Дело № 2-412/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего- судьи Ефимовой А.М.,
при секретаре Уральской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимовой Т.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. К. ЧР (межрайонному) о признании незаконным его решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости,
установил:
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. К. ЧР (межрайонного) (далее - Управление) № от ДД.ММ.ГГГГ Максимовой Т.А. отказано во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» со дня обращения за пенсией в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
Не согласившись с данным решением, Максимова Т.А. обратилась в суд с иском к Управлению о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, обязании ответчика включить в специальный стаж спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочную страховую пенсию в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения за ней - с ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования мотивировала тем, что за время нахождения на курсах повышения квалификации трудовые отношения с ней не прерывались, ей начислялась заработная плата, из которой производились установленные законодательством отчисления.
Истец Максимова Т.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила в суд своего представителя.
В судебном заседании представитель истца - адвокат Гайнуллин М.М. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Государственного учреждения - УПФР в г. К. ЧР (межрайонного) Гаврилова Н.А., действующая на основании доверенности, иск Максимовой Т.А. не признала по мотивам, отраженным в оспариваемом решении.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2015 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).
Подпунктом 19 пункта 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Пунктом 2 указанной статьи Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются, в том числе список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (далее -Список 2002 года).
В силу ч. 3 названного постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.
В Списке 2002 года в разделе «Наименование учреждений» указаны «школы всех наименований», в разделе «Наименование должностей» - «учитель».
Ответчиком в специальный стаж истца Максимовой Т.А. включена ее работа учителем <данные изъяты> (правопреемник <данные изъяты>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением вышеназванных спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации, которые в зачет специального стажа не приняты со ссылкой, что такие периоды не предусмотрены пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Также в специальный стаж не включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Трудовой книжкой истца Максимовой Т.А. подтверждается ее работа в указанный периоды учителем начальных классов в школе (л.д. №).
Факт нахождения истца Максимовой Т.А. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается справкой, уточняющей периоды работы, выданной <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д. №), а также копиями свидетельства о повышении квалификации и удостоверениями о краткосрочном повышении квалификации (л.д. №).
В силу п. 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой"постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ответчиком не оспаривается факт уплаты страховых взносов за истца в спорные периоды.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ в редакции, действующей в спорные периоды, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Согласно ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Пункт 9 вышеназванных Правил № 516 содержит перечень периодов работы, которые не включаются в специальный стаж. Периоды нахождения на курсах повышения в этот перечень не входят.
Судом установлено, что в периоды нахождения истцом на курсах повышения квалификации она находилась там по направлению работодателя, соответственно, обучение на курсах повышения квалификации для нее являлось обязательным.
Поскольку в указанные периоды за истцом сохранялось и место работы, и заработная плата, с которой производились предусмотренные законодательством отчисления, требования истца суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, а решение ответчика в части не включения в специальный стаж работы периодов нахождения на курсах повышения квалификации является незаконным.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> (л.д. №), следует, что Максимова Т.А. направлялась на курсы повышения квалификации в <данные изъяты>, проходившие в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако в данный период она работала в <данные изъяты> в связи с отсутствием мест на курсах.
Из изложенного следует, что истец Максимова Т.А., направленная на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, фактически не прошла указанные курсы, а продолжала работать учителем <данные изъяты> в школе.
Ответчиком также не оспаривается факт уплаты страховых взносов за истца в спорный период. Следовательно, указанный период работы также должен быть включен истцу в специальный стаж.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Как следует из пенсионного дела истца, она обратилась к ответчику за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Ответчиком при вынесении оспариваемого решении учитывались периоды работы истца Максимовой Т.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Специальный педагогический стаж по состоянию на указанную дату у истца составил 25 лет № дней, исходя из следующего расчета:
№ года № месяцев № дня (признанный ответчиком и подтвержденный документально) + № месяц № дней (суммарно периоды нахождения на курсах повышения квалификации) + № дней (период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Следовательно ДД.ММ.ГГГГ у истца возникло право на досрочную страховую пенсию по вышеназванному основанию, поэтому ее требования о признании незаконным отказа Управления в назначении досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения за ней и обязании ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с указанной даты подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд
решил:
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. К. ЧР (межрайонного) № от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным в части не включения в специальный стаж Максимовой Т.А. периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода работы учителем в школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отказа в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения за ней.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. К. ЧР (межрайонное) включить Максимовой Т.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы учителем в школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения за пенсией - с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий-судья А.М. Ефимова