Решение по делу № 33-3056/2020 от 07.08.2020

Докладчик Нестерова А.А. Апелляционное дело № 33-3056/2020

Судья Иванова Т.В.

УИД 21RS0006-01-2020-000702-27

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2020 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей НестеровойА.А., Филимоновой И.В. при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Павловой О.П. к администрации г. Канаш Чувашской Республики о признании незаконным постановления о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности восстановить на таком учете, поступившее по апелляционной жалобе Павловой О.П. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 25 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия

установила:

Павлова О.П. обратилась в суд с иском с учетом уточнений к администрации г. Канаш Чувашской Республики о признании незаконным постановления от 23 марта 2020 года № <......> в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а также с учета нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку согласно Указу Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 года № 51 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан Чувашской Республики», возложении обязанности восстановить на учете.

Требования мотивированы тем, что постановлением администрации г. Канаш Чувашской Республики от 23 марта 2020 года № <......> истец Павлова О.П. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а также с учета нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в приобретении жилья в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 года № 51 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан Чувашской Республики». С данным постановлением истец не согласна, поскольку никаких изменений, в том числе увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, у нее не произошло.

В судебном заседании истец Павлова О.П. и ее представитель – адвокат СмирновА.А. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям, пояснив, что 27 июля 2013 года истец вступила в брак с ФИО1., вселилась к мужу в комнату № <......> в доме № <......> по ул. <адрес>. В 2014 году зарегистрировалась в указанной комнате. Вместе с ним также проживал свекор Павлов Н.П. 10 июля 2014 года у них родилась дочь ФИО2. В 2017 года свекор Павлов Н.П. приобрел квартиру № <......> в доме № <......> по ул. <адрес>, в которую они переехали всей семьей. С постановлением администрации г. Канаш от 23 марта 2020 года не согласны, так как ее муж является собственником лишь 1/2 доли в праве общей долевой собственности на комнату № <......> в доме № <......> по ул. <адрес>.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Канаш Чувашской Республики Сладкова С.Н. исковые требования не признала, пояснив, что постановлением администрации г. Канаш от 23 марта 2020 года № <......> семья ПавловойО.П., состоящая из трех человек, обоснованно снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью жилой площадью свыше учетной нормы, установленной в г. Канаш.

В судебном заседании третье лицо Павлов Н.П. пояснил, что исковые требования Павловой О.П. подлежат удовлетворению.

Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 25 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований Павловой О.П. отказано.

Указанное решение обжаловано истцом Павловой О.П. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.

В апелляционной жалобе приводятся доводы о том, что квартира № <......> в доме № <......> по ул. <адрес> принадлежит на праве собственности свекру Павлову Н.П., предоставлена ее семье временно для проживания, поэтому не может быть учтена при расчете нуждаемости в жилье ее семьи.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Павловой О.П. и ее представителя адвоката СмирноваА.А., поддержавших апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с пунктами 3 и 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 января 2006 года № 2 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений (далее – Порядок).

Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку сохраняется за гражданином до получения государственной поддержки на строительство (приобретение) жилого помещения, за исключением указанных в пункте случаев, в том числе утраты основания для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и имеющим право на государственную поддержку (если общая площадь на каждого члена семьи составляет более учетной нормы, установленной органом местного самоуправления).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в состав которой включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы. В состав названной программы включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

С 1 января 2018 года действие федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, досрочно прекращено в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года № 1243.

Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с 1 января 2018 года осуществляется в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710.

Согласно изменениям, внесенным в акты правительства Российской Федерации указанным Постановлением, для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050.

Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила) одним из условий участия в подпрограмме является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.

На основании пункта 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно пунктам 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, по смыслу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении уровня обеспеченности гражданина и членов его семьи общей площадью жилого помещения в целях постановки их на учет нуждающихся в жилых помещениях, подлежат учету только те жилые помещения, в отношении которых гражданином и (или) членами его семьи в соответствии с законом приобретено право собственности или право бессрочного пользования.

В соответствии с постановлением главы администрации г. Канаш Чувашской Республики от 5 октября 2006 года № 959 учетная норма площади жилого помещения составляет 13 кв.м общей площади на одного человека.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Канаш Республики от 26 июня 2014 года № <......> Павлова О.П. с составом семьи два человека, принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку согласно Указу Президента Чувашской Республики № 51 от 6 марта 2002 года «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике».

10 июля 2014 года у Павловых родилась дочь ФИО2.

Постановлением администрации г. Канаш Чувашской Республики от 23 марта 2020 года № <......> Павлова О.П. с составом семьи три человека снята с учета нуждающихся в жилых помещениях молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным Жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и с учета нуждающихся в жилых помещениях молодых семей-получателей мер социальной поддержки на строительство (приобретение) жилых помещений за счет республиканского бюджета Чувашской Республики в связи с утратой оснований, дающих им право на получение жилого помещения.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Павловой О.П., суд первой инстанции пришел к выводу о законности принятого администрацией г. Канаш Чувашской Республики постановления о снятии с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным Жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и с учета нуждающихся в жилых помещениях молодых семей-получателей мер социальной поддержки на строительство (приобретение) жилых помещений за счет республиканского бюджета Чувашской Республики в связи с обеспеченностью семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи свыше учетной нормы, установленной в г. Канаш.

Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.

В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника (часть 1). Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (часть 2).

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Как следует из материалов дела, на момент принятия оспариваемого постановления (23 марта 2020 года) истец Павлова О.П., ее супруг ФИО1 и их несовершеннолетняя дочь ФИО2 были зарегистрированы и проживали в квартире № <......> в доме № <......> по ул. <адрес>, принадлежащей на праве собственности отцу ФИО1 – Павлову Н.П. Общая площадь квартиры составляет 47,2 кв.м.

В справке о регистрации, выданной муниципальным предприятием «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» 7 мая 2020 года, указано, что в квартире № <......> в доме № <......> по ул. <адрес> ФИО1 зарегистрирован как сын, ПавловаО.П. как невестка, ФИО2 как внучка.

При этом какого-либо соглашения с собственником Павловым Н.П., определяющим права ФИО1., Павловой О.П., ФИО2 иначе, чем это предусмотрено статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.

Поскольку на момент принятия оспариваемого постановления Павлова О.П., ее супруг ФИО1 и их несовершеннолетняя дочь ФИО2 были зарегистрированы и проживали в квартире № <......> в доме № <......> по ул. <адрес>, принадлежащей на праве собственности отцу ФИО1 – Павлову Н.П., имели право пользования указанным жилым помещением наряду с его собственником как члены его семьи, то с учетом положений статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснений, данных в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, указанное жилое помещение подлежит учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения истца и членов его семьи.

С учетом общей площади квартиры № <......> в доме № <......> по ул. <адрес> (47,2 кв.м) и количества зарегистрированных в ней лиц (4 человека) на каждого проживающего приходится по 11,8 кв.м (47,2 кв.м : 4 чел.), соответственно на ПавловуО.П., ее супруга ФИО1 и их несовершеннолетнюю дочь ФИО2 приходится 35,4 кв.м общей площади данного жилого помещения (11,8 кв.м * 3 чел.).

Кроме того, согласно свидетельствам о государственной регистрации права супруг истца ФИО1 является собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на комнату № <......> в доме № <......> по ул. <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 24 марта 2011 года и собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на эту комнату на основании договора передачи № <......> от 15 октября 2009 года. Общая площадь комнаты составляет 21,3 кв.м.

Принимая во внимание, что в соответствии с положениями части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации подсчет уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых членами одной семьи на праве социального найма и (или) праве собственности, то уровень обеспеченности семьи Павловых общей площадью жилого помещения следует рассчитывать исходя из суммарной площади жилого помещения, находящейся в пользовании Павловой О.П., ее супруга ФИО1, их несовершеннолетней дочери ФИО2 в квартире № <......> в доме № <......> по ул. <адрес> в размере 35,4 кв.м и площади комнаты № <......> в доме № <......> по ул. <адрес>, принадлежащей супругу истца ФИО1 на праве собственности (1/6 доля в праве и 1/3 доля в праве) в размере 10,65 кв.м ((21,3 кв.м * 1/6 долю) + (21,3 кв.м * 1/3 долю)), на каждого члена семьи Павловых приходится по 15,35 кв.м общей площади (35,4 кв.м + 10,65 кв.м) : 3 чел. = 15,35 кв.м).

Таким образом, обеспеченность семьи Павловых на каждого человека составляет 15,35 кв.м, что превышает учетную норму, установленной в г. Канаш Чувашской Республики.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление администрации г. Канаш Чувашской Республики от 23 марта 2020 года № <......> о снятии Павловой О.П. с учета нуждающихся в жилых помещениях молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным Жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и с учета нуждающихся в жилых помещениях молодых семей-получателей мер социальной поддержки на строительство (приобретение) жилых помещений за счет республиканского бюджета Чувашской Республики является законным.

Доводы апелляционной жалобы в основном повторяют правовую позицию истца, изложенную в исковом заявлении, и выраженную в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями для принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. В своем решении суд оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.

Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

При таком положении оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 25 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Павловой О.П. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий М.А. Блинова

Судьи А.А. Нестерова

И.В. Филимонова

33-3056/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Павлова О.П.
Ответчики
администрация г.Канаш ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Нестерова Анна Александровна
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
07.08.2020Передача дела судье
31.08.2020Судебное заседание
04.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2020Передано в экспедицию
31.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее