Решение по делу № 2-2471/2021 от 14.07.2021

Дело № 2-2471/2021

Р Е Ш Е Н И Е

         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград                                                                                    24 ноября 2021 года

Советский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Макаровой Т.В.,

при секретаре Бакулиной Е.Ю.,

с участием:

представителя ответчика ТСН «Ярославский 10» Зуевой Т.Ю., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамовой Марии Викторовны к ТСН «Ярославский 10» о признании незаконным метода расчета согласно нормативу при наличии общедомовых и индивидуальных приборов учета, перерасчете платы, начисленной потребителю за содержание общего домового имущества за период с января 2018 года по июнь 2021 года исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета по каждому коммунальному ресурсу: горячее и холодное водоснабжение, электроэнергию, взыскании штрафа и взыскании почтовых расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Абрамова М.В. обратилась в суд с иском к ТСН «Ярославский 10» о признании незаконным метода расчета согласно нормативу при наличии общедомовых и индивидуальных приборов учета, перерасчете платы, начисленной потребителю за содержание общего домового имущества за период с января 2018 года по июнь 2021 года исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета по каждому коммунальному ресурсу: горячее и холодное водоснабжение, электроэнергию, взыскании штрафа и взыскании почтовых расходов

В обоснование требований указала, что она является собственником 1/4 жилого помещения по адресу: г. Волгоград, ул. Ярославская, д. 10, кв. 80.

В соответствии с платежными документами, управляющей организацией ТСН «Ярославский 10» осуществлено начисление оплаты коммунальных ресурсов (далее - КР на СОИ) за содержание общего домового имущества за период январь 2018 - июнь 2021 по нормативу потребления ресурсов. При этом, в многоквартирном доме установлены общедомовые приборы учета и никакого решения собрания собственников жилого помещения о порядке начисления платы за КР на СОИ не принято. Полагает, что отсутствие перерасчета исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, как того требует закон, делает выставленный в платежных документах размер платы незаконным. Истец обратилась в ТСН «Ярославский 10» с заявлением о перерасчете на основании показаний общедомовых приборов учета, но получила отказ (ответ от 05 июля 2021 года), который считает незаконным.

Просила признать незаконным метод расчётов ТСН «Ярославский 10» по КР на СОИ по ЭЭ, по КР на СОИ ГВС, по КР на СОИ ХВС в доме 10 по улице Ярославской согласно нормативу ввиду наличия общедомовых приборов учёта и наличия счётчиков у каждого собственника;

Обязать ТСН «Ярославский 10» произвести перерасчет платы, начисленной потребителю за содержание общего домового имущества за период январь 2018 - июнь 2021 года исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета по каждому коммунальному ресурсу: горячее и холодное водоснабжение, электроэнергия.

Взыскать с ТСН «Ярославский 10» в пользу Абрамовой Марии Викторовны штраф за оплаченные, но не потреблённые коммунальные ресурсы по нормативу, вместо методики расчёта по показаниям общедомовых приборов учёта, в перерасчёте которых было отказано в досудебном порядке в размере 6305 рублей 01 копейка, почтовые расходы в размере 209 рублей 84 копейки.

Истец Абрамова М.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно

Представитель ответчика ТСН «Ярославский 10» по доверенности Зуева Т.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать.

Представитель третьего лица инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно пункту 5 части 2 названой статьи, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Расчетным периодом по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги является месяц - в силу части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно пункту 2 Правил N 354, коммунальными услугами признается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальным ресурсам относится, в том числе, электрическая энергия, используемая для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Нормативом потребления коммунальной услуги является количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами.

В судебном заседании установлено, что Абрамова Мария Викторовна, является собственником 1/4 жилого помещения по адресу: г. Волгоград, ул. Ярославская, д. 10, кв. 80, общей площадью 75,9 м2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.11).

Обслуживающей данный многоквартирный дом организацией является ТСН «Ярославский 10», что не оспаривается представителем ответчика в судебном заседании, а также следует из платежного документа.

ТСН «Ярославский 10» осуществлено начисление оплаты коммунальных ресурсов за содержание общего домового имущества (КР на СОИ) за период январь 2018 - июнь 2021 по нормативу потребления ресурсов по электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения.

Плата рассчитывается ответчиком по нормативу потребления без учета фактического потребления по ОДПУ.

ТСН «Ярославский 10» произвел доначисления в платежных документах за декабрь 2020, за январь 2021, за февраль 2021, за март 2021 г.г.: 129,03 руб.; 1071,71 руб.; 1465,63 руб.; 1240.96 руб.

Разница между начислением, произведенным ответчиком по нормативу потребления и расчетом по фактическому потреблению в указанные месяцы по квартире истца составила 339,03 рублей (46,37 + 21,71 + 47,19 + 28,74 + 40,31 + 24,5 + 49,53 + 6,3 + 1,78 + 49,53 + 2,17 + 20,90).

Порядок перерасчета размера расходов за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета Правительством РФ не установлен, поскольку отсутствие такого порядка не должно приводить к нарушению прав граждан и неосновательному обогащению управляющей организации, так как в силу положений ст. ст. 541, 544 Гражданского кодекса РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

До установления Правительством Российской Федерации такого порядка, перерасчет коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, должен производиться в соответствии с действующим порядком перерасчета, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ положения которых предусматривают, что плата за использование коммунального ресурса (услуг) рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома. При этом полученный объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (разница между общим и индивидуальным потреблением) сравнивается с нормативом потребления. Если полученная разница превышает объем по нормативу, то начисление ограничивается нормативом.

При этом указанные положения Правил не устанавливают прямого запрета на включение расходов на оплату коммунальных услуг в составе платы за содержание жилого помещения, в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг, определяемого по общедомовому прибору учета.

Разрешая заявленные исковые требования суд исходит из следующего.

Из пункта 1 части 2 статьи 154 (в действующей с 10.08.2017 редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ), части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, состоящую из платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.

Пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 267-ФЗ, которая действовала с 29.12.2016 по 09.08.2017 предусматривала, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В силу статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1).

Часть 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 267-ФЗ действовавшей по 09.08.2017, предусматривала, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Часть 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации в действующей с 10.08.2019 редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ предусматривает, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Часть 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 267-ФЗ в период с 04.07.2016 по 09.08.2017, предусматривала, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Из пункта 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.03.2016 N 73-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что положения пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.

Согласно пункту 10 названной статьи при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления (пункт 2).

До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 3).

Постановлением Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 25 июля 2012 г. № 4/1 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области» определено на основании применения расчетного метода утвердить нормативы потребления населением коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области согласно приложениям 1, 2.

Пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (Правила № 491) предусмотрено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

С 1 января 2017 г. в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г.

При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, федеральным законодателем с 01.01.2017 осуществлено регулирование соответствующих общественных отношений посредством определения предельного максимального размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, включаемых первоначально в плату за содержание жилого помещения, что, следовательно, не исключает для определенного случая меньший, а именно фактический, размер этих расходов, который может быть ниже размера норматива.

Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ, действующей с 10.08.2017, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Системное толкование приведенных выше норм позволяет прийти к выводу, что размер расходов на оплату электрической энергии потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, может составлять меньшую величину, чем размер установленного норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Утверждение представителя ответчика о том, что перерасчет размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета невозможен в силу того, что порядок перерасчета не установлен Правительством Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку до установления Правительством Российской Федерации такого порядка, перерасчет коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, должен производиться в соответствии с действующим порядком перерасчета. Такой порядок предусмотрен Правилами № 354.

Согласно пункту 40 названных Правил, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды) (пункт 40).

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.

В случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пункт 44).

Если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется (пункт 45).

Плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяемая в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (пункт 46).

Таким образом, исходя из действующего законодательства, плата должна рассчитываться как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Так, в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 № 50534-ОГ/04, указано, что расчет в данном случае должен производиться следующим образом: снимаются показания общедомовых приборов учета, считается объем услуг по индивидуальным счетчикам, находится разница между общим и индивидуальным потреблением, полученная разница сравнивается с нормативом потребления. Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив, превышение оплачивает управляющая организация. Если разница меньше, то начисление производится по фактическому объему потребления.

Размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оплачивает управляющая организация.

Таким образом, разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования суд установил, что в указанные в иске расчетные периоды разница между показаниями общедомового прибора учета и показаниями индивидуальных приборов учета была меньше норматива потребления, признает незаконными, нарушающими права Абрамовой М.В. как потребителя предоставляемых управляющей компанией услуг, действия ответчика по начислению Абрамовой М.В. платы за коммунальный ресурс - электрическую энергию, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в указанный истцом период, по нормативу потребления коммунального ресурса без учета фактических показаний общедомового прибора учета электрической энергии, полагает необходимым обязать ТСН «Ярославский 10»произвести перерасчет и излишне начисленные Абрамовой М.В. и уплаченные ею суммы за электрическую энергию, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение потребленные в целях содержания общего имущества, в спорный период времени, зачесть к оплате будущих платежей.

Разрешая требования истца о взыскании с ТСН “Ярославский 10” штрафа за оплаченные, но не потреблённые коммунальные ресурсы по нормативу, вместо методики расчёта по показаниям общедомовых приборов учёта, в перерасчёте которых было отказано в досудебном порядке в размере 6305 (рублей 01 коп., суд приходит к следующему.

Расчет, составленный истцом, не обоснован, поскольку использованные в нем данные ничем не подтверждены, сведений об оплате истцом непредставлено.

Кроме того, способы защиты гражданских прав приведены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, и избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а также привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав заявителя.

Исходя из содержания части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащий способ защиты нарушенного права истца является понуждение ответчика к исполнению обязанности по проведению перерасчета размера расходов, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований о выплате денежных средств истцу следует отказать.

Частью 1 ст. 88 ГПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Истцом понесены расходы на оплату услуг почты в размере 206 рубле 84 копейки.

Указанные расходы суд признает необходимыми и подлежащими включению в судебные издержки по правилам абзаца 9 ст. 94 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 89 Гражданского процессуального кодекса РФ, льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей.

В силу со ст. 333.17 Налогового кодекса РФ плательщиками государственной пошлины признаются:

    организации;

    физические лица.

Указанные в пункте 1 настоящей статьи лица признаются плательщиками в случае, если они:

    1) обращаются за совершением юридически значимых действий,предусмотренных настоящей главой;

    2)    выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражныхсудах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этомрешение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплатыгосударственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

В соответствии с ч. 1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

        При таких обстоятельствах, поскольку истец на основании закона была освобождена от уплаты государственной пошлины, и решение суда состоялось в ее пользу, то с ответчика ТСН «Ярославский 10» суд полагает взыскать государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в размере 300 рублей

        С учетом изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд

                                                     Р Е Ш И Л:

Исковые требования Абрамовой Марии Викторовны к ТСН «Ярославский 10» о признании незаконным метода расчета согласно нормативу при наличии общедомовых и индивидуальных приборов учета, перерасчете платы, начисленной потребителю за содержание общего домового имущества за период с января 2018 года по июнь 2021 года исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета по каждому коммунальному ресурсу: горячее и холодное водоснабжение, электроэнергию, взыскании штрафа и взыскании почтовых расходов, - удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ТСН «Ярославский 10» по начислению Абрамовой Марии Викторовне по адресу: г.Волгоград, ул. Ярославская, 10 кв.80 платы за коммунальный ресурс - горячее и холодное водоснабжение, электроэнергию, потребляемых в целях содержания общего имущества в доме № 10 по ул. Ярославская в Советском районе г. Волгограда за период с января 2018 года по июнь 2021 года, произведенных по нормативу коммунального ресурса без учета фактических показаний общедомовых приборов учета.

Обязать ТСН «Ярославский 10» произвести перерасчет и излишне начисленные и уплаченные Абрамовой Марии Викторовне (лицевой счет 80) за коммунальный ресурс - горячее и холодное водоснабжение, электроэнергия, потребляемые в целях содержания общего имущества в доме № 10 по ул.Ярославская в Советском районе г.Волгограда за период с января 2018 года по июнь 2021 года, произведенных по нормативу коммунального ресурса без учета фактических показаний общедомовых приборов учета, зачесть в оплату будущих платежей.

В удовлетворении исковых требований Абрамовой Марии Викторовны к ТСН «Ярославский 10» о взыскании штрафа, - отказать.

Взыскать с ТСН «Ярославский 10» в пользу Абрамовой Марии Викторовны почтовые расходы в размере 208 рублей 84 копейки.

Взыскать с ТСН «Ярославский 10» в бюджет муниципального образования город-герой Волгоград госпошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.

         Полный (мотивированный) текст решения изготовлен 01 декабря 2021 года.

Судья:                                                                           Т.В. Макарова

2-2471/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Абрамова Мария Викторовна
Ответчики
ТСН "Ярославский 10"
Другие
Управление "Жилищная инспекция Волгограда"
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области
Суд
Советский районный суд г. Волгоград
Судья
Макарова Татьяна Васильевна
Дело на странице суда
sov.vol.sudrf.ru
14.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2021Передача материалов судье
19.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2021Судебное заседание
12.10.2021Судебное заседание
24.11.2021Судебное заседание
01.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее