Дело № 2-1237/2021
11RS0004-01-2021-001893-27
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Литвиненко С.К.,
при секретаре Макаровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи в городе Печоре 08 декабря 2021 года гражданское дело по иску Егорова В.А. к ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми о взыскании заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Егоров В.А. обратился в суд с иском к ответчику о взыскании невыплаченной заработной платы, указывая, что в период с марта 2019 года по июль 2020 года был трудоустроен в столовой жилой зоны ФКУ ИК-49 и состоял в должности «резчик пищевой продукции» (хлеборез). В указанный период времени труд истца оплачивался частично. Согласно расчетных листков, представленных истцом в трудовую инспекцию, рабочий день истца составлял не более 7 часов в сутки, и был один день в неделю выходной, что не соответствует действительности. По факту истец работал от 13 до 17 часов в сутки, выходных дней в спорный период не было. По мнению истца, ему недоплатили 50% заработной платы, что и послужило основанием для обращения в суд.
Истец обосновывает требования положениями ст. ст. 391,392,395 ТК РФ.
Заявлением, поступившим в Печорский городской суд Республики Коми 16.11.2021г., истец уточнил исковые требования и просит взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в размере 65 000 рублей (л.д.148).
В судебном заседании истец на иске настаивал, доводы, изложенные в заявлениях и объяснения, данные в предыдущем судебном заседании, поддержал. Считает, что срок исковой давности, не пропущен.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Рязанской области, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области.
В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица УФСИН России по Республике Коми Бегман Л.С., действующая на основании доверенностей (л.д.27,122-123), требования не признала, поддержала правовую позицию, изложенную в отзывах (л.д.23-26, 65), просила отказать истцу в иске, в т.ч. и в связи с пропуском срока исковой давности.
Дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц: Государственной инспекции труда в Республике Коми (Печорский отдел), УФСИН России по Рязанской области, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (л.д.138,144,155-156).
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика и третьего лица, допросив свидетелей: М. П. Ф. С исследовав материалы дела, обозрев журнал выдачи колюще-режущего инструмента для работы в столовой жилой зоны ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, лицевой счет по учету движения личных денег Егорова В.А. ****, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В силу ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 7 ст. 18 вышеуказанного Закона учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяет перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производственную продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.
Согласно ст. 1 УИК РФ задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В соответствии с положениями названного Кодекса каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных (ч. 1 ст. 103).
Статья 10 УИК РФ устанавливает, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определенных администрацией исправительных учреждений. Таким образом, указанные отношения возникают в связи с отбыванием осужденным назначенного судом наказания в виде лишения свободы и носят уголовно-правовой характер.
При этом в соответствии со ст. 9 УИК РФ труд является одним из основных средств исправления осужденных и регулируется нормами уголовно-исполнительного законодательства (ч. 2 ст. 2 УИК РФ). Данная формулировка соответствует нормам, содержащимся в Трудовом кодексе Российской Федерации. Так, в ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что действие трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, не распространяется на военнослужащих, членов совета директоров; лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, а также других лиц, если это установлено федеральным законом. В данном случае к числу указанных федеральных законов относится, в том числе, УИК РФ.
Как следует из содержания ч. 2 ст. 103, ч. 1 ст. 104, ч. 3 ст. 129 УИК РФ, нормы трудового права, регулирующие порядок заключения трудового договора, приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, не распространяются на осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы. Однако в части материальной ответственности осужденных, продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда, законодательство о труде распространяется на осужденных в полном объеме согласно ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 104, ч. 1 ст. 105 УИК РФ. Вопросы приема и увольнения осужденных регулируются, в первую очередь, исполнительным законодательством.
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением осужденными трудовой деятельности - это специфические отношения, которые регулируются нормами как уголовно-исполнительного, так и трудового законодательства.
Согласно ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:
1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
Судом установлено следующее.
Егоров В.А. осужден ****. Прибыл в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми 18.04.2018г., убыл 05.08.2021г. в СИЗО-1 г. Рязани УФСИН России по Рязанской области (л.д.29).
На основании Приказа начальника ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми №... от 18.03.2019г. Егоров В.А. был трудоустроен на должность резчика пищевой продукции 1го квалификационного разряда ЕТКС столовой хозяйственной обслуги, с должностным окладом 3473 рубля (согласно штатного расписания) (л.д.31-32).
На основании протеста прокурора от 26.07.2019г. №..., 05.08.2019г. Егоров В.А. был освобожден от занимаемой должности с выплатой денежной компенсации в счет неиспользованного отпуска в количестве 4 рабочих дней (л.д.33-34).
На основании Приказа начальника ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми №... от 06.08.2019г. Егоров В.А. был трудоустроен на должность резчика пищевой продукции 1го квалификационного разряда ЕТКС столовой хозяйственной обслуги, с должностным окладом 3473 рубля (согласно штатного расписания 3339 руб.) с 06.08.20219г. (л.д.35-36,38-41).
Приказом начальника ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми №... от 03.07.2020г. Егоров В.А. освобожден от занимаемой должности резчика пищевой продукции 1го квалификационного разряда ЕТКС столовой ХО на основании акта от 30.06.2020г. о нарушении установленного порядка отбывания наказания, выплатив денежную компенсацию в счет неиспользованного отпуска в количестве 11 рабочих дней за период работы с 06.08.2019г. по 03.07.2020г. (л.д.37).
Доводы истца о том, что он ежедневно, без выходных работал в столовой жилой зоны от 13 до 17 часов и ему недоплачивалась заработная плата, судом отклоняются как необоснованные, поскольку опровергаются письменными доказательствами.
На основании приказа начальника ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми от 10.11.2010г. №... в колонии установлен односменный режим рабочего времени для осужденных с продолжительностью 40-часовой рабочей недели: шестидневная с одним выходным днем – воскресенье, кроме осужденных, работающих в сменном режиме на объектах: пекарня, котельная, столовая, участок подсобного хозяйства с 01.12.2010г. (л.д.30).
Из представленных в материалы дела табелей учета рабочего времени следует, что у истца была 40 часовая рабочая неделя с одним выходным днем – воскресенье (л.д.68-84).
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей М. П. Ф. не подтвердили факт того, что истец работал каждый день от 13 до 17 часов, показали, что у истца был входной день воскресенье. Истец после выдачи хлеба и других продуктов мог с разрешения начальника столовой покинуть столовую и заниматься в спортзале.
К показаниям свидетеля С который работал поваром столовой жилой зоны ФКУ ИК-49 в спорный период времени (март 2019 – июль 2020), суд относится критически в той части, что истец ежедневно без выходных с 6.00 до 20.00 находился на рабочем месте хлебореза, поскольку как показал свидетель, у него график работы был два дня работы на два дня выходных и тот в свои выходные дни видел Егорова В.А. в хлеборезке столовой, однако это не подтверждает, что истец перерабатывал норму часов, установленную в ФКУ ИК-49. Данный свидетель в настоящее время отбывает наказание вместе с истцом в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области, что, по мнению суда, влияет на их объективность.
Из представленных в материалы дела расчетных листков о начисленной и выплаченной истцу заработной плате в спорный период времени (18.03.2019 - 03.07.2020), следует, что начисленная заработная плата составляла не менее МРОТ, как установлено трудовым законодательством в соответствии с выработанной нормой часов (л.д.51-52).
Ссылку истца на журнал выдачи колюще-режущего инструмента для работы в столовой жилой зоны ФКУ ИК-49, которым, по мнению истца, подтверждается факт ежедневного получения ножей для работы, суд считает не состоятельной, поскольку, согласно данному журналу имеется только одна запись от 01.04.2020г. по получению ножей. Данный день был рабочим – среда. Других записей не имеется. Журнал выдачи колюще-режущего инструмента для работы в столовой жилой зоны ФКУ ИК-49 за 2019 год уничтожен по истечению срока хранения (1 год) (л.д.54-55,66-67).
Доводы истца о том, что представленный журнал фальсифицирован, судом отклоняются, поскольку доказательств это не представлено, журнал прошит и пронумерован, опечатан печатью.
Истцом не доказан факт того, что им ежедневно перерабатывалась норма часов, установленная локальным актом ФКУ ИК-49.
Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика недоначисленной заработной платы в размере 65 000 рублей удовлетворению не подлежат.
Кроме того, заслуживают внимания доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, предусмотренные ст. 392 ТК РФ.
В силу ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Судом установлено, что истец был освобожден от занимаемой должности за нарушение установленого порядка отбывания наказания 03.07.2020г.
Истец просит взыскать задолженность по заработной плате за период с 18.03.2019г. по 03.07.2020г.
Согласно Положению об оплате труда осужденных, утвержденного в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, заработная плата осужденным выплачивается 25 числа текущего месяца и 10 числа следующего месяца (л.д.42-48).
Судом установлено, что истцу выдавались расчетные листки ежемесячно, что следует из искового заявления истца, в котором он указывает, что им в трудовую инспекцию были направлены расчетные листки, из которых он узнал, что его рабочий день составлял не более 7 часов, кроме того, истец ежемесячно расписывался в своем лицевом счете №Е-1939, где указано о зачисленной на его лицевой счет заработной плате.
Таким образом, истец пропустил срок за обращением с настоящим иском в суд за период с 18.03.2019г. по 31.05.2020г., что, в силу ст. 199 ГК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Как следует из материалов гражданского дела, истцу, когда он выполнял трудовые обязанности, отбывая наказание в ИК-49, ежемесячно выдавались расчетные листки.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что порядок начисления и размер заработной платы доводился до сведения Егорова В.А. путем выдачи расчетных листков. В каждом случае, получая заработную плату, истец должен был знать о нарушении своего права на оплату труда за предыдущий месяц.
При должной осмотрительности и внимательности он мог своевременно обратиться за защитой своих трудовых прав, однако в суд с данными требованиями обратился только 16.06.2021г., что следует из штемпеля на конверте (л.д.9), то есть с пропуском срока, установленного ст. 392 Трудового кодекса РФ.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, объективно исключающих возможность подачи искового заявления в суд в установленный ч. 1 ст. 392 ТК РФ срок, истцом не представлено.
Доводы истцу о том, что он не обращался к ответчику с требованиями произвести оплату труда в полном объеме, так как боялся, что его накажут, судом не может расцениваться как уважительная причина для восстановления срока для обращения в суд.
Суд принимает решение по заявленным требованиям истцом требованиям (ч.3 ст. 196 ГПК РФ).
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Егорова В.А. к ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми о взыскании заработной платы, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: судья Литвиненко С.К.
Мотивированное решение изготовлено 09 декабря 2021 года.