРљРЈ «Комбинат РїРѕС…РѕСЂРѕРЅРЅРѕ-ритуальных услуг РіРѕСЂРѕРґР° Магнитогорска» удовлетворить.
Возложить на МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» обязанность устранить нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства на территории Левобережного и Южного кладбищ г. Магнитогорска в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу: разработать и утвердить проекты указанных кладбищ согласно п.2.7 СанПиН 2.1.2882-11, произвести обваловку по всему периметру территории кладбищ; оборудовать площадки под контейнерами для мусора, расположенными установленные на территории кладбищ, твердым покрытием и ограждением.
Взыскать с МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере триста рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца в Челябинский областной суд через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: