УИД 12RS0002-01-2021-001042-42
Дело № 12-839/2021
Решение
г. Звенигово 09 ноября 2021 года
Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Тарасов Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Центр-Люкс» (далее – ООО «Центр-Люкс») Лабутиной Т.А. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, вынесенное 13 мая 2021 года в отношении директора ООО «Центр-Люкс» Лабутиной Татьяны Анатольевны,
установил:
постановлением руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл ФИО1 от 13 мая 2021 года директор ООО «Центр-Люкс» Лабутина Т.А. привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл, директор ООО «Центр-Люкс» Лабутина Т.А. обратилась с жалобой в суд, в которой указала, что оно вынесено незаконно и необоснованно, поскольку в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства ее вины и умысла на совершение правонарушения, ООО «Центр-Люкс» предпринимает все возможные меры для надлежащего выполнения обязанностей, предусмотренных договором управления, в связи с чем просит обжалуемое постановление отменить.
В судебном заседании старший помощник прокурора Звениговского района Липина М.А. с жалобой не согласилась, находит постановление руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл законным и обоснованным.
Представитель Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл, директор ООО «Центр-Люкс» Лабутина Т.А., извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав участвующих в судебном заседании лиц, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 4 ст. 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, за что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектами данной статьи выступают общественные отношения, регулируемые законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ выражается в невыполнении положений ч. 4 ст. 12 Закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Субъектами административной ответственности по данной части названной статьи являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за содержание многоквартирных домов.
Исходя из положений ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно пункту 1.2 части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации - состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13 августа 2006 года, определен состав такого имущества.
Пунктом 2 указанных Правил определен состав общего имущества, в состав которого в силу подпункта "е"(1) названного пункта включаются автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 18 минимального перечня услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают в себя, в том числе контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.).
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности урегулированы Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 23 ноября 2009 года).
Согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно п. 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года №1034, перед каждым отопительным периодом и после очередной проверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62-72 настоящих правил.
Согласно п. 91 Правил работоспособность проверяется не реже одного раза в год, а также после очередной (внеочередной) проверки или ремонта узла учета.
ООО «Центр-Люкс» имеет лицензию № от 28 апреля 2015 года на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Многоквартирный <адрес> находится в управлении ООО «Центр-Люкс».
Приказом № от 15 июня 2020 года директором ООО «Центр-Люкс» назначена Лабутина Т.А.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, прокуратурой Звениговского района Республики Марий Эл в отношении ООО «Центр-Люкс» 02 марта 2021 года проведена проверка по обращению ФИО2 от 17 февраля 2021 года по вопросу начисления платы за услуги отопления, в ходе которой установлено, что 27 сентября 2010 года по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, был установлен общедомовой прибор учета теплоэнергии, срок проверки которого истек, с 01 октября 2020 года коммерческий учет тепловой энергии был прекращен. Филиалом ООО «Марикоммунэнерго «Звениговские тепловые сети» указано устранить неисправность до 01 декабря 2020 года. До указанного срока проверка общедомового прибора учета тепловой энергии не была проведена.
В связи с этим, по факту выявленных нарушений консультантом отдела правовой, кадровой работы и лицензионного контроля Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл ФИО3 30 апреля 2021 года в отношении директора ООО «Центр-Люкс» Лабутиной Т.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого руководителем Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл ФИО1 Лабутина Т.А. признана виновной в его совершении и ей назначено наказание с применением ст. 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
По мнению должностного лица административного органа, вина Лабутиной Т.А. в совершении вышеуказанного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении № от 30 апреля 2021 года; жалобой ФИО2 от 17 февраля 2021 года; актом обследования узла учета тепловой энергии и теплоносителя от 01 октября 2020 года, 01 марта 2021 года; договором на выполнение подрядных работ №№ от 20 августа 2010 года; справкой о результатах проверки от 31 марта 2021 года; договором управления многоквартирным домом № по <адрес> от 22 марта 2019 года.
Вместе с тем, с такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из п.п. «а» п. 59 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» следует, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, а в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения.
Так, из материалов дела следует, что 01 октября 2020 года произведен осмотр узла учета тепловой энергии по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, срок поверки прибора истекал 27 ноября 2020 года. С указанного времени прибор учета считался вышедшим из строя. В последующем 19 и 26 февраля 2021 года ООО «Центр-Люкс» направило письма в филиал ООО «Марикоммунэнерго «Звениговские тепловые сети» для принятия на учет прибора учета тепловой энергии после поверки, то есть в течение времени составляющем не более 3 месяцев (трех расчетных периодов).
Таким образом, ООО «Центр-Люкс», в лице директора Лабутиной Т.А. была своевременно организована проверка общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, в связи с чем, согласно с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл ФИО1 от 13 мая 2021 года, вынесенное в отношении директора ООО «Центр-Люкс» Лабутиной Т. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.В. Тарасов