Дело № 2-592/2021
УИД № 22RS0067-01-2020-005224-81
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июля 2021 года г. Барнаул
Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
председательствующего судьи Фурсовой О.М.,
при секретаре Звягинцевой Е.А.,
с участием прокурора: Антюхиной С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула к Носенко Надежде Ильиничне, Носенко Андрею Анатольевичу, Королевой Елене Анатольевне, Королевой Анастасии Константиновне о выселении из жилого помещения с предоставлением жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Жилое помещение <адрес> является объектом муниципального жилищного фонда.
По договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ нанимателем спорного жилого помещения является Носенко Н.И. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены следующие члены семьи: Носенко А.А.( сын), Королева Е.А. ( дочь), несовершеннолетняя Королева А.К. (внучка).
<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании решения межведомственной комиссии для оценки жилых помещений шпального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на администрацию города возложена обязанность предоставить Носенко Н.И. вне очереди по договору социального найма жилого помещения общей площадью не менее 46,1 кв.м, на состав семьи из 4-х человек.
Семье Носенко предложено жилое помещение муниципального жилищного фонда, общей площадью 53 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. От переселения в указанное жилое помещение ответчики отказались.
В связи с чем, ссылаясь на указанные обстоятельства КХКЖ г.Барнаула обратился в суд с иском к указанным ответчикам о выселении из жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, с предоставлением другого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца КЖКХ г. Барнаула - Саморукова А.В. на уточненных исковых требованиях настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика Носенко Н.И. - Михайлин А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на необоснованность.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, имеющимся в материалах дела.
Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежат удовлетворению, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 1, 3).
В соответствии с п. 1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания (пункты 1, 3 части 1).
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в том случае, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, жилое помещение <адрес> является объектом муниципального жилищного фонда.
Носенко Н.И. является нанимателем двухкомнатной квартиры, расположенной <адрес>, общей площадью 46,1 кв.м, на основании ордера, выданного администрацией Октябрьского района города Барнаула ДД.ММ.ГГГГ.
Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены ее семьи: сын Носенко А.А., дочь Королева Е.А., несовершеннолетняя внучка Королева А.К.
Решением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № установлен срок выполнения работ по сносу указанного жилого дома до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на администрацию города Барнаула Алтайского края возложена обязанность предоставить Носенко Н.И. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в границах муниципального образования городской округ город Барнаул Алтайского края взамен аварийного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта города Барнаул Алтайского края, общей площадью не менее 46,1 кв.м, состоящее из двух комнат на состав семьи из 4-х человек, включив в договор социального найма в качестве членов семьи: Носенко А.А., Королеву Е.А., Королеву А.К.
Из содержания решения суда следует, согласно краевой адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ №, жилой <адрес> года постройки, включен в Перечень домов, признанных аварийными до 2017 года. Определена планируемая дата окончания переселения – до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, администрацией города принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка и жилых помещений многоквартирного <адрес>».
Как указывает истец в обоснование заявленных требований для Носенко Н.И. было приобретено жилое помещение по адресу: <адрес>
Помещение № по адресу; <адрес> на основании экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ выданного ООО «Инженерно-техническая компания «Феникс» является пригодным для проживания.
Согласие на предлагаемое жилое помещение ответчики не выразили.
Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86 ЖК РФ).
Согласно ст. 87.2 Жилищного кодекса Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, подлежащим выселению из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Из приведенных выше правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
На это обращено внимание и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", указавшего, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК Российской Федерации.
Этому разъяснению корреспондирует неоднократно высказанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой статья 89 (часть 1) ЖК Российской Федерации не ограничивает суды в возможности в ходе исследования и оценки того или иного варианта предоставления жилого помещения принять во внимание обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Таким образом, реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Из приведенных норм жилищного законодательства следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным (равным) по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий.
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (часть 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации), на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения (пункт 1 статьи 10 Федерального закона N 131-ФЗ). Наделение муниципальных образований указанным статусом, осуществляется законами субъектов Российской Федерации (часть 1.1 статьи 10 поименованного закона).
Согласно абзацу седьмому части 1 статьи 2 и пункту 3.3 части 1 статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ) городской округ - это один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах; в состав территории городского округа входят один или несколько городов и (или) иных городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее двух третей населения городского округа, при этом в состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, размер которых не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа; на территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации.
В силу п.1. 1, 1.2, 1.3 Решения Барнаульской городской Думы от 30.03.2012 б утверждении Положения о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными подлежащими сносу или реконструкции» (далее - Решение №720) положение о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для лия, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (далее - Положение) разработано в соответствии с Конституцией ой Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующим вопросы в области жилищных правоотношений.
Действие настоящего Положения распространяется на отношения, связанные с переселением нанимателей, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма, признанных непригодными для проживания, а также нанимателей и собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Основанием для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, является заключение межведомственной комиссии города Барнаула для оценки жилых помещений о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - заключение) и распоряжение администрации города о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, сроках отселения граждан (далее - распоряжение).
Согласно ст.1 Устава городского округа города Барнаула Алтайского края, муниципальное образование город Барнаул Алтайского края наделено статусом городского округа законом Алтайского края от 27.12.2008 N 144-ЗС "О статусе и границах муниципального и административно-территориального образования город Барнаул Алтайского края" с административным центром в городе Барнауле.
Полное наименование муниципального образования - "городской округ - город Барнаул Алтайского края". Сокращенное наименование муниципального образования - "город Барнаул". Полное и сокращенное наименования являются равнозначными.
Согласно решению Барнаульской городской Думы от 28.02.2018 №71 «О принятии Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края» в состав территории городского округа входят не являющиеся муниципальными образованиями город, поселок городского типа и сельские населенные пункты: город Барнаул; рабочий поселок Южный; села: Власиха, Гоньба, Лебяжье; станции: Власиха, Железнодорожная Казарма 242 км, Железнодорожная Казарма 250 км, Железнодорожная Казарма 253 км, Ползуново;
Таким образом, поселок Центральный является сельским населенным пунктом, расположенным на территории муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края.
В границах города Барнаула поселок Центральный не расположен.
Указанные сведения также подтверждаются ответом комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, представленным в материалы дела по запросу суда Генеральным планом городского округа-города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., Предоставляемое в связи с выселением из аварийного жилья другое жилое помещение должно по общему правилу находиться в границах того же населенного пункта, что и ранее занимаемое жилое помещение.
Рассматривая вопросы, связанные с таким предъявляемым законом требованием к предоставляемому в связи с выселением жилому помещению, как нахождение его в границах данного населенного пункта, следует отметить, что не все суды проводят различие между понятиями "границы населенного пункта" и "границы муниципального образования".
Под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Статьей 11 указанного федерального закона предусмотрено, что в территорию городского округа входят территория, состоящая из земель внутри городской черты соответствующего городского населенного пункта, прилегающие к территории городского населенного пункта земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего городского населенного пункта, рекреационные земли, земли для развития городского населенного пункта. Населенные пункты, расположенные на указанных землях, могут быть включены в состав территории городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 2 названного выше закона муниципальный район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а городской округ является городским поселением, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, понятие "населенный пункт" применительно к статье 86 и части 1 статьи 89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является равнозначным понятиям "муниципальное образование", "городской округ" или "муниципальный район", в связи с чем следует признать правильной практику тех судов, которые отказывают в удовлетворении исков администраций муниципальных образований о выселении граждан из непригодных для проживания жилых помещений в такие жилые помещения, которые хотя и находятся в границах городского округа или муниципального района, но расположены за пределами населенного пункта, в котором находится ранее занимаемое помещение.
Таким образом, суд приходит к выводу, что жилое помещение № муниципального жилищного фонда в доме по <адрес>, признанным аварийным, расположено во внутренней черте города Барнаула (городское поселение), тогда как предоставляемое жилое помещение хоть и находится в границах городского округа, но расположено за пределами населенного пункта, в котором находилось ранее занимаемое помещение, т.е. в поселке Центральном (сельское поселение), в связи с чем оно не отвечает такому необходимому в соответствии сч.1 ст.89 ЖК РФ критерию, как нахождение в границах данного населенного пункта, а переселение, при отсутствии на это согласия нанимателя и членов его семьи, в другой населенный пункт в рамках реализации мер по ликвидации аварийного жилого фонда законом не предусмотрено.
С учётом установленных по делу обстоятельств, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что помещение №, расположенное по адресу: <адрес> было предложено ответчикам для заселения в рамках исполнения решения Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, ответчики заселяться в указанное помещение не согласились.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, поскольку судом уже принято решение, по мнению суда спор о выселении ответчиков в спорное помещение подлежит разрешению в рамках исполнения вышеуказанного решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула к Носенко Надежде Ильиничне, Носенко Андрею Анатольевичу, Королевой Елене Анатольевне, Королевой Анастасии Константиновне о выселении из жилого помещения с предоставлением жилого помещения по договору социального найма - оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: О.М. Фурсова